Законодательные органы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

В современном мире разделение властей – это характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама теория разделения властей – есть итог многовекового развития государственности, также поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Характеристика разделения властей.………………… ……………….………..6
1.1 Периоды становления и развития принципа разделения властей ………….6
1.2 Закон и законодательная власть …………………..………………………....11
2 Органы законодательной власти……………………………………..………...15
2.1 Федеральное собрание…………………………………………………….….15
2.2 Государственная дума…...………………………………………………..…..16
2.3 Совет Федерации……………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………..21
Глоссарий………………………………………………………………………….23
Список используемых источников………………………………………...…….26
Приложения……………………………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

Законодательные органы государства.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

     Федеральное собрание является единым парламентским  организмом, но это не означает, что  его палаты действуют во всех случаях  совместно. Напротив, Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации и Государственная дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией РФ случаях:

     - для заслушивания посланий президента РФ;

     - для заслушивания посланий Конституционного Суда РФ;

     - для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции РФ). 

     2.2 Государственная  дума

     Государственная дума (кратко — Госдума) — нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации (ст. 95 действующей Конституции России).

     Правовой  статус Государственной думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации.

     Государственная дума состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции  РФ). Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации) (ст. 97 Конституции РФ). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России)11.

     С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной  барьер повышен до 7 %. Новые правила  были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам).

     Первая  Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой  Конституции).

     Срок  полномочий остальных созывов Государственной думы — четыре года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на пять лет12.

     Выборы  в Государственную думу проводились  в 1993, 1995, 1999, 2003 и 2007 годах. Ближайшие  выборы в Государственную думу намечены на 4 декабря 2011 года.

     Работу  Думы возглавляет Председатель Думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя  председателя Государственной думы. Работа депутатов осуществляется в  рамках комитетов и комиссий Госдумы.

     К ведению Государственной Думы относятся:

     а)  дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

     б)  решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

     в)  назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

     г)  назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

     д)  назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

     е)  объявление амнистии;

     ж)  выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

     Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

     Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ13.

     В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством  которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона. Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания — законодательного органа РФ. Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной думе соответствующего права. 

     2.3 Совет Федерации

     Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания (парламента России), включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

     28 июня 2002 года Совет Федерации  ФС РФ принят в Ассоциацию  европейских сенатов (англ. Association of European Senates). Это решение было единогласно принято на встрече ассоциации в столице Словении. Ассоциация объединяет на равноправной основе представителей верхних палат парламентов государств — членов Евросоюза и кандидатов в ЕС.

     К ведению Совета Федерации относятся:

     а)  утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

     б)  утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

     в)  утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

     г)  решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

     д)   назначение выборов Президента Российской Федерации;

     е)  отрешение Президента Российской Федерации от должности;

     ж)  назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

     з)  назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации;

     и)  назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов14.

     По  вопросам, отнесенным к его ведению  Конституцией Российской Федерации, Совет  Федерации принимает постановления, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

     В области законотворчества Совет  Федерации занимает по отношению  к Государственной Думе подчинённую  роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации15.

     Как весь Совет Федерации в целом, так и его отдельные члены  обладают правом законодательной инициативы, однако законы о поправках в конституцию могут быть внесены либо Советом Федерации как коллегиальным органом, либо группой численностью не менее одной пятой от конституционного состава палаты.

     При рассмотрении принятых Государственной  Думой законов, Совет Федерации  не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия федеральных конституционных законов необходимо одобрение трёх четвертей голосов Совета Федерации, в случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона, вето не может быть преодолено Государственной Думой16.

     Заключение

     Подводя итог курсовой работы можно сделать выводы:

     Традиционная  концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранна всенародно, отражает суверенитет государства.

     Законодательная власть принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти, в той либо иной форме участвует в формировании исполнительных органов, судебных органов Российской Федерации.

     Правовой  статус органа законодательной (представительной) власти субъекта федерации представляет собой совокупность установленных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными актами соответствующих субъектов федерации полномочий, прав и обязанностей органа в сфере организации и обеспечения государственной власти и местного самоуправления, обеспечения экономического и социального развития, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, определяющих его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления) как постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

     О законодательных органах власти субъектов РФ можно сказать, что они в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции, принимая конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждая бюджет. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей.

     Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное  представительство и осуществляют главным образом законодательные функции, принимая конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждая бюджет. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплён во всех конституциях и уставах.

     Орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим.

     Федеральное Собрание основывается на принципиально новом понимании народного представительства по сравнению с тем, которое определяло положение представительных органов прежде. Законодательные органы теперь не образуют единую вертикаль подчиняющихся снизу вверх всех Советов, хотя Федеральное Собрание занимает высшее положение как орган федеральной законодательной власти.

     Законодательная власть действует не сама по себе, а в определенной конституционной системе, равновесие которой достигается взаимными противовесами трех основных властей. Такая взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный порядок.

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
 
 
1
 
 
Высший  Арбитражный Суд  РФ
высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами России, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
 
 
 
2
 
 
 
Верховный Суд РФ
высшее судебное учреждение государства, в компетенцию которого входит, как правило, разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т. п.); рассмотрение дел о преступлениях высших должностных лиц и о наиболее важных государственных преступлениях.
3 Государственная Дума РФ нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации
 
4
 
Государство
политическая  форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии  на применение силы принуждения.
 
 
 
5
 
 
 
Конституционный Суд РФ
относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного надзора, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт, в случае признания его неконституционным.
 
 
 
6
 
 
 
Конституция РФ
в формальном смысле — основной закон страны, нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
 
7
 
Правительство
РФ
высший коллегиальный исполнительный орган государства, осуществляющий руководство государственным управлением.
 
 
8
 
 
      Президент РФ 
высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти, также является гарантом конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации.
 
 
9
 
 
Совет Федерации РФ 
верхняя палата Федерального Собрания (парламента России), включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
 
10
 
Федеральное собрание РФ
парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции РФ).

Информация о работе Законодательные органы государства