Зарождение и становление парламентаризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

В 2006 году прошел столетний юбилей со дня создания и открытия Государственной Думы России. Этот факт активизирует интерес к истории создания Государственной Думы и её деятельности. Развитие парламентских институтов является одним из безусловных приоритетов правовой политики современной России. Успешная реализация этой задачи предполагает всестороннее изучение исторического опыта отечественного парламентаризма, ведь Государственная Дума как представительный орган власти берет свое начало ещё в дореволюционной России. В этой связи представляет несомненный интерес исследование нормативно-правовой базы парламента и механизмы его функционирования.
Обращение к государственным реформам начала XX столетия способно показать, с какого уровня начался путь к сегодняшним достижениям, в чем обнаруживается сходство минувшего и современности, какие проблемы в данной сфере имеют хронический характер.

Содержание

Введение . . . …………………………………………………………………………3
1.Законодательство о Государственной Думе
1.1.Создание законодательства о Государственной Думе от 6 августа 1905 года……………………………………………………………………………………5
1.2. Положение о выборах от 6 августа 1905г. . . . ……………………………….12
1.3. Об изменении положения о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 года после издания Манифеста от 17 октября…………………...................22
2.Изменения в деятельности Государственного Совета. . . …………………....25
3.Основные законы Российской Империи от 23 апреля 1906г. . . . ……………..31
Заключение . . ……………………………………………………………….………32
Список литературы . . ……………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 84.88 Кб (Скачать)

Теперь, после издания  нового закона о выборах в Государственную  думу, избирательное право хотя и  не стало всеобщим, но предоставляло  право голоса всем группам населения. Стоит упомянуть, что только крестьяне  имели в Думе своих непосредственных представителей. Важнейшим мероприятием в области государственных преобразований после Манифеста 17 октября был  пересмотр учреждений о Государственной  думе и Государственном совете. 20 февраля 1906г. Николай II подписал: Манифест «Об изменении учреждения Государственного совета и о пересмотре учреждения Государственной думы»; Учреждение Государственной думы; именной указ «О переустройстве учреждения Государственного совета».

Главным отличием Учреждения 20 февраля от Учреждения 6 августа, можно  считать отсутствие в нем норм, по которым император или правительство могли бы принять закон вовсе в обход думы. «Учреждение Государственной думы» от 20 февраля 1906г. в главе V определяло предметы ведения Думы. Ее законодательные права формулировались не слишком четко. Они устанавливались совершенно определенно только в одном вопросе: Дума не может возбуждать предположение об изменении Основных Государственных Законов. Из наиболее важных можно отметить бюджетные права, а также некоторые вопросы, связанные со строительством железных дорог и учреждением акционерных обществ. Депутаты Думы имели право запроса представителям администрации. Это Учреждение сохранила все основные принципы организации Думы, внеся лишь небольшие поправки.

В Первую Государственную думу выборы проходили с 26 марта по 20 апреля 1906.. В нее намечалось избрать 524 депутата, фактически же было избрано 478 человек, поскольку в некоторых районах выборы неоднократно откладывались или совсем не были проведены, преимущественно из-за революционных событий.

Первое  торжественное заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга в присутствии Николая II.

 

2.Изменения в деятельности Государственного Совета.

Государственный Совет, как  законосовещательный орган, функционировал в Российской Империи с 1910 года. После  издания Манифеста от 17 октября 1905 года Госсовет нуждался в реформировании. Подготовкой этой реформы занималась особая чиновничья комиссия и совещание(второе царскосельское в феврале 1906г.).Состав, структуру, компетенцию обновленного Госсовета определяли два законодательных акта: от 20 февраля 1906г. «Об переустройстве учреждения Государственного совета» и от 23апреля «УчереждениеГосударственного Совета». Также целью реформирования Госсовета по нашему мнению являлось создание своеобразного «буфера» между Государственной Думой и Императором. Перед Госсоветом ставилась задача «забраковывать» неугодные императору законопроекты.

Государственный совет после  преобразования состоял из членов по назначению и по выборам: количество членов по назначению не могло превышать  общего числа членов по выборам.Состав членов по назначению пересматривался ежегодно 1 января. Поскольку с этой датой закон не связывал начала сессии, то изменение состава Совета в ходе сессионной работы создавало известные трудности в деятельности образуемых Государственным Советом комиссий, в самом законодательном процессе.

По мнению автора целью  сменяемости назначаемых членов было создание определенного авторитета Госсовета в общественном мнении.

