Законодательные органы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

В современном мире разделение властей – это характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама теория разделения властей – есть итог многовекового развития государственности, также поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Характеристика разделения властей.………………… ……………….………..6
1.1 Периоды становления и развития принципа разделения властей ………….6
1.2 Закон и законодательная власть …………………..………………………....11
2 Органы законодательной власти……………………………………..………...15
2.1 Федеральное собрание…………………………………………………….….15
2.2 Государственная дума…...………………………………………………..…..16
2.3 Совет Федерации……………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………..21
Глоссарий………………………………………………………………………….23
Список используемых источников………………………………………...…….26
Приложения……………………………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

Законодательные органы государства.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Тобольский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Теория государства  и права 
Тема Законодательные органы государства
Фамилия студента  
Имя студента Елена
Отчество  студента  
№ контракта  

 

     Содержание

 

     Введение…………………………………………………………………………….3

     1 Характеристика разделения властей.………………… ……………….………..6

     1.1 Периоды становления и развития принципа разделения властей ………….6

     1.2 Закон и законодательная власть …………………..………………………....11

     2 Органы законодательной власти……………………………………..………...15

     2.1 Федеральное собрание…………………………………………………….….15

     2.2 Государственная дума…...………………………………………………..…..16

     2.3 Совет Федерации……………………………………………………………...18

     Заключение………………………………………………………………………..21

     Глоссарий………………………………………………………………………….23

     Список  используемых источников………………………………………...…….26

     Приложения……………………………………………………………………….28

     Введение

     В современном мире разделение властей  – это характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама теория разделения властей – есть итог многовекового развития государственности, также поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

     Необходимость разделения властей является прямым следствием разделения  и противостояния индивидуального и социального интереса, так или иначе связанных (например, объединенных проживанием на одной небольшой территории) групп населения и крупных социальных образований. Наличие двух фундаментов и равная опора на них, т.е. баланс и разделение общественных свобод (часто называемых общественными обязанностями) и свобод индивидуальных, баланс и разделение законов, баланс ветвей власти и их функций - вот это и есть основной принцип, согласно которому должно строиться здание общественной жизни. Только тогда, в таком случае это здание может устоять во времена потрясений, выдержать такой губительный для любой жесткой социальной конструкции напор технологических новшеств, изменений среды обитания, честолюбивых замыслов отдельных представителей политической и интеллектуальной элиты, конкуренции этнических и региональных групп.

     Принцип разделения властей был выработан  ещё мировой практикой развития демократических государств. Суть же его состоит в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами.

     Принцип разделения властей - это есть рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов  государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

     Суть  этого принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянный действующий контроль друг за другом.

     В данной работе будет рассмотрена законодательная ветвь власти в РФ.

     Так как, законодательные органы одновременно являются представительными органами, т.е. представляющими и выражающими интересы народа.

     Органы  законодательной власти наделяются определенными полномочиями по контролю, участию в назначении должностных лиц, но основная их функция состоит в принятии законов.

     Актуальность  данной работы заключается в том, что нельзя сказать о том, что гражданское общество достигло высшего этапа в своем развитии, а именно это способствует затруднению развития правового государства в нашей стране. Люди, еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. В России же общество ещё не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ деятельности законодательных органов РФ.

     Из  поставленной цели вытекают следующие  задачи:

     - рассмотрение периодов становления и развития процесса разделения властей;

     - анализ принципа разделения властей;

     - выявление органов законодательной власти.

     Методологической  основой данной работы являются общенаучные  методы исследования, частно-научные методы, метод анализа, сравнения и обобщения.

     Теоретической основой рассматриваемой работы послужили труды таких специалистов, в частности, как Бабаев В.К., Алексеев С.С., С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков, Малько А.В., Матузов Н.И., Хропанюк В.Н. и другие, а так же, научно-публицистическая литература, журналы, статьи.

     Основная  часть

     1 Характеристика разделения властей

     1.1 Периоды становления  и развития принципа разделения властей

     О теории разделения властей говорят и пишут довольно часто и много. Но среди массы публикаций - статей и прочего преобладают упрощённые не аналитического и не критического планов издания. Традиционно же проводится мысль о том, что наличие в государственном механизме России принципа разделения властей – это есть, безусловно, хорошо, а его отсутствие – наоборот, очень плохо.

     Теория  разделения властей была создана  несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком (1632-1704 гг.), в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье (1689-1755 гг.) и в ее современной форме - Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем - авторами "Федералиста" (серии статей, выходивших под общим заголовком в ведущих газетах Нью-Йорка в период обсуждения американской Конституции 1787 г., в которых пропагандировалось единство США на федеративной основе)1.

     Основные  положения теории разделения властей  следующие:

     - разделение властей закрепляется конституцией;

     - согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

     - все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

       никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

     - судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

     Теория  разделения властей в государстве  призвана обосновать такое устройство государства, которое бы исключало возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой - постоянная общественная реальность.

     Теоретические и практические истоки принципа разделения властей - в Древней Греции и Древнем  Риме. Анализ политических структур и форм правления Платоном, Аристотелем и другими античными мыслителями подготовил почву для обоснования этого принципа в эпоху Просвещения.

     В Древней Греции Солон, будучи архонтом, создал Совет 400 и оставил ареопаг, которые по своим полномочиям  уравновешивали друг друга. Эти два органа должны были, по словам Солона, уподобляться двум якорям, предохраняющим государственный корабль от всяких бурь. Позже, в IV в. до н. э., Аристотель в "Политике" указал на три элемента в государственном строе: законодательно-совещательный орган, магистратуры и судебные органы. Спустя два века видный греческий историк и политический деятель Полибий (210-123 гг. до н. э.) отметил преимущество такой формы правления, при которой эти составные элементы, противодействуя, сдерживают друг друга. Он писал о легендарном спартанском законодателе Ликурге, установившем форму правления, соединившую "все преимущества наилучших форм правления, дабы ни одна из них не развивалась без меры и не превращалась в родственную ей обратную форму, дабы все они сдерживались в проявлении свойств взаимным противодействием и ни одна не тянула бы в свою сторону, не перевешивала бы прочих, дабы таким образом государство неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия наподобие идущего против ветра корабля"2.

     Теоретическое развитие принцип разделения властей  получил в средние века. Прежде всего - в труде "Два трактата о  государственном правлении" (1690 г.) английского философа Джона Локка, который, стремясь предотвратить узурпацию  власти одним лицом или группой лиц, разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных частей. Приоритет остается за законодательной властью в механизме разделения властей. Она верховная в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие.

     Столетие  спустя после опубликования "Двух трактатов о государственном  правлении" Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 г. Национальным Собранием Франции, провозгласит: "Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции".

     Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей (практически в современном ее понимании) французский философ и просветитель Шарль Луи Монтескье (полное имя - Шарль Луи де Секондат, барон Бреда и Монтескье) в главном труде своей жизни - "О духе законов", над которым Монтескье работал 20 лет и который был опубликован в 1748 г. Это сочинение состоит из 31 книги и разделено на 6 частей. Под "духом" законов Монтескье понимал то рациональное, закономерное в них, что обусловлено разумной природой человека, природой вещей и т. д.

     Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно, по замыслу Монтескье, оберегать общество от злоупотреблений государственной властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму. Основную цель разделения властей Монтескье видел в том, чтобы избежать злоупотребления властью. "Если, - писал он, - власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц"3.

     Монтескье принадлежит также развитие положения о системе сдержек различных властей, без которой их разделение не было бы действенным. Он утверждал: "Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга". Речь, по существу, идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где баланс законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

Информация о работе Законодательные органы государства