Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:47, курсовая работа
Объект и предмет курсовой работы. Объектом исследования являются процессы и пределы осуществления прав, комплекс правовых норм российского и зарубежного законодательства, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе использования недопустимых способов осуществления субъективных прав
Предметом работы выступает правовое явление «злоупотребление правом», соотношение злоупотребления правом с другими правовыми явлениями: правомерное поведение и правонарушение.
Целью настоящей работы является выявление пределов злоупотреблением правом, формирование критериев, позволяющих с достаточно» степенью определенности и конкретности определить случаи осуществления, субъективных прав с нарушением выявленных пределов их осуществления, оценка подобного осуществления права с точки зрения противоправности и правомерности
Задачи:
определить сущность и признаки злоупотребления правом с учетом
результатов последних исследований, содержащихся в юридической литературе;
установление значение пределов осуществления субъективного права при разрешении проблемы злоупотребления правом;
классифицировать виды злоупотребления правом;
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика злоупотребления в праве. 5
1.1.Историческое становление категории злоупотребление правом в российском законодательстве. 5
1.2. Понятие злоупотребления правом 9
Глава 2 Классификация и последствия злоупотреблением правом 15
2.1. Классификация злоупотребления права. 15
2.2.Последствия злоупотребления правом 20
Заключение 23
Список литературы: 25
Также
существует классификация по признаку
правомерности и
Вместе с тем, отрицание противоправности злоупотребления правом не дает оснований для характеристики его в качестве правомерного поведения.
При правомерном злоупотреблении правом поведение лица не признается законодателем противоправным. Действия лица считаются, с точки зрения закона допустимыми, то есть правомерными, лицо действует в рамках субъективного права, но это приводит к негативным последствиям для других лиц.
Своеобразие
юридических последствий
С середины двадцатого века и до настоящего момента существуют две противоположные концепции ответственности в праве, разграничение подходов которых во многом заключено в соотношении категорий «ответственности» и «санкции».
Сторонники первой исходят из понимания ответственности как формы государственного принуждения, что позволяет им не только эффективно отграничить ее от иных социальных мер воздействия, но и практически отождествить с правовой санкцией. По мнению В.П.Грибанова, к примеру, гражданско-правовая ответственность есть одна из форм государственного принуждения, означающая применение санкций имущественного характера, направленных на восстановление нарушенных прав и стимулирование нормальных экономических отношений юридически равноправных участников гражданского оборота.
Сам по себе отказ в защите права в качестве меры ответственности пониматься, по нашему мнению, не может, поскольку не обременяет злоупотребляющего правом дополнительно. Единственная мера, сущность которой соответствует и смыслу отказа в защите и признакам ответственности лишение права, однако, современное представление о принципах регулирования частных отношений не совместимо с подобной трактовкой санкции за злоупотребление гражданским правом.
В советский период правоведы и практики нередко отождествляли отказ в защите с лишением права. Определенная логика в их рассуждениях есть. Тем более, что основаны они на постулате о неразрывности понятий «субъективное право» и возможности его государственной защиты. "Но раз субъективному праву отказано в защите со стороны закона, то оно становится юридически незащищенным и тем самым перестает быть правом24.
Нужно заметить, что лишение или прекращение права признавалось не единственной формой проявления отказа в защите права. Напротив, подчеркивался широкий спектр юридических последствий, означающих для управомоченного лица применение этой санкции. Отмечалась неприемлемость вывода о всеобщности лишения права в качестве санкции за его ненадлежащее осуществление.
Применять такую разновидность санкции как прекращение права рекомендовалось в исключительных случаях, «когда ненадлежащее осуществление права поражает субъективное право в полном его объеме». О лишении права чаще всего говорилось в связи с получением нетрудовых доходов от сдачи в наем дома или квартиры. В данной ситуации имущество подлежало конфискации в доход государства, без каких-либо компенсаций собственнику.
Критерий, согласно которому суд должен был устанавливать полностью или в части субъективное право служило орудием правонарушения, для выбора соответствующего способа воздействия на управомоченное лицо в рамках отказа в защите его права, представляется абсолютно не приемлемым в современных условиях. К тому же его предлагалось использовать в совокупности с другими обстоятельствами дела, например, систематичностью совершаемых действий, особой злостностью, характером личности нарушителя.
В юридической литературе последнего времени отказ в защите гражданских прав в качестве санкции за злоупотребление правом также предлагается понимать в нескольких проявлениях. Куликова Л.А. отмечает, с одной стороны, единственность санкции за злоупотребление, а, с другой стороны, называет формы отказа в защите, такие как отказ в конкретной форме защиты права, при сохранении самого права, отказ в защите отдельного правомочия, лишение субъективного права25.1
Со времени римского частного права известен тезис, согласно которому правовую возможность от простой социальной (фактической) отличает такой элемент ее содержания как государственная защита. Его можно назвать общепризнанным. В частности, в литературе не раз высказывались суждения такого рода. В.П. Грибанов обращал внимание на то, что Субъективное право, предоставленное лицу, но не обеспеченное от его нарушения необходимыми средствами защиты, является лишь «декларативным правом»26. С ним солидарен в этом вопросе профессор В.А.Тархов, отмечающий: "Если же материальное субъективное право действительно существует, то оно подлежит защите независимо от спорного деления на «регулятивное и охранительное».27
.
В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы:
1. Одной из форм обеспечения общественных интересов, которые могут быть затронуты при осуществлении правом управомоченным лицом является установление определенных границ осуществления субъективных нрав, пределов их осуществления и установление обязанности каждого управомоченного лица при осуществлении своего права соизмерят свое поведение не только в соответствии с требованиями закона, но и с соблюдением норм морали, с критериями разумности и добросовестности, назначением права и соотносимость своего поведения своим интересам и интересам других лиц.
2. Не являясь ни правонарушением, ни правомерным повелением, злоупотребление правом представляет собой юридически допустимые действия субъекта по осуществлению своего права в границах принадлежащего ему субъективного права, нарушающее пределы осуществлении субъективного права пли ненарушающее данные пределы, но являющееся социально вредным и общественно порицаемым и причиняющее вред нравам, свободам и интересам других участников общественных отношений. При этом исследуемое явление может носить как противоправный, так и правомерный характер.
3.В отличие от юридических действий, которые имеют ясно выраженный противоправный характер и содержат осе признаки правонарушения злоупотребление правом представляет собой прежде всего такое осуществление субъективного права, которое идет вразрез с его назначением, ролью, функцией, местом в правовом регулировании общественных отношений, нарушает пределы осуществления нрава, но не нарушает запрет, содержащийся в правовой норме. Таким образом, противоправное злоупотребление криком - это наведение управомоченного лица, не нарушающее нормы права, а в пределах субъективного права, но выходящей за установленные пределы осуществления прав, будет являться не правонарушением, а противоправным злоупотреблением правом.
4. Правомерное
поведение субъекта во