Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:41, курсовая работа
В 2006 году прошел столетний юбилей со дня создания и открытия Государственной Думы России. Этот факт активизирует интерес к истории создания Государственной Думы и её деятельности. Развитие парламентских институтов является одним из безусловных приоритетов правовой политики современной России. Успешная реализация этой задачи предполагает всестороннее изучение исторического опыта отечественного парламентаризма, ведь Государственная Дума как представительный орган власти берет свое начало ещё в дореволюционной России. В этой связи представляет несомненный интерес исследование нормативно-правовой базы парламента и механизмы его функционирования.
Обращение к государственным реформам начала XX столетия способно показать, с какого уровня начался путь к сегодняшним достижениям, в чем обнаруживается сходство минувшего и современности, какие проблемы в данной сфере имеют хронический характер.
Введение . . . …………………………………………………………………………3
1.Законодательство о Государственной Думе
1.1.Создание законодательства о Государственной Думе от 6 августа 1905 года……………………………………………………………………………………5
1.2. Положение о выборах от 6 августа 1905г. . . . ……………………………….12
1.3. Об изменении положения о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 года после издания Манифеста от 17 октября…………………...................22
2.Изменения в деятельности Государственного Совета. . . …………………....25
3.Основные законы Российской Империи от 23 апреля 1906г. . . . ……………..31
Заключение . . ……………………………………………………………….………32
Список литературы . . ……………………………………………………………….
По поводу законодательного процесса в Государственной Думе стоит отметить что дела, подлежащие её компетенции, вносились в Думу Министрами и Главноуправляющими отдельными частями, а также Государственным Секретарем. Законопроекты, поступавшие в Думу из министерств, прежде всего рассматривались думским совещанием, состоявшим из председателя Думы, его товарищей, секретаря Думы и его товарища. Совещание делало предварительное заключение о направлении законопроекта в одну из комиссий, которое затем утверждалось Думой.
Каждый проект рассматривался Думой в трех чтениях. В первом, которое начиналось с выступления докладчика, шло общее обсуждение законопроекта. По завершении прений председатель вносил предложение о переходе к постатейному чтению.
После второго чтения председатель и секретарь Думы делали свод всех принятых по законопроекту постановлений. В это же время, но не позднее определенного срока, разрешалось предлагать новые поправки. Третье чтение являлось по существу вторым постатейным чтением. Смысл его состоял в нейтрализации тех поправок, которые могли пройти во втором чтении при помощи случайного большинства и не устраивали влиятельные фракции. По завершении третьего чтения председательствующий ставил на голосование законопроект в целом с принятыми поправками.
Собственный законодательный почин Думы ограничивался требованием, чтобы каждое предложение исходило не менее чем от 30 депутатов.
Заседания общего собрания и отделов назначали, открывали и закрывали их председатели. Председатель останавливал того из членов Государственной Думы, который уклонялся от соблюдения порядка или «уважения к закону». Председатель также могобъявлять перерыв в заседании.
Если депутат нарушал порядок заседания, он мог быть удален из заседания или устранен на определенный срок от участия собраний Думы. Член Думы удалялся из заседания по постановлению отдела или Общего Собрания Думы, устранялся от участия в собраниях Думы на определенный срок по постановлению Общего Собрания.
Посторонние лица на заседания Государственной Думы не допускались. Председателю Думы предоставлялось право разрешать присутствовать на заседаниях Общего Собрания, кроме заседаний закрытых. Представителям печати - не более одного корреспондента от издания.9
Заключением Государственной Думы по рассмотренным ею делам признавалось мнение, принятое большинством членов Общего Собрания Думы. В этом заключении должно было быть указано согласие или несогласие Думы с внесенным предположением. Затем законодательные предположения с заключением Думы вносились в Государственный совет, откуда, в случае их одобрения, поступали императору. Законопроекты, отклонённые 2/3 депутатов или членов Государственного Совета, возвращались на доработку подлежащему Министру или Главноуправляющему, если на это следовало «Высочайшее соизволение». Если Государственный Совет отклонял заключение Государственной Думы, то дело могло быть передано в согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, затем законопроект вновь рассматривался Государственной Думой и Государственным Советом.
