Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:19, курсовая работа
Цель работы – исследование вопросов исторического значения такого сословно-представительного учреждения, как земские соборы.
Цель предопределила следующие задачи:
- изучить социально-экономические и политические причины появления земских соборов;
- рассмотреть формирование земских соборов, а также изменение их составов на протяжении 16-18 веков;
- проанализировать порядок работы, структуру, делопроизводство земских соборов;
- охарактеризовать виды земских соборов и их полномочия.
Введение………………………………………………………………………....2
Раздел 1. Причины появления Земских соборов: социально-экономические
и политические .............................................................................................4
Раздел 2. Формирование Земских соборов и изменение их состава
на протяжение XVI-XVII веков…………………………………………..10
Раздел 3. Порядок работы, структура, делопроизводство Земских соборов……………………………………………………………………….......19
Раздел 4. Виды Земских соборов и их полномочия ………………..…………23
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы………………………………………………………………30
Раздел 3. Порядок работы, структура, делопроизводство Земских соборов
Созыв Земского собора в XVI- XVII вв. объявлялся царской грамотой. В земские соборы входили царь, Боярская дума, верхи духовенства - Освященный собор в полном составе. Они являлись как бы верхней палатой, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Нижняя палата была представлена выборными от дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество). Выборы в нижнюю палату проводились не всегда. Иногда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах. Значительную роль в земских соборах играли дворяне, и прежде всего торговые люди, участие которых было особенно важно для решения различных денежных проблем (для обеспечения средствами при организации ополчения и др.).
Продолжительность заседаний земских соборов зависела от обстоятельств и существа обсуждавшихся вопросов. В ряде случаев земские соборы функционировали непрерывно по нескольку лет. После изгнания иностранных интервентов, в первые годы правления Михаила Романова, страна переживала экономическую разруху и серьезные финансовые трудности. Царизм нуждался в поддержке различных слоев населения, особенно богатейших кругов торговых людей. Земские соборы в то время заседали почти непрерывно. С 20-х гг. XVII в. земские соборы стали собираться реже. Созыв последних соборов относится ко второй половине XVII в.[1]
Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям ("по палатам"), но принимались всем составом Собора. Соборы собирались на Красной площади в Москве, в Патриарших палатах или Успенском соборе Московского Кремля, позже - в Золотой палате или Столовой избе.
Структура соборов достаточно сложна, как уже отмечалось, заседания проходили по сословным куриям. Наиболее представительным с социальной точки зрения был Земский собор (1566), решавший вопрос о войне с Польшей, на нем сформировалось 5 курий: духовная, боярская, чиновническая, дворянская, купеческая.
Полномочия Земского собора были неопределенные и безграничны (от избрания царя и принятия важнейших кодексов до решения мелких хозяйственных вопросов), особого регламента деятельности Земского собора поначалу не существовало. Неизменным было одно: Земский собор созывался только по царскому повелению. Земский собор действовал в тесной связи с царской властью и Боярской Думой.
Делегаты Земского собора были выборными представителями, однако на Собор XVI в. делегат мог попасть в силу своего служебного звания, положения или по должности. Как считал В.О. Ключевский, Земский собор XVI в. не был народным представительством, но лишь расширением центрального правительства (царской администрации и Боярской думы). В отличие от Западной Европы, Земские соборы родились не в политической борьбе различных социальных групп с противоречивыми интересами, а из административно-управленческих потребностей обширного государства[1].
Земские соборы были советами всея земли при правительстве, которое они включали в свой состав, хотя и действовали по почину правительства в тех трудных и тяжелых случаях государственной жизни, когда верховная власть не хотела или не могла взять на себя почин в разрешении того или иного вопроса[2].
Заседания обычно начинались торжественным открытием, речью царя или выступлением от его имени, объясняющим причины созыва собора. Обычно суть соборного совещания сводилась к тому, что от имени царя на собор подавали вопросы или предложения, а он, в свою очередь, давал ответы и решения (приговоры).
