Значимость гражданского общества и правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и государства и на основе этого сделать выводы.

В ходе исследования автором были поставлены следующие задачи:

– определить современное понимание гражданского общества и правового государства;

– исследовать закономерности и принципы взаимосвязи гражданского общества и государства;

– сделать выводы о взаимосвязи гражданского общества и правового государства.

Содержание

Введение………………………………………………………................ 2
Глава 1. Гражданское общество: понятие, принципы, структура....... 4
1.1 Понятие гражданского общества………………………………….. 4
1.2 Сущность гражданского общества…………………………...…… 5
1.3 Структура гражданского общества………………………………... 8
Глава 2. Понятие и сущность правового государства. Принципы правового государства…………………………………………………. 11
2.1 Понятие и сущность правового государства………………...…… 11
2.2 Принципы правового государства………………………………… 14
Глава 3. Становление взаимоотношений гражданского общества и государства…………………………………………………………...…. 22
Глава 4. Значимость гражданского общества и правового государства……………………………………………………………. 29
Заключение………………………………………………………...……. 33
Список используемой литературы……………………………...…...

Работа содержит 1 файл

Дмитрий Безгодов.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

      Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность  – таковы краеугольные камни и вместе с тем фундаментальные ценности гражданского общества. В этих приоритетах речь не идёт о том, чтобы всех поголовно и в обязательном порядке сделать собственниками – многие этого просто не желают, но такая возможность для каждого должна сохраняться. В этом корень вопроса. Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Там, где нет уважения к собственности, там нет и уважения к личности. Собственность «есть наличное бытие свободы, она сама по себе – существенная цель».3

    Формирование  гражданского общества предполагает разгосударствление многих сторон его жизни и деятельности. Но это вовсе не означает, что оно совсем не нуждается в государственности. Просто государство должно найти в нем «своё место», отказаться от тотального контроля и ответственности за решение всех проблем, переключить внимание в те сферы, где оно действительно необходимо и где обязано четко выполнять свои изначальные функции (охрана правопорядка, оборона, законотворчество, судопроизводство, защита прав граждан, внешняя политика, бюджет, экология, связь, транспорт и т.д.). На рынке же должны действовать свободные, но законопослушные собственники. Но хотя главная идея гражданского общества – его относительная независимость от государства, но именно относительная, а не абсолютная независимость. Более того, может сохраняться даже монополия государства на некоторые отрасли хозяйствования.

     Государство гражданскому обществу необходимо, вопрос только в   том – какое, с какими функциями. Оно нужно прежде всего для создания организационно-правовых основ жизни. Ослабление роли государства при проведении реформ в России – одна из самых серьёзных ошибок реформаторов, которая теперь начинает постепенно осознаваться и отчасти исправляться.

    Суммируя  вышеизложенное, можно кратко определить гражданское общество как открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу.

    Становление гражданского общества в России –  магистральная и долговременная задача, решение которой зависит  от множества факторов и условий. И несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся в стране, весь ход  осуществляемых ныне реформ ведёт в конечном счете к достижению указанной цели.

 

Глава 2. Понятие и сущность правового государства. Принципы правового государства 

2.1 Понятие и сущность правового государства 

      С гражданским обществом тесно  связано и правовое государство.

      Размышления о том, что такое правовое государство, когда появилась его идея и  как она развивалась, каковы цель и назначение правового государства  – практически всегда возникали  у философов, историков, юристов, вне  зависимости от их взглядов и суждений. Но независимо от их суждений и взглядов существование правового государства ассоциировалось у них с торжеством закона, законности, гуманизма, добра и справедливости.

      Идеи  античности представляют определённый интерес для истории идеи правового государства. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Они считали, что политическая форма общежития людей, где закон обязателен как для граждан, так и для самого государства, наиболее разумна и справедлива. Хотя, существовавшие в античности образования называть государствами в современном понимании было бы неправильно. Великие умы древности заложили важнейший постулат правового государства – закон должен быть владыкой над всеми, в том числе и над правителями. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

      Следующим этапом формирования идей о правовом государстве можно назвать эпоху  Просвещения, Новое время, т.е. эпоха  начавшихся демократических революций (XVII – XVIII вв.). В этот период в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли следующие прогрессивные мыслители: Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон и др.

      Идеи  правовой государственности развивались  в русле достижений предшествующей политико-правовой мысли и прежде всего естественно правовых представлений о свободе и правах человека, о приоритете естественного права перед позитивным правом и государством, о правовых формах и пределах осуществления государственной власти, о разграничении властных полномочий различных органов государства и т.д. Именно на этом этапе были сформированы отдельные принципы правового государства.

