Защита прав и свобод человека и гражданина

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Свобода личности имеет сложную структуру. Она состоит из индивидуальной экономической, социальной и культурной свобод. Каждая из указанных граней свободы личности обладает определенной спецификой и реализуется в определенной сфере человеческого бытия.
Индивидуальной свободе присущи определенные признаки, характеризующие ее природу, качественное своеобразие. Прежде всего она реализуется в сфере некоторой обособленности, самоопределения личности.

Работа содержит 1 файл

курса.doc

— 110.00 Кб (Скачать)
y">  Особенности правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере  индивидуальной свободы. Правовые нормы, гарантирующие индивидуальную свободу, – это прежде всего международно-правовые, конституционные нормы, которые устанавливают право на жизнь, свободу и неприкосновенность личности и другие гражданские права. Кроме того, к ним относятся и некоторые гражданско-правовые (право на имя, право на честь и личное достоинство и др.), уголовно-правовые (например, право необходимой обороны) и иные нормы других отраслей права.

  Общественные  отношения, в которых находит  свое проявление индивидуальная свобода граждан, имеют сложную структуру. Во-первых, среди них можно выделить общественные отношения, непосредственно выражающие возможности индивидуума беспрепятственно располагать самим собой, совершать поступки, защищать честь и достоинство, обладать свободой совести, тайной личной жизни и т.д. Данной группе общественных отношений принадлежит первостепенное место, ибо она связана с непосредственным обладанием гражданином благами личной свободы. Во-вторых, существуют общественные отношения, в которых выражаются условия правомерности, границы сферы индивидуальной свободы, поскольку она не безгранична, а ее реализация не может быть сопряжена с посягательством на интересы общества, государства и других лиц. В-третьих, следует выделить общественные отношения, возникающие в связи с ограничением (правомерным или неправомерным) личной свободы.

  Специфика механизма правового регулирования  в сфере индивидуальной свободы  заключается в том, что первая из указанных нами групп общественных отношений в принципе не подлежит юридической регламентации. Например, закон не регулирует сугубо личные вкусы, желания: выбор друга, индивидуальные особенности быта и т.д.

  Состояние современной культуры, уровень цивилизации  позволяет прийти к выводу, что  в принципе сфера индивидуальной свободы не подлежит правовому регулированию.

  Первая  группа рассматриваемых нами отношений, как правило, не подвергается государственному контролю. Правовому регулированию  подлежат вторая и третья группы общественных отношений. Признание государством субъективных прав и возложение юридических обязанностей на их участников вызывается объективной необходимостью. Ведь эта сфера социального бытия существует не в безвоздушном пространстве и не на необитаемом острове, а на территории, где действует суверенная государственная власть. Верховенство, как важнейшая часть государственного суверенитета, в частности, предполагает, что именно государственная власть определяет весь строй правовых отношений, устанавливает общий правопорядок и правоспособность всех внутригосударственных союзов и лиц, а также обладает монополией известного принуждения внутри границ данного государства.

  Однако  пределы государственно-правового  регулирования определяются существованием прав человека, поскольку, как сказано  в ст. 2 Конституции РФ, их признание, соблюдение и защита – обязанность государства. Одно из определений прав человека заключается в том, что они выступают в качестве пределов осуществления государственной власти. Вместе с тем, в процессе реализации индивидуальной свободы интересы личности могут стать объектом противоправных действий отдельных граждан или должностных лиц. В связи с этим возникает необходимость в юридическом гарантировании индивидуальной свободы.

  В то же время не исключены сопряженные  с нарушением прав других граждан злоупотребления личными правами со стороны субъектов указанных прав. А это влечет за собой необходимость юридического установления точных границ индивидуальной свободы. Наконец, существуют объективные условия, которые неизбежно приводят в некоторых случаях к ее правомерному ограничения в виде задержания, ареста, обыска, установления ограничений в личной переписке осужденных, в передвижении граждан в связи с карантином и т.д.

  Всеобщая  декларация прав человека (ч. 2 ст. 29) предусматривает три условия правомерного ограничения прав человека:

  1) если они установлены законом;

  2) если они обеспечивают должное  признание и уважение прав  других лиц;

  3) если они направлены к удовлетворению  справедливых требований морали, общественного порядка и общего  благосостояния в демократическом обществе.

  Исходя  из международных стандартов, Конституция  РФ четко определила условия правомерного ограничения пределов индивидуальной свободы. В ч. 3 ст. 56 Конституции устанавливается принцип недопустимости ограничения таких гражданских прав, как право на жизнь, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, права на распространение информации о частной жизни, свободу совести и вероисповеданий, а также юридических гарантий гражданских прав.

  Конституция оговаривает, что перечисление в  ней основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или  умаление общепризнанных прав и свобод (ч. 1 ст. 55). Закреплен обращенный к законодателю запрет издавать законы, отменяющие или умаляющие права человека (ч. 2 ст. 55). Конституция РФ воспроизводит в основном формулу ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, но уточняет ее применительно к российской действительности.

  Права человека и гражданина могут быть ограничены при двух условиях:

  1) только федеральным законом (а  не законами субъектов Федерации);

  2) для защиты основ конституционного  строя, нравственности, здоровья, прав  и законных интересов других  лиц, обеспечения обороны и  безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

  Таким образом, защита основ конституционного строя (не защита прав других лиц, как  это записано во Всеобщей декларации прав человека) выдвинута здесь на первый план.