После открытия собор разделялся на обсуждение вопросов по "чинам" или сословным группам. Обсуждение вопросов (во всяком случае, вопросов общегосударственных преобразований) происходило раздельно: на думном соборе и на соборе с более широким числом участников. Более того, некоторые исследователи говорят о раздельных собраниях "воевод, княжат, детей боярских и дворян больших" в феврале 1549 г. как о чем-то "вроде второй палаты земского собора". Каждая часть собора (Боярская дума, Собор высшего духовенства, собрание стольников, московских дворян и т. д.) решала вопрос отдельно и составляла письменный документ. Решения объединялись на втором общем собрании. Таким образом, несмотря на то, что устойчивых сословных палат не было, а участники земских соборов не пользовались равными правами, деление на группы отдаленно напоминало палатную систему.
Необходимо сказать, что приговоры соборов (кроме избирательных) не были обязательными для выполнения царем и его правительством. В то же время они принимались, как правило, единогласно, причем это единомыслие являлось не результатом давления, а поиском такого решения, которое признавалось бы правильным всеми участниками. Вопрос обсуждался до тех пор, пока не приходили к какому-либо соглашению, которое затем передавали на усмотрение государя[1]. Такой подход к процессу принятия решения гораздо более конструктивен, чем античный и современный методы "за" и "против". При невозможности договориться бросали жребий, т. е. отдавали прерогативу принятия решения воле Бога или вообще отказывались от своего мнения, однако не в виде протеста, а заранее соглашаясь с мнением.
В деятельности соборов проявилась характерная особенность российской государственности: совместный поиск властью и сословиями решения наиболее важных проблем государственной жизни. Налицо - серьезное отличие русского политического сознания от западного, которое исходит из представления о необходимости найти разумный компромисс частных интересов в деятельности представительных органов. Русская политическая культура, проявленная в деятельности соборов, испытывает потребность в объединяющей государство поистине, которая должна быть принята всеми и реализация которой должна подчинить себе частные интересы[1]. Собор собирается не для выработки компромисса, его цель - уяснение высшей истины, которая не нуждается в корректировках, самодостаточна и универсальна.
Итак, земские соборы собирались не систематически, но в первой половине 17 в. довольно часто. Вопросы, подлежавшие обсуждению, подготавливались царем и Боярской думой. Они относились, как правило, к таким важным сторонам государственной жизни, как внешняя политика, финансы, законодательство. Продолжительность работы Земского собора была различна: от нескольких часов, дней до нескольких месяцев и даже лет. Решения оформлялись принятием специального соборного документа, как правило, «приговора».
Раздел 4. Виды Земских соборов и их полномочия
Для уяснения роли земских соборов, их существа, их влияния на историю этого периода сословно-представительской монархии и формирования абсолютной монархии, проведем их классификацию по нескольким признакам. Ключевский классифицирует соборы по признакам:
-избирательные, они избирали царя, выносили окончательное решение, закрепленное соответствующим документом и подписями участников собора (рукоприкладство).
-совещательные, все соборы, которые давали совет на запрос царя, правительства, высшей духовной иерархии.
-полные, когда земские соборы имели полное представительств, подобное тому, которое было рассмотрено на примерах соборов 1566 г. и 1598 г.
-неполные, когда на земских соборах были представлены Боярская дума, "освященный собор" и лишь частично дворянство и третье сословие, а на некоторых соборах-совещаниях две последних группы в силу соответствующих тому времени обстоятельств могли быть представлены символически.
С точки зрения общественно политической значимости соборы можно разделить на четыре группы:
-созванные царем;
-созванные царем по инициативе сословий;
-созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя;
К первой группе принадлежит большинство соборов. Ко второй группе относится собор 1648 г., который собрался, как прямо сказано в источнике, по челобитью царю людей "разных чинов", а также ряд соборов времен Михаила Федоровича. К третьей группе относится собор 1565 г., на котором решался вопрос об опричнине и соборы 1611-1613 г.г. о "совете всей земли", о государственном устройстве и политических порядках.