Избрание членов Государственного совета производилось от 5 курий: 1) губернских земских собраний; 2) дворянских обществ, 3) православного духовенства; 4) академии наук и университетов; 5) совета торговли и мануфактур, местных комитетов  торговли и мануфактур, биржевых комитетов  и купеческих управ.27

Земские губернские собрания избирали по 1 члену Государственного Совета. В губерниях, где земские учреждения не были введены, для избрания члена Совета образовывались губернские, а в области Войска Донского — областные съезды землевладельцев. Выборы членов Государственного Совета проводились по правилам производства выборов членов Думы, но для кандидатов в члены Совета устанавливается более высокий возрастной ценз — достижение 40-летнего возраста, образовательный - обязательное окончание хотя бы среднего учебного заведения.

Дворянские общества в  губерниях избирали по 2 выборщика, которые на съезде из общего состава  избирали 18 членов Государственного Совета. От православного духовенства Святейшим синодом избирались 6 членов Совета: по 3 из числа кандидатов от белого и монашествующего духовенства. От белого духовенства кандидаты избирались епархиальным духовенством на особых съездах, именуемых благочинными; кандидатов от монашествующего духовенства назначал епархиальный епископ-архиерей.

Академия наук и университеты выбирали в Государственный Совет 6 членов на съезде выборщиков, куда Академия наук и университеты посылали по 3 представителя из числа ординарных академиков и ординарных профессоров соответственно. Процедура выборов регламентировалась правилами делопроизводства и выборов университетских советов на основании своих уставов.

Пятая курия - торгово-промышленная избирала 12 членов Государственного совета: 6 - от торговли и 6 - от промышленности. Местные комитеты торговли и мануфактур, биржевые комитеты, купеческие управы, а также совет торговли и мануфактур и его московское отделение избирали выборщиков (от 1 до 4) на общий съезд, который и избирал членов Государственного Совета. Всего в I Государственном совете было 196 членов: 98 назначенных и 98 избранных.

По общему правилу члены  Совета избирались на 9 лет, причем каждые 3 года состав этого собрания обновлялся на треть. Члены от съездов землевладельцев  и земств избирались сроком на 3 года.

Правовое положение членов Совета по назначению коренным образом  отличалось от положения членов Совета по выборам. Последние пользовались неприкосновенностью и не были связаны  отчетом перед избирателями, тогда  как члены по назначению оставались должностными лицами, занимавшими определенный класс должности, и находились в  непосредственной зависимости от монарха.28

Полномочия членов Государственного Совета по выборам прекращались вследствие добросовестного сложения звания, к которому приравнивался и отказ от принятия присяги; в результате утраты российского подданства; утраты ценза, дающего право на участие в выборах; назначения на оплачиваемую должность в государственном ведомстве. Члены Государственного совета по выборам могли отстраняться от участия в заседаниях Совета в случае привлечения к следствию; временное отстранение могло быть также дисциплинарной санкцией Совета. При этом дисциплинарная ответственность не устраняла наказуемость противоправных деяний членов Государственного Совета. Не могли быть членами Государственного Совета губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, лица, служащие в полицейском ведомстве, а также воинские чины армии и флота, женщины.

.

 

Не могли быть членами Государственного Совета губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, лица, служащие в полицейском ведомстве, а также воинские чины армии и флота, женщины.  Члены Государственной Думы также не могли состоять в Государственном Совете.

Состав Государственного Совета (наполовину из назначенных сановников) во многом предопределил соотношение политических сил в этом учреждении. Высокий избирательный ценз: имущественный, образовательный, возрастной, - обеспечил выборное представительство в Государственном Совете преимущественно крупных землевладельцев и промышленников, отчасти купечества, что почти во все время деятельности обновленного Государственного Совета обеспечивало преобладание в нем представителей правых взглядов.

Члены Государственного Совета по выборам были независимы от своих избирателей и не обязаны были перед ними отчитываться.29

Итог преобразований в  составе Совета состоит в том, что он превратился из административного  в административно - представительный орган, половина членов которого назначалась императором, другая же половина избиралась путем косвенных выборов. Состав выборных членов был достаточно лояльным по отношению к императору, что позволяло Государственному Совету выступать преградой для проведения наиболее радикальных и неугодных правительству законов. Госсовету принадлежало право обсуждения законодательных вопросов, установленных для Думы. Независимо от этого Совету были предоставлены право законодательной инициативы, право требовать разъяснений у членов Совета министров, право обращения с запросами, право составления Наказа. Государственный Совет, как и Государственная Дума, мог вносить изменения в бюджет: включать в проект росписи новые кредиты или увеличивать уже внесенные правительством.

Относительно этого права  Совета и Думы в Государственном  Совете неоднократно высказывались  протесты

Последним могли восстанавливаться  кредиты, целиком вычеркнутые Думой  из росписи. Объяснялось такое правомочие так: Государственный совет рассматривал не думское постановление по росписи, а министерский проект вместе с постановлением Думы; в его власти принять, изменить или отвергнуть все Параграфы  росписи, в том числе отвергнутые Думой.

