Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 00:27, курсовая работа
Законодательный процесс – это процедура деятельности Парламента, других государственных органов, организаций, иных субъектов, направленная на создание закона.
Законодательный процесс – важнейшая сторона функционирования Парламента и в то же время в нем находят свое проявление взаимозависимость и взаимодействие государственных органов, определить роль каждого в котором имеет важное основополагающее значение не только для реализации принципа разделения властей, но и в силу того, что законодательный процесс – это основа всего правотворчества.
Введение………………………………………………………………… 4
1. Право законодательной инициативы……………………………….. 6
2. Рассмотрение законопроектов………………………………………. 13
3. Отлагательное вето Президента…………………………………….. 20
4. Опубликование законопроекта……………………………………… 26
Заключение……………………………………………………………… 32
Список использованных источников………………………………….. 33
Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.
В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента [ 1 ].
Палата представителей по предложению Президента Республики Беларусь либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, рассматривает проекты законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции Республики Беларусь.
Палата представителей по предложению субъектов права законодательной инициативы рассматривает проекты иных законов Республики Беларусь.
Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов.
В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, регулирование общественных отношений осуществляется законами Республики Беларусь [ 7 ].
Президент Республики Беларусь либо по его поручению Правительство Республики Беларусь имеют право вносить в Палату представителей и Совет Республики предложения об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. В этом случае проект закона подлежит рассмотрению каждой из палат Национального собрания в течение десяти дней со дня внесения проекта закона на их рассмотрение.
Если проект закона, подлежащий срочному рассмотрению, внесен в Палату представителей, передан в Совет Республики в период между сессиями, десятидневный срок для его рассмотрения исчисляется со дня открытия очередной (внеочередной) сессии соответствующей палаты Национального собрания.
Первоочередному рассмотрению палатами Национального собрания подлежат проекты законов:
- о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о введении в действие законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь;
- о толковании Конституции Республики Беларусь;
- непосредственно направленные на реализацию положений Конституции Республики Беларусь;
- о республиканском бюджете на очередной финансовый год;
- подготовленные на основе нормативных правовых актов Союзного государства [ 7 ].
Рассмотрение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется в двух чтениях, если иное не предусмотрено Законом Республики Беларусь «О Национальном Собрании» и Регламентом Палаты представителей Национального собрания.
Проекты законов, окончательно подготовленные к рассмотрению Палатой представителей в первом и во втором чтении, направляются Президенту Республики Беларусь.
Палата представителей направляет проект закона Президенту Республики Беларусь для информации не позднее чем за десять дней до принятия этого проекта закона в целом.
Проект закона в первом чтении рассматривается Палатой представителей, как правило, в авторской редакции, если головной комиссией не принято иное решение. При рассмотрении проекта закона в первом чтении обсуждаются концепция, структура проекта закона и целесообразность его принятия.
Если до рассмотрения проекта закона в первом чтении в Палату представителей иными субъектами права законодательной инициативы внесены другие законопроекты, направленные на регулирование тех же общественных отношений (далее – альтернативные проекты закона), то все проекты закона рассматриваются в первом чтении одновременно.
По результатам обсуждения Палата представителей принимает проект закона в первом чтении или отклоняет его.
Голосование о принятии проекта закона в первом чтении осуществляется по проекту закона в целом.
Проект закона считается принятым в первом чтении или отклоненным, если за решение проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.
В случае принятия в первом чтении одного из альтернативных проектов закона другие проекты закона считаются отклоненными.
Если проект закона не нуждается в доработке и в ходе первого чтения по нему не поступили замечания и (или) предложения либо внесенные изменения и (или) дополнения носят технический характер, то такой проект закона по решению Палаты представителей может быть рассмотрен во втором чтении без доработки в головной комиссии Палаты представителей.
Субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона, официально информируется о результатах рассмотрения проекта закона в первом чтении.
При рассмотрении проекта закона во втором чтении обсуждаются структурные элементы проекта закона и поправки к нему.
Голосование по проекту закона может проводиться по статьям, главам, разделам или по иным структурным элементам проекта закона. Если по проекту закона не имеется замечаний и (или) предложений, изменения и (или) дополнения в проект закона не вносились либо внесенные изменения и (или) дополнения носят технический характер, Палата представителей может принять решение о голосовании по проекту закона в целом.
На голосование ставятся только те поправки субъектов права законодательной инициативы, которые представлены в письменной форме,рассмотрены и отклонены головной комиссией в порядке, предусмотренном Регламентом Палаты представителей Национального собрания.
Субъект права законодательной инициативы, внесший поправку к проекту закона, может в любой момент до голосования по этой поправке отозвать ее.
Если при доработке проекта закона к рассмотрению во втором чтении или в ходе рассмотрения его во втором чтении изменяется концепция проекта закона, Палата представителей принимает решение об отмене ранее принятого по этому проекту закона постановления и о повторном рассмотрении его в первом чтении.
