Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование законности и правопорядка как механизма правового регулирования общественных отношений.
В процессе изучения необходимо поставить следующие задачи:
– во-первых, определить понятие и содержание законности;
– во-вторых, рассмотреть основные требования и принципы законности;
– в-третьих, провести аналитическое исследование соотношения элементов законности, правопорядка и демократического государства.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Законность как механизм правового регулирования общественных отношений……………………………………….…….…………..5
1.1. Понятие законности………….………………………………..…………….…..5
1.2. Основные принципы и требования законности..……………………………...8
Глава 2. Общетеоретическая основа правового и общественного порядка……………………………………………………………………………...14
2.1. Понятие правового и общественного порядка ………..……………..............14
2.2. Соотношение общественного и правового порядка……..……………..……16
Глава 3. Законотворческий процесс в Российской Федерации……………..20
3.1. Понятие правотворчества……………………...………..……………..............20
3.2. Законотворческий процесс в Российской Федерации.………..……..............21
3.3. Система законодательства Российской Федерации.………..………..............25
Заключение................................................................................................................28
Список использованных источников и литературы.........................
а) Нормы права – это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее “идеальный” правопорядок.
б) Правоотношения – элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.
в) Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.
Элементы правопорядка.
Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.
Структура правопорядка – это единство и одновременное разделение урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.
Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.
Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.
Общественный порядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций и ритуалов.
В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами воздействия обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственно общественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.
Тесная взаимосвязь, между общественным и правовым порядком выражается в:
1. их обусловленности закономерностями и целями общественного развития;
2. единой социальной природой;
3. государственной охраной.[5]
Эти понятия представляют собой фактически сложившийся результат упорядоченности общественных отношений; имеют юридическую форму выражения и носят нормативный характер.
С учетом изложенного можно сформулировать две главные задачи, которые решаются посредством общественного и правового порядка:
1. Обеспечение эффективного поступательного развития общества;
2. Целенаправленная координация всех видов общественных отношений в интересах реализации идеи социальной справедливости.
Таким образом, подводя итоги вышесказанному, законность есть реализация свободы человека, смоделированная в нормах права. Предусмотренные ими разнообразные социально-экономические, политические и личные права, свободы и обязанности становятся реальностью общественной жизни лишь в режиме действующего закона. В противном случае они оказываются лишь благими намерениями законодательной власти. Об этом и пойдет речь в следующей главе.
Глава 3. Законотворческий процесс в Российской Федерации
3.1. Понятие правотворчества
Одно из важнейших направлений государственной деятельности – правотворчество. Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующее: демократизм и гласность правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с правоприменительной практикой.
Можно выделить три разновидности правотворческой деятельности:
правотворчество государственных органов (как общефедеральных, так и республиканских);
санкционированное правотворчество;
народное правотворчество (референдум).
Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятая тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы, и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции Министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах). Таким образом, «правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании и объективных социальных потребностей и интересов общества[6]».
Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса. Он включает в себя четыре основных стадии:
1. законодательную инициативу;
2. обсуждение законопроекта;
3. принятие закона;
4. обнародование закона;
В Конституции Российской Федерации отражены все эти процедурные моменты.
Законодательная инициатива – право компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или готового законопроекта, которые высший орган обязан принять к своему производству. Такие предложения должны иметь необходимые обоснования.
Конституция РФ ст. 104:
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
Конституция РФ ст. 105:
1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.[7]
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральные закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.
При несогласии Государственной думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Некоторые законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Конституция РФ ст. 106:
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.[8]
Конституция РФ ст. 107:
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится четырнадцать дней. Если президент в течении указанного срока с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон.
Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течении семи дней и обнародованию.
Принятие конституционных законов регламентировано статьей 108 Основного Закона РФ.[9]
Конституция РФ ст. 108:
1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течении четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации и Государственной думы (ст. 134 Конституции РФ).[10]
Однако положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным собранием. Если же такое предложение будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в данном случае созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным собранием двумя третями голосов от бощего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Конституция РФ в таком случае считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовало более половины избирателей (ст. 135 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 2 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 25 мая 1994г., датой принятия конституционного федерального закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания, а датой принятия текущих федеральных законов считается день принятия их Государственной Думой в окончательной редакции.
Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Федерации.
Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после их принятия.
Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или «Собрание законодательства Российской Федерации».
В обществе действует огромная масса различных правовых норм и нормативных актов. Чтобы проще было ориентироваться в них, необходимо постоянно приводить их в определенную систему. Такая деятельность, выражается в понятии «систематизация законодательства», т.е. упорядочения законодательных актов в целях удобства пользования ими на практике. В юридической науке обозначились в основном три вида систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация.
Инкорпорация – такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках в определенном порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. Юридическая сила актов, подвергшихся инкорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия[11].
Информация о работе Законотворческий процесс в Российской Федерации