Избирательные соборы (четвертая группа) собирались для выбора, утверждения на престоле Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова, Петра и Иоанна Алексеевичей, а также предположительно Федора Ивановича и Алексея Михайловича.
Созывались воинские соборы, зачастую они были экстренным сбором, представительство на них было неполным, приглашали тех, кто заинтересован в территории, являющейся причиной войны и тех, кого в короткие сроки можно призвать в расчете на поддержку политики царя.
В число соборов включено и три церковных собора в силу следующих обстоятельств:
1) на этих соборах все же присутствовал земской элемент;
2) решаемые религиозные вопросы в те исторические времена и мели и светское "земское значение"
Конечно, эта классификация условна, но она помогает уяснить содержание деятельности соборов.
Для более глубокого понимания роли соборов целесообразно провести еще одну классификацию:
-Соборы, решавшие вопросы реформ;
-Соборы, решавшие внешнеполитические дела Руси, вопросы войны и мира;
-Соборы, решавшие дела внутреннего "устроения государства", в том числе способов усмирения восстаний;
-Соборы смутного времени.
В 1598г., заседал собор, избравший Бориса Годунова на царство. Собору предшествовала попытка решить вопрос с помощью московского веча. В 1605г., при избрании Федора Борисовича собор был заменен вечем; собор того же года осудивший Шуйского, и собор 1606г., избравший того же Шуйского в цари, не были земскими соборами, а заседаниями думы с участием граждан Москвы. Собрание 1610г., низвергнувшее Шуйского, было заменено земским собором, а вечем провинциальных служилых людей, скопившихся в Москве, с насильственным участием патриарха и бояр.
По окончании смут временное правительство пригласило в ноябре 1612г., выборных от всех частей государства (даже Сибири), "крепких и разумных, по стольку пригоже"; они съехались в начале 1613г., 7 февраля после других прений состоялось избрание Михаила Федоровича Романова, хотя он въехал в Москву 2 мая, а 11 был коронован, собор не был распущен, он продолжал заседать и участвовать во всех важнейших государственных актах 1613,1614 и, может быть, 1615г. этот собор со всей справедливостью может быть назван "великим" по полноте его, важности принятых решений и долговременности заседаний. В 1616г. созван новый собор, который также заседал несколько лет, занимаясь как внутренними делами (сбором денег в государственную казну, местничеством), так и внешними (о мерах зашиты Москвы от нашествия Владислава - на заседании 9 сентября 1618г.). В 1619г., заседал новый собор, участвовавший в избрании патриарха Филарета Никитича и сделавший весьма важное распоряжение о новой описи государства, о прикреплении посадских людей; он же создал новое учреждение для разбора жалоб "сильнейших людей" и, наконец, решил произвести выборы новой соборной сессии. В 1620г., этот собор занимался делами текущего законодательства (об утайке поместий, о справке их за женихами вдов и девиц). В 1621г. решил важный вопрос внешней политики о заключении союза с шведами, турками и татарами против Польши и распорядился о разборе служилых людей; в исполнение этих решений были посланы от собора грамоты в провинции для всенародного оповещения. 1622-1632гг. составляют пробел в соборной деятельности. В 1632г.,после смерти Сигизмунда III, московское правительство объявило войну с Польшей: в то же время заседал и земский собор в Москве (неизвестно, когда созванный, но по всей вероятности, еще до войны и решивший войну); он заседал и в 1633 и 1634гг.; главными его актами было вотирование экстраординарных налогов на войну ("пятой деньги") вследствие усиленных просьб о том правительства. 17 декабря 1636г. были посланы в города грамоты о призыве дворян и детей боярских по 6чел. от уезда "для государева и земского дела" (впоследствии в этом соборе участвовали также "гости, и торговые всякие жилецкие люди); в декабре 1637г. собор решил вопрос о защите от крымского хана (который намеревался напасть на московское государство в связи с взятие казаками Азова) и назначил средства для этой войны. Быть может, к этому же собору относится мнение духовенства о мщении крымцам за оскорбление московских послов. Крымский хан, однако, не напал, и войны не было. Зато турки решили отнять у казаков взятый ими Азов; хотя им это не удалось, но донцы видели невозможность удержаться собственными силами и обратились к московскому правительству. В соборе 1642 г. не участвовали выборные от провинциальных посадов; всех членов собора насчитывают 195. Ему предложено было решить : 1) принять ли Азов от казаков и, следовательно, воевать ли с турками; 2) где взять для этого ратных людей и денег? Все чины собора высказались за войну, но все в то же время заявили о крайнем истощении государства; правительство не захотело эксплуатировать общий патриотизм и поступило по смыслу соборного решения, т. е. отказалось от войны. При этом члены собора, каждый по своей части, представили вниманию царя множество внутренних неурядиц и средств исправления их.