      Позже идею правового государства развил немецкий философ Имануил Кант, считавший, что в правовом государстве источником нравственных и правовых законов выступает практический разум или свободная воля людей. И именно с его именем чаще всего связывают идею правового государства.

      Это считается третьим этапом – этапом становления теории правового государства как целостной философской и политико-юридической концепции. Термин «правовое государство» ввёл в научный оборот Роберт фон Моль, который прочно утвердился в немецкой юридической литературе и получил в дальнейшем широкое распространение.

      Следующее рождение идея правового государства  обрела в современном мире в период развала диктаторских, авторитарных режимов в Германии, Италии, Испании  и Португалии, колониальных империй, утверждение демократии.

      В современном понимании правовое государство (англ. Law juridical legal state) – это тип государства, основанного на конституционном режиме, развитой и непротиворечивой правовой системе и эффективной судебной власти, реальном разделении властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, развитым социальным контролем политики и власти. Общее демократическое устройство системы власти и политики правового государства органически связано с его правовыми установками.

     В основе правового государства находится юридическое и фактическое равенство государственной власти, гражданина, общества перед законом. Высшая власть в правовом государстве – это власть закона, которому в равной мере подчиняются все – от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан.

     Общественным сознанием правовое государство воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется.

     В идее правового государства можно  выделить два главных аспекта:

    1) свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав;

    2) ограничение правом государственной  власти.4

      Права человека как главное звено правового  режима стимулирования для индивида есть источник постоянного воспроизводства  его инициативы, предприимчивости, инструмент развития гражданского общества. В современный период проблемы прав человека выходят на международный, межгосударственный уровень, что подтверждает правомерность их приоритета над проблемами государства, свидетельствует об их общенациональном характере. Они всё прочнее становятся точкой отсчета в национальных правовых системах, правовом регулировании.

     Права человека и правовое государство  характеризуются общими закономерностями возникновения и функционирования, т.к. существовать и эффективно действовать  они могут только вместе. Оба феномена имеют в своей основе право, что свидетельствует о том, что соединяющим звеном между человеком и государством должно быть именно право, а отношения между ними – истинно правовыми.

     Именно  в связанности, ограничении правом государства и заключается сущность правового государства. Здесь право выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Ведь поскольку политическая власть (главным образом власть исполнительная) имеет склонность вырождаться в различные злоупотребления, для неё необходимы надежные правовые рамки, ограничивающие и сдерживающие подобные негативы, возводящие заслон её необоснованному и незаконному превышению, попранию прав человека. 

2.2. Принципы правового государства 

      Из  определения правового государство  вытекают тесно связанные с гражданским обществом принципы правового государства:

  • господство права во всех сферах жизни общества и верховенство правового закона;
  • незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина;
  • взаимная ответственность гражданина и государства;
  • принцип разделения властей как конституционный политический принцип;
  • принцип правовой экономики;
  • основой правового государства может служить только развитое гражданское общество, которое надёжно осуществляет контроль за государственной властью, прежде всего, – исполнительной.5

      Рассмотрим  основные признаки правового государства.

  • Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах, равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. В то же время правовой закон не допускает своеволия законодателя. Различного рода законодательные ограничения и запреты субъективного характера подрывают основы правового государства, сдерживают общественный прогресс.

      Основной  закон правового государства  – конституция, в которой сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни, всё текущее законодательство должно ей соответствовать. Приоритет конституции является неотъемлемой чертой правового государства и поэтому правовое государство – это конституционное государство.

      Верховенство  закона, и прежде всего конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого  правового порядка в обществе.

  • Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина. Человек, его и права и свободы в правовом государстве не только объявляются высшей целью, они – цель государственного развития. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».6 Современное понимание обеспечения интересов личности позволяет во главу угла общественного развития ставить исключительно человека и его интересы. Государственное вторжение в сферу индивидуальной автономии личности ограничивается посредством признаваемых за человеком и гражданином неотъемлемых прав и свобод, которые не могут быть нарушены или произвольно ограничены государством, а в случае нарушения данных прав они обеспечивается судебной защитой. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное его проявление охватывается формулой: «Всё, что не запрещено индивиду, ему дозволено», – и наоборот: « Всё, что не дозволено власти, ей запрещено». Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, объективными социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками.
  • Взаимная ответственность государства и личности является способом ограничения политической власти. Еще И. Кант сформулировал данную идею: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

Информация о работе Значимость гражданского общества и правового государства