Дела, требующие обязательного заключения Государственной Думы могли быть внесены в Государственный Совет без заключение Думы в случаях, когда заседание Государственной Думы не могло состояться из-за недостаточного числа депутатов два раза подряд в течение двух недель, и если Государственная Дума не рассмотрела дело в срок, определенный Государственным Советом, по повелению императора.
Таким образом,Дума обладала широкими полномочиями по отмене или изменению действующих законов и изданию новых, но правительство имело возможность принять закон в обход Думы, рассмотрев его только в Государственном Совете. По нашему мнению, это еще раз подтверждает её законосовещательный характер и положение низшее, чем у Государственного Совета и правительства.
1.2. Положение о выборах от 6 августа 1905г.
Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 года устанавливало неравные, непрямые, не всеобщие цензовые выборы. На всем протяжении краткого периода думского парламентаризма существовала мажоритарная система, т.е. такой порядок, когда избранным считается кандидат, который получил абсолютное или относительное большинство голосов в избирательном округе. Если в округе избирается несколько депутатов, как это нередко было в дореволюционной России, то избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов, согласно отведенным округу квотам.
При выборах в Государственную
думу применялась так называемая
куриальная система, апробированная на
земском и городском
Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 г. состояло из трех структурных разделов: общие положения, об избирательных списках, о производстве выборов, — объединявших 62 статьи.
Выборы в Государственную Думу не были прямыми: избрание членов Думы осуществлялось избирательными собраниями, состоящими из выборщиков. Поскольку Положением предусматривались, с одной стороны, выборы по губерниям и областям, а с другой — выборы по городам (ст. 1), соответственно различался и порядок формирования персонального состава избирательных собраний. Также от губерний Царства Польского и нескольких других регионов страны, а также от «кочевых инородцев» выборы производились по особым правилам. Это дополняло три сословно-цензовые избирательные курии еще и куриями, организованными по национально-региональному принципу.
Избрание членов Государственной Думы по губерниям и областям производилось губернскими избирательными собраниями под председательством губернского предводителя дворянства, из выборщиков, избираемых на съездах избирателей. Общее число выборщиков по каждой губернии или области определялось соответствующим расписанием, прилагаемым к положению.10
Согласно ст. 3 Положения выборщики избирались из трех видов съездов: а) уездных землевладельцев (ст.12–13); б) городских избирателей (ст.16) и в) уполномоченных от волостей и станиц (ст.17). Таким образом, формирование
состава избирательного собрания осуществлялось по трем куриям и, следовательно, Положение предусматривало для России реальную систему представительства. Наряду с куриальными съездами Положением выделяются и, так называемые, предварительные съезды (ст.14).
К съезду уездных землевладельцев допускались граждане, перечисленные в 12 статье. Это: «а) лица, владеющие в уезде на праве собственности или пожизненного владенияобложенной сбором на земские повинности землей в количестве, определенном для каждого уезда в соответствующем «росписании», прилагаемом к Положению; б) лица, владеющие в уезде на посессионном праве «горнозаводскими дачами» в количестве, указанном в том же «росписании»;в) лица, владеющие в уезде на праве собственности или пожизненного владения иным, кроме земли, недвижимым, не составляющим торгово-промышленного заведения, имуществом, стоимостью по земской оценке не ниже 15 000 руб.; г) уполномоченные от лиц, владеющих в уезде землей в размере не менее десятой доли количества десятин, определенного для каждого уезда в упомянутом выше «росписании», либо иным недвижимым имуществом стоимостью по земской оценке не ниже 1 500 руб.; д) уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковной землей».11
Вместе с тем оговаривалось владение землей, входившей в состав надельной крестьянской либо станичной земли, а также крестьянской повинностной земли в Лифляндской губернии, крестьянской арендной земли в Эстляндской губернии и на острове Эзель (Лифляндская губерния), а также крестьянских участков в Курляндской губернии, «хотя бы означенные земли были выкуплены в собственность», — не давало владельцам права на внесение их в избирательный список уездных землевладельцев (ст. 14 Правил).