После 1653 г.царь Алексей до своей смерти в 1676 г. не созывал соборов. Причины ослабления соборной деятельности в середине XVII в. Заключается в том, что издание Уложения надолго успокоило новые законодательные запросы, и в том, что с 1654 г. начался ряд непрерывных войн за Малороссию с Польшей. При царе Федоре Алексеевиче в 1681-1682 гг. был созван полный и весьма важный собор, разделенный на две палаты: служилых и тяглых людей, по вопросам о полной реорганизации этих двух классов. Результатом собора было уничтожение местничества; может быть, тот же собор был призван к избранию преемника Федору. Это был последний собор.
Итак, в данном разделе рассмотрено несколько классификаций (видов) соборов. Так, рассмотрена классификация, предложенная Ключевским, который рассматривает такие виды земских соборов, как: избирательные, совещательные, полные и неполные.
Как правило, в литературе рассматриваются следующие основные группы: 1) соборы, которые созывал царь по своей инициативе; 2) соборы, которые созывал царь, но по инициативе сословий; 3) соборы, созванные сословиями или по их инициативе в отсутствие царя либо направленные против него; 4) соборы, избирающие на царство. Полномочия земских соборов, как отмечалось выше, были разнообразны – от дел государственных, до финансовых и законодательных. Так, решались вопросы реформ; внешнеполитические дела Руси, вопросы войны и мира; дела внутреннего "устроения государства", в том числе способов усмирения восстаний; проблемы смутного времени. В исторической литературе высказывалось мнение, что земские соборы были совещательными органами при царе. В действительности же они являлись высшими органами государственной власти. Ни созыв, ни решения Земских соборов формально не были обязательны для царя. Но реально он не мог не считаться с мнением дворянских и и богатых посадских кругов, ибо успешность его политики зависела от их поддержки. Фактически Земские соборы в какой-то мере ограничивали власть царя, но в то же время они ее всемерно укрепляли.
Заключение
Таким образом, появление Земских соборов результат объединения русских земель в единое государство, ослабления княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и отчасти верхов посада. Земские соборы возникли у нас в одно время и в связи с местными реформами царя Ивана IV. Изменение титула было важной политической реформой, имевшей целью укрепление власти монарха, ликвидацию основы для притязаний на престол со стороны различных княжат, бывших удельных князей. В конце ХVI в. сложился порядок утверждения (избрания царя на Земском соборе), что должно было способствовать упрочнению авторитета монаршей власти. Земские соборы были необходимы монарху для поддержания крупных мероприятий - ведения войны, изыскания новых доходов и пр. Цари, опираясь на земские соборы, могли через них проводить соответствующую политику даже вопреки воле Боярской думы.
Земский собор XVI в. был не народным представительством, а расширением центрального правительства. Это расширение достигалось тем, что в состав Боярской думы, т.е. государственного совета, в особо важных случаях вводился элемент, по происхождению не правительственный, а общественный, но с правительственным назначением: это были верхи местных обществ, служилых и промышленных, стянутые в столицу. Через посредство Земского собора народ принимал участие в государственном правлении, но не непосредственно, как на вече, а через представителей, естественных или выборных.
Информация о работе Земские соборы: история возникновения, состав, права и значение