  Часть 1 ст. 56 Конституции РФ посвящена возможности «отдельных ограничений прав и свобод с указанием пределов их действия» в условиях чрезвычайного положения. Однако как явствует из ст. 88, введение чрезвычайного положения относится к исключительной компетенции Президента, которое он объявляет на основании специального федерального конституционного закона (который до сих пор не принят), причем глава государства только информирует парламент об этой акции. Представляется, что подобная процедура вряд ли может быть названа демократичной, поскольку она допускает ограничения гражданских прав без механизма сдержек и противовесов.

  Специфика государственно-правового регулирования  общественных отношений в сфере  индивидуальной свободы в значительной степени раскрывается с помощью  конституционных терминов «неприкосновенность» (неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища) и «тайна» (тайна переписки, адвокатская тайна как один из элементов права на защиту).

 

  2. Регулирование общественных  отношений в сфере  индивидуальной свободы  и прав человека  и гражданина

  2.1 Особенности международно-правового и конституционно-правового регулирования общественных отношений в сфере индивидуальной свободы и прав человека и гражданина

  Особенности международно-правового и конституционно-правового  регулирования общественных отношений  в сфере индивидуальной свободы  состоят в том, что нормы международного права и конституции регулируют наиболее важные, существенные стороны этих отношений, выражающих возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере моральных отношений, быта и индивидуальной жизни людей, если это поведение не противоречит правам других лиц, нормам права и принципам нравственности. Кроме того, указанные нормы формулируют в общей форме гражданские права человека и гражданина и их наиболее существенные гарантии. Детальное же регламентирование и конкретизация этих прав имеют место в нормах текущего законодательства.

  Гражданские права человека, личные конституционные  права гражданина (соотношение понятий). Система гражданских прав человека зафиксирована в ст. 3–16 Всеобщей декларации прав человека, в ст. 6–17, 23, 26 Международного пакта о гражданских и политических правах, в факультативных протоколах к этому правовому акту, а также во многих других международно-правовых документах, в частности в Декларациях ООН о ликвидации всех форм дискриминации на основе религии или убеждений, о защите всех лиц от насильственных исчезновений, о принципах правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью; в международных конвенциях относительно рабства, о ликвидации всех форм расовой дискриминации, против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство человека видов обращения и наказания; о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, о статусе беженцев. На европейском континенте гражданские права зафиксированы в Конвенции о защите прав человека и основных свобод и иных международно-правовых актах Совета Европы, ОБСЕ, СНГ. Указанные права имплементированы в законодательства многих государств мира (в частности, в гл. 11 Конституции Италии, разд. 1 Основного закона ФРГ, гл. 11 Конституции Испании).

  В Конституции РФ гражданские (личные конституционные) права зафиксированы  в ст. 20–28, 47–54. Указанные права конкретизированы и юридически гарантированы в нормах уголовного, гражданского, семейного и других отраслях российского права.

  Термин  «гражданские права», применяясь в  законодательстве, судебной практике и научной литературе, наполняется  в каждом конкретном случае особым содержанием. В частности, в Международном  пакте о гражданских и политических правах речь идет о разновидности прав человека. В ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод речь идет о праве человека на законное судебное разбирательство при определении его гражданских прав и обязанностей. Судебная практика Европейского Суда в Страсбурге трактует понятие «гражданские права» очень широко, распространяя его на все вопросы частного права.

  В США термины «гражданские права» и «конституционные права» часто  употребляются как синонимы. Другой специфический американский смысл  в термине «гражданские права» – идеальные нормы, символизирующие требования последовательного осуществления равноправия.

  Во  французской литературе существуют различные подходы к этой проблеме. По мнению Ф. Лютера, индивидуальная свобода (наряду с публичными свободами и свободами местных и территориальных коллективов) составляет один из аспектов свободы.

  Следует заметить, что в работах отечественных  авторов по данному вопросу наблюдаются  тенденции, аналогичные американскому  пониманию гражданских прав человека.

  Некоторые ученые рассматривают конституционные права как разновидность прав человека. «Основные права индивида – это и есть конституционные права. Под основными правами человека, на наш взгляд, следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно-правовых документах». Трудно согласиться с таким отождествлением прав человека и прав гражданина. Во-первых, термин «основные права человека» содержится в преамбуле Всеобщей декларации прав человека, где идет речь именно о них, а не о конституционных правах гражданина. Во-вторых, Конституция РФ различает права человека и гражданина. То же самое можно сказать и о конституциях других государств (Испании, Греции).

  В соответствии со смыслом Декларации прав человека и гражданина 1789 г., права человека – права, реализуемые в частной жизни, в гражданском обществе; права гражданина – права, реализуемые в сфере государственной жизни. В современной Конституции Франции и французской литературе сохранилось деление на индивидуальную и публичную свободы (а также свободу местных и территориальных коллективов).

  Что же касается Всеобщей декларации прав человека, то она отнесла к числу  прав человека и право на свободу  собраний и ассоциаций, и право  на участие в управлении и равного  доступа к государственной службе, и избирательные права.

  Таким образом, те политические права, которые  по Конституции РФ являются правами  гражданина (ст. 31–33, 36), фигурируют как права человека в международно-правовых документах.

  Имплементируя права человека в Конституцию  и законодательство, государство конкретизирует их применительно к условиям данной страны, распространяет их юридическое действие в отношении всех лиц (граждан, иностранцев, апатридов), находящихся на его территории. Подобная имплементация свидетельствует и о том, что данное государство руководствуется требованиями, закрепленными в международных актах о правах человека, стремится их осуществить. В этом случае права человека и конституционные права гражданина очень близки, но все же не всегда идентичны. Это можно проиллюстрировать на примере гражданских прав человека, особенно права на жизнь.

  Демократическим считается такое государство, в  котором предоставляемые находящимся  на его территории индивидам права  соответствуют международным стандартам прав человека.

Информация о работе Защита прав и свобод человека и гражданина