Механизм принятия законов определялся следующим образом: законопроекты поступали в Государственный Совет из Государственной думыпосле их одобрения в Думе, или наоборот, если вносились по инициативе Совета. Если Совет, не отклоняя проекта одобренного Думой, хотел внести в него изменения, то дело передавалось на новое рассмотрение нижней палате или особой комиссии, образованной из равного числа членов Государственной думы и Государственного Совета. Законопроекты, одобренные обеими палатами, представлялись на утверждение императору. Проекты, отклоненные императором, не могли быть снова внесены на рассмотрение парламента в ту же сессию. А законопроекты, которые отклонила одна из палат, вносились на новое рассмотрение только по указанию на то императора.

В том случае, если заседание  Совета не состоялось по причине недостаточного количества присутствующих членов, то новое рассмотрение дела, признанного  внесшим его министром неотложным,  происходило при любом числе  прибывших на заседание не позднее, чем через две недели после  несостоявшегося заседания.

 Инициатива внесения  изменения в законопроект или  принятия нового закона выносилась  на рассмотрение Совета путем  подачи заявления на имя председателя  с приложенными положениями изменений  или нового закона. Если Государственный Совет признавал необходимыми эти изменения или новый закон, то соответствующим министром вырабатывался законопроект и выносился на голосование. Если министр не мог или отказывался разработать законопроект, то для его создания создавалась комиссия из среды Совета.

В начале  создание Думы Совет подразумевался как орган стоящий выше по полномочиям относительно Государственной Думы. После расширения законодательных прав Государственной Думы стали неизбежными изменения в Государственном Совете. Итогом реформирования Государственного Совета явилось то, что Совет превратился из законосовещательного в полноценный законодательный орган, равный  Государственной Думе по полномочиям.

 

 

3. Основные законы Российской Империи от 23 апреля 1906г.

Манифест 17 октября и последовавшие  за ним царские указы сделали  необходимым внесение определенных изменений в Свод основных государственных  законов.

Николай II поручил выработать соответствующий проект государственной  канцелярии. В конце февраля работа по проекту была закончена, и в марте, после внесения соответствующих замечаний и дополнений, проект был передан из Государственной канцелярии в Совет Министров. Совет рассмотрел проект в пяти заседаниях и затем в переработанном виде представил его на обсуждение Царскосельского совещания.

Совещание под председательством  Николая II в Царском селе состоялось в начале апреля 1906 года, на нем был  обсужден проект Основных законов.

В 23 апреля были изданы новые  Основные государственные законы, которые, с некоторыми оговорками, можно назвать первой русской конституцией.

На совещании особые дискуссии  вызвал вопрос включения в текст ст. 4 определения власти императора как «неограниченной». Однако в итоге ст.4 Основных законов говорила, что «Императору всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная власть»30. Такая формулировка была принята, чтобы подтвердить твердость власти монарха и нерушимость ее основ, не вызвав одновременно волнения и нападки со стороны, прежде всего, революционеров, из-за термина «неограниченный»

Но, несмотря на сохранение «Самодержавной» власти императора по Основным законам, ст.7 устанавливала  «единение»  в осуществлении законодательной  власти царем и двумя палатами парламента.

Глава девятая Основных законов  в ст.86 устанавливала, что «Никакой новый закон не может последовать  без одобрения Государственного Совета и Государственной Думы и  воспринять силу без утверждения императора» 31.А уже ст.87 говорит о праве Совета Министров представлять законопроекты на утверждение непосредственно императору в случае крайней необходимости, во время прекращения деятельности Думы.Но делалось исключение, что такая мера не применялась в отношении Основных Государственных Законов, учреждений Думы и Совета, а также постановлений о выборах в Государственный Совет или Государственную Думу. По мнению автора, это имеет большое значение, так как впоследствии именно она будет нарушена припринятие нового избирательного законаот 3 июня 1907г. Правительствующим Сенатом.

Положения, касающиеся устройства и полномочий Государственной Думы и Государственного Совета, в основном закрепляли то, что было установлено предшествующим законодательством о Совете и Думе, принятым после издания Манифеста 17 октября 1905г.Основные законы  изымали из компетенции Думы вопросы, касающиеся внешней политики и вооруженных сил страны, а также, обсуждение кредитов по министерству двора. Еще Основные законы не запрещали исключения или сокращения платежей по государственным долгам и обязательствам при рассмотрении Государственной росписи.

Информация о работе Зарождение и становление парламентаризма в России