Законодательный процесс в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 00:27, курсовая работа

Описание работы

Законодательный процесс – это процедура деятельности Парламента, других государственных органов, организаций, иных субъектов, направленная на создание закона.
Законодательный процесс – важнейшая сторона функционирования Парламента и в то же время в нем находят свое проявление взаимозависимость и взаимодействие государственных органов, определить роль каждого в котором имеет важное основополагающее значение не только для реализации принципа разделения властей, но и в силу того, что законодательный процесс – это основа всего правотворчества.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 4
1. Право законодательной инициативы……………………………….. 6
2. Рассмотрение законопроектов………………………………………. 13
3. Отлагательное вето Президента…………………………………….. 20
4. Опубликование законопроекта……………………………………… 26
Заключение……………………………………………………………… 32
Список использованных источников………………………………….. 33

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ 1 КУРС.docx

— 76.45 Кб (Скачать)

   При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

   В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента [ 1 ].

 

   Таким образом, Президент имеет право отклонить закон, принятый Парламентом, но не вступивший в силу. Право Президента возвращать закон в Парламент является отлагательным (относительным) вето, поскольку оно может быть преодолено Парламентом. Парламент имеет возможность при повторном рассмотрении возвращенного Главой государства закона не согласиться с его доводами и принять закон в старой редакции квалифицированным большинством голосов – не менее 2/3 голосов от полного состава каждой палаты Парламента.

   Президент также имеет право вернуть для повторного голосования не только весь закон, но и отдельные положения закона. До вынесения соответствующего решения палатами Парламента закон подписывается Главой государства за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Опубликование законопроекта

  

   Нормативные правовые акты Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию.

   Под официальным опубликованием нормативных правовых актов понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизведения текста нормативных правовых актов в периодическом печатном издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, его электронной версии и иных официальных изданиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

   В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется в электронной версии соответствующего номера периодического печатного издания Национального реестра правовых актов Республики Беларусь без официального опубликования этих актов в данном периодическом печатном издании.

   Официальное опубликование нормативных правовых актов осуществляется на том государственном языке, на котором они приняты (изданы).

   Официальное опубликование нормативного правового акта на других языках допускается только при наличии его официального перевода на соответствующий язык, утвержденного соответствующим государственным органом (должностным лицом) в порядке, установленном для принятия (издания) этого акта.

   Датой официального опубликования нормативного правового акта считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен этот акт.

   В случае разновременного опубликования нормативного правового акта в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования нормативного правового акта и срок вступления его в силу определяются по дате первоначального опубликования.

   Не подлежат опубликованию нормативные правовые акты или отдельные их положения, содержащие государственные секреты или иные охраняемые законодательством Республики Беларусь сведения, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

   Решение о том, что нормативный правовой акт или его отдельные положения не подлежат опубликованию, принимается в установленном законодательством Республики Беларусь порядке уполномоченным государственным органом (должностным лицом), о чем на оригинале нормативного правового акта делается соответствующая отметка.

   Нормативные правовые акты публикуются с указанием их обязательных реквизитов:

1). вида акта;

2). даты его принятия (издания);

3). порядкового номера и названия.

   Официальное опубликование нормативных правовых актов в неполном изложении не допускается, за исключением случаев:

  • опубликования нормативных правовых актов, отдельные положения которых содержат государственные секреты или иные охраняемые законодательством Республики Беларусь сведения;
  • принятия нормотворческим органом (должностным лицом) решения о том, что отдельные положения нормативного правового акта не подлежат рассылке (с использованием соответствующего подстрочного примечания). При этом такой нормативный правовой акт подлежит включению в полном изложении в единый эталонный банк данных правовой информации, формируемый Национальным центром правовой информации Республики Беларусь.

   Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь после подписания Президентом Республики Беларусь, в том числе в случаях, когда в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закон считается подписанным, подлежат немедленному и обязательному официальному опубликованию.

   Указы Президента Республики Беларусь нормативного характера подлежат обязательному официальному опубликованию, если иное не установлено актами Президента Республики Беларусь или настоящим Законом.

   Постановления Совета Министров Республики Беларусь нормативного характера подлежат обязательному официальному опубликованию, если иное не установлено Советом Министров Республики Беларусь или настоящим Законом.

   Иные нормативные правовые акты подлежат обязательному официальному опубликованию после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

   Нормативные правовые акты, поступившие от уполномоченных государственных органов (должностных лиц) в органы официального издания (кроме издания Национального реестра правовых актов Республики Беларусь), должны быть опубликованы не позднее чем в пятидневный срок со дня их поступления, за исключением декретов Президента Республики Беларусь и законов Республики Беларусь, подлежащих немедленному опубликованию.