Уполномоченные от владельцев недвижимости и священнослужителей подлежали избранию на «предварительном съезде». Число уполномоченных, подлежавших избранию на предварительном съезде, определялось по количеству земли у лиц, явившихся на съезд и по итогу оценки другого имевшегося у них недвижимого имущества.
В съезде городских избирателей
принимали участие: а) лица, владеющие
в пределах городских поселений
уезда на праве собственности
или пожизненного владения недвижимым
имуществом, оцененным для обложения
земским сбором в сумме не менее
1 500 руб., или требующим выборки
промыслового свидетельства торгово-
К городским поселениям причислялись «в отношении производства выборов в Государственную Думу те местечки, в которых существовало «мещанское управление» и взимался государственный налог с городских недвижимых имуществ (ст. 5 Правил).
В съезде уполномоченных от волостей принимали участие выборные от волостных сходов уезда, по два от каждого схода. Выборные подлежали избранию волостными сходами из числа крестьян, принадлежавших «к составу сельских обществ данной волости».
Положение учитывало особенности социальной структуры и административного устройства. Так, в Архангельской губернии съезды уездных землевладельцев «не образуются», а лица, имевшие право на участие в них, подлежали причислению в каждом уезде губернии к съезду городских избирателей. В тех уездах Ставропольской губернии, где отсутствовали городские поселения, лица, уплачивавшие в пределах уезда основной промысловый налог на личные промысловые занятия, а также лица, владевшие в уезде торгово-промышленным предприятием, причислялись к местному съезду уездных землевладельцев, который и избирал такое количество выборщиков, которое установлено соответствующим «росписанием» от этого съезда и съезда городских избирателей. В Астраханской губернии помимо съездов уполномоченных от волостей образовывался один общий съезд уполномоченных от станиц Астраханского казачьего войска, «расположенных в пределах как Астраханской, так и Самарской и Саратовской губерний».13
Избрание членов Государственной
Думы от указанных в статье первой
производилось избирательным
В указанных городах в избрании выборщиков в городское избирательное собрание принимали участие: «а) лица, владевшие в пределах города на праве собственности или пожизненного владения недвижимым имуществом, оцененным для обложения городским сбором (в столицах — в сумме не менее 3 000 руб., в остальных городах — в сумме не менее 1 500 руб.); б) лица, владевшие в пределах города требующим выборки промыслового свидетельства торгово-промышленным предприятием (в столицах — торговым предприятием первого разряда, промышленным — одного из первых трех разрядов или пароходным, с которого уплачивалось основного промыслового налога не менее 50 руб. в год); в) лица, уплачивавшие в пределах города основной промысловый налог на личные промысловые занятия по первому разряду; г) лица, уплачивавшие в пределах города государственный квартирный налог начиная с десятого разряда и выше».14
Для избрания выборщиков в
городское избирательное
Для уездов указанных выше городов образовывались съезды городских избирателей уезда, под председательством местного городского головы. В тех уездах, которые включали в себя несколько городских поселений, с разрешения министра внутренних дел, могло быть образовано несколько отдельных съездов городских избирателей.
В выборах имели право участвовать подданные Российской Империи мужского пола, достигшие возраста 25 лет, отвечавшие требованиям определенного имущественного ценза или ценза оседлости и не ограниченные в избирательных правах в других обстоятельств указанных в положении обстоятельств. Одно лицо могло иметь только один голос.
Не могли участвовали
в выборах: а) лица женского
пола; б) лица моложе 25 лет; в)
лица, обучающиеся в учебных
Информация о работе Зарождение и становление парламентаризма в России