Зарождение и становление парламентаризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

В 2006 году прошел столетний юбилей со дня создания и открытия Государственной Думы России. Этот факт активизирует интерес к истории создания Государственной Думы и её деятельности. Развитие парламентских институтов является одним из безусловных приоритетов правовой политики современной России. Успешная реализация этой задачи предполагает всестороннее изучение исторического опыта отечественного парламентаризма, ведь Государственная Дума как представительный орган власти берет свое начало ещё в дореволюционной России. В этой связи представляет несомненный интерес исследование нормативно-правовой базы парламента и механизмы его функционирования.
Обращение к государственным реформам начала XX столетия способно показать, с какого уровня начался путь к сегодняшним достижениям, в чем обнаруживается сходство минувшего и современности, какие проблемы в данной сфере имеют хронический характер.

Содержание

Введение . . . …………………………………………………………………………3
1.Законодательство о Государственной Думе
1.1.Создание законодательства о Государственной Думе от 6 августа 1905 года……………………………………………………………………………………5
1.2. Положение о выборах от 6 августа 1905г. . . . ……………………………….12
1.3. Об изменении положения о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 года после издания Манифеста от 17 октября…………………...................22
2.Изменения в деятельности Государственного Совета. . . …………………....25
3.Основные законы Российской Империи от 23 апреля 1906г. . . . ……………..31
Заключение . . ……………………………………………………………….………32
Список литературы . . ……………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 84.88 Кб (Скачать)

Вместе с тем, Положение устанавливало исключения для собственников недвижимого имущества. Лишив женщин избирательных прав, закон сделал изъятие из общего правила для тех из них, кто являлся собственником цензовой недвижимости. Последним даровалась возможность «предоставлять свои цензы по недвижимому имуществу для участия в выборах своим мужьям и сыновьям» (ст. 9 Положения), которые в этом случае подлежали внесению в избирательные списки (ст. 8 Правил). «Предоставление» имущественного ценза оформлялось соответствующей доверенностью. 18

Таким образом в Думе устанавливалось  явное преимущество для поместного  дворянства, которому предоставлялось 85%  депутатских мест.

Несмотря на сохранявшееся в Российской Империи антисемитское законодательство,евреи избирательных прав не были лишены. В результате в первую Государственную Думу прошли несколько евреев, например, видные общественные деятели Герценштейн и Иллос. После роспуска Думы оба поплатились жизнью за свою политическую деятельность, но сам факт их избрания, по нашему мнению, крайне показателен.

Организация выборов и  надзор за их проведением. «Для поверки  правильности выборов и рассмотрения заявлений и жалоб по делам  о выборах» учреждались губернские и уездные по делам о выборах  комиссии.

Губернские комиссии создавались  под председательством председателя окружного суда в составе управляющего казенной палатой, предводителя дворянства уезда губернского города, председателя губернской земской или по делам  земского хозяйства управы, городского головы губернского города или лица, его заменяющего, одного из членов окружного  суда, «по назначению общего его  собрания», и одного из «непременных членов губернского присутствия  или губернского по крестьянским делам присутствия», по назначению губернатора.

Уездные комиссии по делам о выборах образовывались «под председатель-ством члена окружного суда, по назначению общего его собрания», из уездного предводителя дворянства, мирового или городского судьи («по назначению съезда мировых судей или общего собрания окружного суда, по принадлежности»), председателя уездной земской или по делам земского хозяйства управы, городского головы уездного города, податного инспектора и 19одного из земских начальников, по назначению уездного съезда. Губернские и уездные по делам о выборах комиссии образовывались согласованными распоряжениями министров внутренних дел и юстиции сразу после издания Высочайшего указа о производстве выборов в Государственную Думу

Общий надзор за правильным производством выборов возлагался — «под руководством министра внутренних дел» — на губернаторов и градоначальников, «по принадлежности». Им предоставлялось  право «требовать от подлежащих мест и лиц сведения о ходе и порядке  выборов, а равно обозревать выборные производства и давать указания к  обеспечению правильного хода выборов».

Преступные деяния, совершенные  при производстве выборов в Государственную  Думу, подлежали «преследованию и  наказанию на тех же основаниях, как и учиненные при выборах  сословных и общественных».

Производство выборов  в избирательные собрания регулировалось нормами подраздела 1 раздела III Положения. По статье 40 Положения о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905г.: «Выборы на съездах производятся закрытой подачей голосов, посредством баллотировки шарами, а выборы в городское избирательное собрание - закрытой подачей голосов, посредством записок»20.Способ удостоверения личности избирателей и проверки их полномочий определял председатель съезда или избирательной комиссии.

