Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 09:00, курсовая работа
В современном мире разделение властей – это характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама теория разделения властей – есть итог многовекового развития государственности, также поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Характеристика разделения властей.………………… ……………….………..6
1.1 Периоды становления и развития принципа разделения властей ………….6
1.2 Закон и законодательная власть …………………..………………………....11
2 Органы законодательной власти……………………………………..………...15
2.1 Федеральное собрание…………………………………………………….….15
2.2 Государственная дума…...………………………………………………..…..16
2.3 Совет Федерации……………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………..21
Глоссарий………………………………………………………………………….23
Список используемых источников………………………………………...…….26
Приложения……………………………………………………………………….28
Большой
вклад в творческое развитие идеи
сдержек и противовесов и воплощение
ее на практике внес американский государственный
деятель (дважды бывший президентом
США) Джеймс Мэдисон (1751-1836 гг.). Он изобрел
такую систему сдержек и
Сдержками
и противовесами Мэдисон
Принцип
разделения властей воспринят теорией
и практикой всех демократических
государств. Как один из принципов
организации государственной
Разделение
властей в России заключается
в том, что законодательная
Однако практическое воплощение принципа разделения властей в России идет с большим трудом. Как отмечается в научной и публицистической литературе, все готовы признать отдельное существование каждой из трех властей, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость. Это отчасти объясняется длительным периодом тоталитарного правления. В истории России не было накоплено какого бы то ни было опыта разделения властей; здесь еще живучи традиции самодержавия и единовластия. Ведь само по себе конституционное разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную) не приводит автоматически к порядку в государстве, а борьба за лидерство в этой триаде обрекает общество на политический хаос. Безусловно, разбалансированность механизма сдержек и противовесов - лишь переходный этап в процессе становления государственности5.
Как и у всякой идеи, у теории разделения властей всегда были как сторонники, так и противники. Не случайно Монтескье пришлось в 1750 г. опубликовать блестящую работу под названием "Защита "О духе законов".
Марксизм в оценке классического учения о разделении властей исходил лишь из идеологической подоплеки его возникновения в эпоху первых буржуазных революций. Такой подоплекой можно считать компромисс классовых сил, достигнутый на определенном этапе борьбы буржуазии за политическое господство. Исходя из этого, Маркс и Энгельс отождествили учение о разделении властей с выражением в политическом сознании спора между королевской властью, аристократией и буржуазией из-за господства. Советская доктрина абсолютизировала этот аспект и противопоставила теории разделения властей теорию полновластия Советов, полновластия народа и т. п. На самом же деле, это было лишь теоретическим прикрытием узурпации государственной власти, тоталитарной сути режима.
Смысл
классического учения о разделении властей
(в том виде, в каком оно было разработано
Монтескье и поддержано Кантом) не следует
сводить ни к выражению компромисса классово-политических
сил, ни к разделению труда в сфере государственной
власти, выражающей народный суверенитет,
ни к механизму "сдержек и противовесов",
сложившемуся в развитых государственно-правовых
системах. Разделение властей - это, прежде
всего правовая форма демократии6.
1.2 Закон и законодательная власть
Законодательная власть - власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти - парламент.
В
настоящее время
Законодательная власть ответственна за то, насколько она эффективно представляет общественные интересы и отражает их в законах страны. Закон обязателен для всех именно потому, что он является высшим актом парламента, представляющего интересы всех слоев и социальных групп населения страны.
Важнейшими субъектами законодательной власти в современных обществах являются парламенты. Парламент - это высший представительный и законодательный орган государства. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательные органы создают объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед человеческим сообществом, для формирования общественных ценностей и идеалов7.
Законотворчество есть законодательный процесс, посвященный стадиям и действиям по подготовке, обсуждению и принятию законов. Закон акт высшей юридической силы, призванный регулировать важнейшие общественные отношения, принимаемый законодательным и представительным органом в особом порядке и обладающий стабильностью.
Закон нормативный акт, принимаемый представительным органом; регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.
Закону принадлежит и ведущая роль в правовом обеспечении конечных экономических и социально-политических реформ. В Конституции РФ последовательно проведен принцип верховенства закона в системе источников права, что является одним из необходимых свойств правового государства. Закон не может противоречить Конституции (статья 15, часть 1), но все остальные нормативные акты, издаваемые в стране (указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств) под страхом недействительности не должны противоречить закону. Также Конституция РФ устанавливает всеобщую обязанность соблюдения законов, которая распространяется как на граждан и их объединения, так и на органы государственной власти, органы местного самоуправления, на должностных лиц8.
Согласно новой Конституции, закон Российской Федерации:
-
федеральный конституционный
- это принятый Федеральным Собранием - представительным и законодательным органом Российской Федерации - акт, обязательный для всех, имеющий верховенство и прямое действие на всей территории Федерации (ст.ст. 4, 76, 94).
Названные признаки понятия «закон» во многом сходны с признаками, которые закреплялись и прежней Конституцией. Однако некоторые из них свойственны именно статусу закона по новой Конституции Российской Федерации.
Законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание: только оно вправе принимать федеральные законы, действующие на территории всей России. Конституция РФ не наделяет какой-либо орган, включая главу государства или Правительство, правом принимать акты, имеющие силу закона. В пределах собственного правового регулирования субъекта федерации законы занимает такое же положение, как и федеральный закон в федеральной правовой системе. В то же время закон субъекта федерации не может противоречить федеральному праву. Принцип верховенства федерального закона на всей территории государства, призванный обеспечить ее единое правовое пространство (без чего невозможно единое экономическое пространство), подчеркнут в части 2 статьи 4 Конституции РФ.
Закон
- это принятый в особом порядке
первичный нормативно-правовой акт
высшего представительного
Признаками закона являются:
1)
Закон является разновидностью
нормативно-правовых актов,
2)
Первичный характер закона
3) Высшая юридическая сила - важнейший признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.
4)
Законы принимаются в особом
порядке, подробно
5)
Законы принимаются высшими
6)
Закон должен регулировать
Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.
2.1 Федеральное собрание
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Статус Федерального собрания определен в главе 5 Конституции РФ.
Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции РФ).
Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы10.
Состав палат, как и принципы, их комплектования, различен. Государственная дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в РФ 83 субъекта, следовательно, 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.