   Нормативные правовые акты могут быть опубликованы в изданиях, не являющихся официальными, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, переданы посредством иных способов распространения информации.

   Нормативные правовые акты могут быть опубликованы в неполном изложении с пометкой «Извлечение».

   Опубликование нормативных правовых актов в изданиях, не являющихся официальными, является неофициальным.

   Неофициальное опубликование нормативного правового акта осуществляется только после его официального опубликования с соблюдением требований, предъявляемых к деятельности по распространению правовой информации. При этом для каждого нормативного правового акта обязательно указываются также источник официального опубликования, номер и дата выдачи специального разрешения (лицензии) на распространение правовой информации, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь наличие этого специального разрешения (лицензии) необходимо [ 9 ].

   Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера.

Решения Совета Республики принимаются  в форме постановлений.

Решения палат считаются принятыми  при условии, что за них проголосовало  большинство от полного состава  палат, если иное не предусмотрено Конституцией.

   Законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь являются программными и считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава палат.

Законы подлежат немедленному опубликованию  после их подписания и вступают в  силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. В таком же порядке  публикуются и вступают в силу декреты Президента.

   Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан [ 1 ].

Декреты, указы и распоряжения Президента публикуются

или доводятся до всеобщего  сведения  иным  предусмотренным  законом

способом.

   Декреты независимо от вида подлежат немедленному  опубликованию

после  их  подписания  и  вступают  в  силу  через десять дней после

опубликования, если в самом декрете  не установлен иной срок. Указы и

распоряжения  Президента  вступают  в силу в порядке,  установленном

Президентом.

   Декреты, указы  и  распоряжения  Президента регистрируются,  им

присваивается соответствующий порядковый номер [ 6 ].

   Решения республиканских референдумов, декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь после подписания Президентом Республики Беларусь, в том числе в случаях, когда в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закон считается подписанным, подлежат немедленному и обязательному официальному опубликованию.

   Указы Президента Республики Беларусь и постановления Совета Министров Республики Беларусь нормативного характера подлежат обязательному официальному опубликованию, если иное не предусмотрено соответственно актами Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, а также настоящим Положением.

   Иные правовые акты могут быть официально опубликованы после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

   Не подлежат опубликованию правовые акты или их отдельные положения, содержащие государственные секреты или иные охраняемые законодательством сведения, если иное не предусмотрено законодательством.

   Решение о том, что правовой акт или его отдельные положения не подлежат публикации, принимается в установленном законодательством порядке уполномоченным государственным органом (должностным лицом), о чем на оригинале документа делается соответствующая отметка.

   Официальным опубликованием является доведение правовых актов до всеобщего сведения путем воспроизведения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками в следующих официальных изданиях:

- периодическом печатном издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, его электронной версии;

- газете «Советская Белоруссия» (решения республиканских референдумов, декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь, межгосударственные и межправительственные договоры, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь было выражено в форме указа Президента Республики Беларусь или постановления Совета Министров Республики Беларусь, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда);

- газете «Звязда» (законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, международные договоры, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь было выражено в форме закона, решения Конституционного Суда (на белорусском языке);

- «Народной газете» (законы Республики Беларусь, постановления Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, международные договоры, согласие на обязательность которых для Республики Беларусь было выражено в форме закона, решения Конституционного Суда (на русском языке);

- газете «Рэспубліка» (постановления Совета Министров Республики Беларусь, распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь, нормативные правовые акты Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, министерств и иных республиканских органов государственного управления, международные договоры Республики Беларусь межведомственного характера);

- периодических печатных изданиях, определяемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь областными и Минским городским Советами депутатов, областными и Минским городским исполнительными комитетами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами базового уровня (нормативные правовые акты этих органов, решения областного, Минского городского, районного, городского (городов областного подчинения) референдумов).

   В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, официальное опубликование правовых актов осуществляется в электронной версии соответствующего номера периодического печатного издания Национального реестра правовых актов Республики Беларусь без официального опубликования этих актов в данном периодическом печатном издании.

   Официальное опубликование правового акта осуществляется, как правило, на белорусском и русском языках в соответствии с подписанным подлинником.

   Официальное опубликование правового акта на других языках допускается только при наличии официального перевода на соответствующий язык, утвержденного соответствующим государственным органом или должностным лицом в порядке, установленном для принятия (издания) этого акта.

Информация о работе Законодательный процесс в Республике Беларусь