Выборщиками от избирательных  съездов, а равно уполномоченными  от предварительных съездов признавались лица, за которых подано более половины голосов участвующих в съезде, в случае равенства голосов избрание осуществлялось по жребию.

При голосовании по избирательным  участкам выборщиками, избранными  в городское избирательное собрание, признавались лица, получившие в избирательном  участке наибольшее число голосов, при равенстве голосов избрание также определялось по жребию. Подробно процедура производства выборов  регулировалась «Правилами о порядке  производства выборов в городские  избирательные собрания» (приложение к ст.38 Положения) и подверглась многочисленным корректировкам в процессе выборов в I Государственную Думу.

В трехдневный срок со дня  объявления постановления уездной  или губернской комиссии заинтересованные лица могли принести жалобу соответственно в губернскую комиссию, и она, в  недельный срок, подлежала представлению  в губернскую по делам о выборах  комиссию, в двухнедельный срок –  в Правительствующий Сенат.

Списки выборщиков в губернские избирательные собрания составлялись уездной комиссией, а списки выборщиков в городские избирательные собрания – губернской по делам о выборах  комиссией.

Теперь рассмотрим подробнее  производство выборов непосредственно в Государственную Думу. Прежде всего, стоит отметить,  что Положение устанавливало ограничения для лиц, избираемых в депутаты, либо предусматривало для них некоторые дополнительные требования. Так, никто не имел права баллотироваться в члены Государственной Думы более чем в одном избирательном собрании – губернском или городском (ст.54). А согласно ст.55 в члены Государственной Думы не могли избираться лица, не знающие русского языка. Вместе с тем, несмотря на тотальную неграмотность населения, закон не устанавливал никакого образовательного ценза. Одним из объяснений этого, по нашему мнению, может служить то, что самодержавие не ощущало необходимости в эффективном участии «выборных от народа» в законотворчестве, зато нуждалось в поддержке пусть невежественных, но «верноподданных».21

В члены Думы избирались только лица, изъявившие на то свое согласие. В случае избрания в Государственную Думу лицам, занимавшим на гражданской государственной службе должность с окладом содержания, надлежало ее оставить. В губернском избирательном собрании особенностью избрания членов Думы являлось то, что вначале выборщики от съездов уполномоченных от волостей избирали из своей среды одного члена Думы.

Затем избирательное собрание уже в общем составе избирает из числа всех имеющих право участия  в нем выборщиков остальное число членов Государственной Думы, согласно расписанию

    Что касается  городских избирательных собраний, они избирали из числа имеющих  право участия в собрании выборщиков  «положенное на город» число  членов Государственной думы. Выборы  надлежало проводить в два  этапа: на первом закрытой - подачей  голосов отмечались, посредством  записок, кандидаты; на втором  – эти кандидаты подвергались  баллотировке в порядке большинства  полученных голосов. Избрание  надлежало проводить закрытой  подачей голосов, посредством  баллотировки шарами.

По окончании выборов  губернские и городские собрания закрывались, и не позднее следующего дня  все выборное производство представлялось председателями собраний губернатору  или градоначальнику, по принадлежности.

Выборное производство вместе с жалобами и соответствующими объяснениями председателей избирательных собраний губернатор или градоначальник представлял  Правительствующий Сенат в недельный  срок со дня получения выборного  производства. Правительствующий Сенат  имел право, если усматривал на то основания, отменить произведенные выборы в  отношении всех или некоторых  членов Государственной Думы от  соответствующей губернии, области или города. 22

В случае отмены результатов  выборов Сенатом или выбытия  члена Думы из ее состава, если до начала очередных общих выборов Государственной  думы остается больше года, то по распоряжению Сената надлежало провести новые  выборы надлежащим губернским или городским  избирательным собранием в таком составе выборщиков, какой был избран на текущее пятилетие. Список членов Думы составлялся Сенатом и публиковался им «во всеобщее сведение»

По окончании выборов членов Государственной Думы министр внутренних дел составлял отчет о ходе выборов, числе лиц, принимавших в них участие и избранных лицах, и представлял отчет императору.

Итак, Положение от 6 августа 1905г. установило в России мажоритарную сословно-цензовую избирательную систему. Как мы видим, принцип сословности  заложен в избирательную систему  в искаженном и усеченном виде, и на первый план выдвинулось буржуазное начало предоставления избирательных  прав в соответствии с имущественным  положением.

Созыв «Булыгиной думы» был  сорван Всероссийской октябрьской  политической стачкой 1905 и последующими революционными событиями осени-зимы 1905.Перед императором стояла дилемма или установить военную диктатуру  или пойти на дальнейшие уступки революционным массам

 

1.3. Об изменении положения  о выборах в Государственную  Думу от 11 декабря 1905 года после  подписания Манифеста от 17 октября.