По требованию Президента Республики Беларусь либо с его согласия – Правительства Республики Беларусь Палата представителей на своем заседании принимает решение, голосуя в целом за внесенный Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь проект закона либо его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь.
После проведения голосования по структурным элементам проекта закона, а также по всем внесенным поправкам проводится голосование по проекту закона в целом: о принятии проекта закона; об отклонении проекта закона;
об отмене постановления о принятии проекта закона в первом чтении и о повторном рассмотрении его в первом чтении.
Решение по проекту закона, рассматриваемому во втором чтении, считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом.
Субъект права законодательной инициативы, внесший проект закона, официально информируется о результатах рассмотрения проекта закона во втором чтении [ 7 ].
Принятые Палатой представителей проекты законов в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики. Принятые Палатой представителей проекты законов могут рассматриваться в Совете Республики не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.
Если проект закона не был рассмотрен Советом Республики в установленные Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О Национальном собрании Республики Беларусь» сроки, он считается одобренным и представляется Президенту Республики Беларусь на подпись [4].
В соответствии со статьей 97 Конституции Республики Беларусь Палата представителей рассматривает проекты законов, в том числе:
- о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь;
- о толковании Конституции Республики Беларусь;
- об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь;
- военной доктрины;
- о ратификации и денонсации международных договоров;
- об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан;
- о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства;
- о правах национальных меньшинств;
- об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении;
- установлении республиканских налогов и сборов;
- о принципах осуществления отношений собственности;
- об основах социальной защиты;
- о принципах регулирования труда и занятости;
- о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении;
- об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;
- об определении порядка решения вопросов
административно-
- о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей;
- об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и заключении мира;
- о правовом режиме военного и чрезвычайного положения;
- об установлении государственных наград; о толковании законов.
Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.
При несогласии субъекта права законодательной инициативы, внесшего проект закона, с изменениями и (или) дополнениями, предлагаемыми в проект закона головной комиссией, другими субъектами права законодательной инициативы, проект закона рассматривается в авторской редакции, на что указывается на первой странице проекта закона [ 8 ].
Палата представителей по предложению Президента Республики Беларусь либо по инициативе не менее чем 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, рассматривает проекты законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь.
Если предложение о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь вносится в Палату представителей гражданами Республики Беларусь, оно рассматривается в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь и Регламентом Палаты представителей.
Закон о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, за исключением разделов I (Основы конституционного строя), II (Личность. Общество. Государство), IV (Президент, Парламент, Правительство, Суд), VIII (Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения), может быть принят после двух обсуждений и одобрений Национальным собранием с промежутком не менее трех месяцев.
Разделы I, II, IV, VIII Конституции Республики Беларусь могут быть изменены только путем республиканского референдума.
Изменения и (или) дополнения Конституции Республики Беларусь Национальным собранием не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.
Проекты законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь вносятся в Палату представителей с соблюдением требований, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь и Регламентом Палаты представителей.
Проекты законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, о введении в действие указанных законов считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.
Для подготовки проекта закона о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь к рассмотрению из числа депутатов Палаты представителей создается специальная комиссия.
Проект закона о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь, подготовленный для рассмотрения, должен быть направлен депутатам Палаты представителей и другим субъектам права законодательной инициативы не позднее чем за двадцать дней до рассмотрения на заседании Палаты представителей.
Проект закона о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь докладывается в Палате представителей Президентом Республики Беларусь или его уполномоченным представителем. Если проект внесен гражданами Республики Беларусь, то его докладывают Председатель Палаты представителей или его заместитель.
Решение о прекращении обсуждения по проекту закона о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей [ 8 ].
Проект нормативного правового акта, внесенный в установленном порядке, должен быть рассмотрен нормотворческим органом (должностным лицом).
Нормотворческий орган (должностное лицо) по результатам рассмотрения проекта нормативного правового акта может:
- одобрить проект и принять (издать) нормативный правовой акт;
- отклонить проект с указанием мотивов и причин;
- отложить принятие (издание) нормативного
правового акта на
- возвратить проект на
Итак, первоначально законопроект подлежит рассмотрению в нижней палате Парламента, т.е. Палате представителей. Рассмотрение законопроекта в нижней палате происходит по усмотрению самих парламентариев либо постатейно, либо по разделам, либо целиком. При наличии возражений на законопроект, он по решению депутатов возвращается в соответствующую постоянную комиссию на доработку. Это позволяет говорить о так называемом первом и втором чтении закона. Затем доработанный постоянной комиссией законопроект возвращается в Палату Представителей для второго чтения. Второе чтение опять же по усмотрению парламентариев может быть постатейным, по разделам либо целиком.
Информация о работе Законодательный процесс в Республике Беларусь