Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование законности и правопорядка как механизма правового регулирования общественных отношений.
В процессе изучения необходимо поставить следующие задачи:
– во-первых, определить понятие и содержание законности;
– во-вторых, рассмотреть основные требования и принципы законности;
– в-третьих, провести аналитическое исследование соотношения элементов законности, правопорядка и демократического государства.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Законность как механизм правового регулирования общественных отношений……………………………………….…….…………..5
1.1. Понятие законности………….………………………………..…………….…..5
1.2. Основные принципы и требования законности..……………………………...8
Глава 2. Общетеоретическая основа правового и общественного порядка……………………………………………………………………………...14
2.1. Понятие правового и общественного порядка ………..……………..............14
2.2. Соотношение общественного и правового порядка……..……………..……16
Глава 3. Законотворческий процесс в Российской Федерации……………..20
3.1. Понятие правотворчества……………………...………..……………..............20
3.2. Законотворческий процесс в Российской Федерации.………..……..............21
3.3. Система законодательства Российской Федерации.………..………..............25
Заключение................................................................................................................28
Список использованных источников и литературы.........................
2
Оглавление
С.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Законность как механизм правового регулирования общественных отношений……………………………………….…….……
1.1. Понятие законности………….………………………………..…
1.2. Основные принципы и требования законности..……………………………...8
Глава 2. Общетеоретическая основа правового и общественного порядка……………………………………………………………
2.1. Понятие правового и общественного порядка ………..……………..............14
2.2. Соотношение общественного и правового порядка……..……………..……16
Глава 3. Законотворческий процесс в Российской Федерации……………..20
3.1. Понятие правотворчества……………………...……….
3.2. Законотворческий процесс в Российской Федерации.………..…….............
3.3. Система законодательства Российской Федерации.………..………............
Заключение....................
Список использованных источников и литературы....................
Введение
Правовое регулирование представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения. Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл: право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.
Механизм правового регулирования – это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.
Законность – фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием “законность”.
Роль законности и правопорядка может быть рассмотрена с различных позиций, и, прежде всего с точки зрения государства и личности. Для государства эта роль определяется в первую очередь с позиции их места в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Среди них особое место занимает правовое регулирование общественных отношений.
Целью курсовой работы является исследование законности и правопорядка как механизма правового регулирования общественных отношений.
В процессе изучения необходимо поставить следующие задачи:
– во-первых, определить понятие и содержание законности;
– во-вторых, рассмотреть основные требования и принципы законности;
– в-третьих, провести аналитическое исследование соотношения элементов законности, правопорядка и демократического государства.
Структура работы – в первой главе данной работы рассматривается законность как механизм правового регулирования общественных отношений. Во второй главе рассматривается правопорядок как цель и результат правового регулирования общественных отношений. В третьей главе дается соотношение законности, правопорядка и демократии, исходя из того, что правопорядок есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений.
Далее заключение и список используемой литературы.
Глава 1. Законность как механизм правового регулирования общественных отношений
1.1. Понятие законности
Законность – основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей. [1]
О законности написано очень много работ. Существует и множество различных определений этого явления. Но практически в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть, основу законности, — строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права участниками общественных отношений. Именно это присуще законности любого исторического периода независимо от условий места и времени.
Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия – главная задача закона правового государства, коим провозгласила Россию Конституция Российской Федерации.
Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а, следовательно, и о законности.
В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей. Итак, что такое законность?
Законность – это строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права. Законность – это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.
Законность характеризуется следующими основными признаками:[2]
1. Важнейшей чертой законности является ее всеобщность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты, законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.
Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к гражданину. Государство ответственно перед гражданами, а граждане – перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Конечно, государство посредством законодательной деятельности не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако через принятие и реализацию законов оно может и должно предоставить своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности.
2. Законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами.
Оценить состояние законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, - то и здесь не может быть речи о законности. Итак, нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.
3. Понимаемая как метод государственного регулирования обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами – путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защиту прав.
В таком государстве недопустим произвол должностных лиц, исключаются принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение политических вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства отводится законодательным и судебным органам.
В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и, прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей законности.
Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие следующих взаимосвязанных факторов:
совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям общественного прогресса;
полной и безусловной реализации предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.
Итак, законность – это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей – от анархии, общество в целом – от насилия, хаоса, беспорядка.
В юридической литературе законность рассматривалась по-разному. Часто ее определяют как режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом. В соответствии с этой дефиницией законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативно-правовых актов.
1.2. Основные принципы и требования законности
Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающий ее демократический, гуманный характер.
Рассмотрим кратко эти принципы:
1. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия (единство законности).
При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания, скажем, в каждом субъекте Федерации (а тем более на каком-либо предприятии, организации) своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в России этот принцип не всегда проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.
Законы предъявляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и пространственного действия. Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории всех государственных образований, входящих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу закона и проводит в жизнь заложенные в нем регулятивные функции.
2. Всеобщность законности.
Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.
Информация о работе Законотворческий процесс в Российской Федерации