В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю  страну и переросла во Всероссийскую  октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн. человек. В октябре в столице местами погасло электрическое освещение, перестала ходить конка, не работал телефон, остановилось железнодорожное сообщение, даже пригородное.Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, вынудили императора пойти на  дальнейшие уступки.

9 октября 1905 года С.Ю  Витте подал царю записку в  которой пытался убедить царя что ещё возможно мирное разрешение кризиса, но для этого государю надлежит «смело стать во главе освободительного движения». В записке предлагалось создать условия для осуществления всеобщего избирательного права и также ряд экономических требований.

По поручению царя Витте  подготовил всеподданнейший доклад, в котором убеждал монарха уступить,«не применение силы, а ум и талант должны спасти Россию».17 октября 1905г. Николай подписал  два документа, подготовленных  Витте: Манифест «Об усовершенствованиигосударственногопорядка» и «Всеподанейший доклад».

Манифест 17 октября 1905 г. «Об  усовершенствовании государственного порядка» был лаконичным, состоял  всего из трех пунктов.

Манифест предполагал  установление следующих начал конституционного строя: «1)гражданские свободы; 2)общее избирательное право; 3) законодательную и контролирующую власть Государственной думы».23Стоит также сказать, что произошло лишь формальное провозглашение Манифестом этих начал и он представлял собою акт, обещавший начала юридической, но вовсе не фактической конституции.

Наиболее всех для нас  представляет интерес 3 статья, где  говорилось, что никакой закон  не может быть принят без одобрения Государственной Думы и парламенту предоставлялись надзорные функции за властями. Указанный пункт, несмотря на декларативность Манифеста, все-таки говорил о возможном юридическом ограничении единоличной власти царя в законодательной деятельности.

Как раз после принятия Манифеста 17 октября потребовалось  внесение изменения в Положение  о выборах в Государственную  Думу.

Совещания проходили в  Декабре  касались не основных принципов выбора в Государственную Думу,а рассматривали лишь изменения(поправки)избирательного закона. 11 декабря 1905г. всамый разгар Декабрьского вооруженного восстания в Москве императором был подписан новый избирательный закон.

Главным новшеством явилось создание  четвертой рабочей курии, а также значительное расширение круга избирателей по городской курии.

Увеличение городского электората происходило за счет понижения имущественного ценза. ТакI Положениепостановляет: «Предоставить участие в избрании выборщиков в Городские Избирательные собрания…: 1) лицам, владеющим в пределах города… не менее года недвижимым имуществом, обложенным государственным налогом или городским сбором; 2) лицам, владеющим в пределах города не менее года торгово-промышленным предприятием…;3) лицам, уплачивающим…не менее года государственный квартирный налог; 4) лицам, уплачивающим…не менее года основной промысловый налог на личные промысловые занятия; 5) лицам, не менее года занимающим в пределах города на свое имя отдельную квартиру, и 6) лицам…, не менее года проживающим в пределах города и получающим содержание или пенсию по службе государственной или по службе в земских, городских либо сословных учреждениях или на железных дорогах»24 Кроме того, раздел II Положения указывает: «Предоставить участие в съездах городских избирателей…: 1) лицам, владеющим не менее года в пределах городских поселений уезда…недвижимым имуществом, обложенным государственным налогом или сбором на земские повинности; 2) лицам, владеющим в пределах города или его уезда не менее года торгово-промышленным предприятием…; 3) лицам, уплачивающим в пределах города или его уезда не менее года государственный квартирный налог; 4) лицам, уплачивающим в пределах города или его уезда не менее года основной промысловый налог на личные промысловые занятия; 5) лицам, не менее года занимающим…на свое имя отдельную квартиру, и 6) лицам…, не менее года проживающим в пределах города или его уезда и получающим содержание или пенсию…» 25

О создании новой курии  указано в разделе V: «Предоставить участие в избрании выборщиков в Губернское и Городское Избирательные Собрания рабочим в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности…».Согласно ст.4 раздела V, нормы представительства были следующими: «…в предприятиях с общим числом рабочих мужского пола от пятидесяти до тысячи – одного уполномоченного, а в предприятиях с общим числом рабочих свыше тысячи – по одному уполномоченному на каждую полную тысячу рабочих»26

В результате издания Положения  получилось, что голос одного помещика был равен трем голосам городского выборщика, пятнадцати голосам крестьян и сорока пяти голосам рабочих  избирателей. Крестьяне имели очень  заметное представительство. Отчасти  это объяснялось тем, что крестьянство составляло большинство населения в России, а также надеждой власти на консервативно-патриархальный настрой этой группы. Но деятельность I и II Дум опровергла расчеты на крестьянский консерватизм.

Информация о работе Зарождение и становление парламентаризма в России