Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:18, курсовая работа
Укрепление законности – одно из главных направлений формирования будущего правового государства, самая актуальная проблема в современных условиях развития жизни.
Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием «законность».
Цель данной работы заключается в изучении состояния законности и правопорядка в современной России.
Введение 3
1. Понятие законности, правопорядка и общественного порядка, их соотношение. 5
2. Функции законности и правопорядка современном обществе. 24
3. Состояние законности и правопорядка в современной России и задачи по их укреплению. 28
Заключение 32
Список литературы 34
Законность – качественная сторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода, принципа, режима; правопорядок – состояние правовой жизни общества, упроченная система правовых отношений; дисциплина – содержательная сторона данных категорий.
Законность
– реализующее право правовое
качество нормативных и
Право,
законы – юридическая основа правопорядка;
законность – средства его установления;
правопорядок – результат осуществления
права и законности, упорядочивающий социальную
жизнь.
Глава
2. Состояние законности
и правопорядка в современной
России и меры по их
укреплению
Как было установлено выше, главными категориями в рассматриваемой проблематике все же являются законность и правопорядок. Именно они предопределяют уровень дисциплины и общественного правопорядка, выступают правоустанавливающей и охранительной стороной. Поэтому крайне важно показать состояние законности и правопорядка в настоящее время в Российской Федерации, а также, по возможности, предложить методы их укрепления.
Анализ
современного состояния законности
показывает, что среди широких
слоев населения нарастает
Для начала целесообразно рассмотреть причины низкого уровня законности и правопорядка, анализ которых имеет принципиальное теоретическое значение. Без этого невозможно разработать меры по реализации принципов законности и стабилизации общественных отношений.
В научной литературе основными причинами низкого уровня законности называются следующие.
Консерватизм и деградация социальных институтов, что выступает первопричиной искажения других компонентов социально- политической и экономической систем. А выражается это в несоответствии различных уровней управления обществом тем изменениям, которые произошли и происходят, а для самих институтов - их неспособность решать стоящие перед страной проблемы, ослабление контрольных функций, коррупция, злоупотребление властью, выход на общественно-политическую «арену» теневых структур управления.
Деформация социальных норм. Это выражается в том, что правовые и иные нормы не соответствуют требованиям времени. В результате они перестают исполнять свое назначение, что ведет к игнорированию их со стороны участников отношений, к возникновению двойной морали.
Происходит изменение и извращение социальных ценностей и представлений о них, которые выступают в качестве определяющего фактора мотивации поведения человека, критериев оценки их деятельности и результатов.
Все вышеперечисленное коренным образом меняет отношения между членами общества, группами, слоями и классами, приводит их к дестабилизации.
Таким образом, очевидно, что проблема обеспечения должного уровня законности, реализации ее принципов существует. Не претендуя на исчерпывающую разработку проблемы и рассмотрения всех ее аспектов, остановимся лишь на некоторых, наиболее очевидных и принципиальных, на мой взгляд, положениях, позволяющих определить правильный подход к механизму реализации принципов законности.19
Необходимо иметь ввиду, что закрепленные в законах и других актах правила поведения сами по себе могут оставаться на бумаге, не превратившись в реальные общественные отношения, если не будет обеспечиваться законность, то есть их соблюдение, исполнение. Таким образом, законность является обязательной и необходимой частью одного из важнейших методов государственного руководства обществом – метода правового регулирования общественных отношений. Государство, издавая нормы права и обеспечивая законность, влияет соответствующим образом на общественные отношения, обеспечивает закрепление одних, развитие других, пресечение третьих. На этот вывод не влияет то обстоятельство, что государство не может устанавливать законы произвольно, без учета объективности и правового регулирования, определяемых, в частности, законами природы, закономерностями социального развития, уровнем культуры общества, целесообразностью государственного воздействия и другими реалиями общественной жизни.
Право и законность являются основой взаимоотношений всех членов общества, в том числе и отношений между государством и личностью. Только они создают единственную реальную в современных условиях возможность, если не согласования разнородных интересов и притязаний в экономической и иных сферах, то достижения компромиссов, в частности, национальных, социальных.
Все это и определяет главное значение законности как средства, способа перевода правовых предписаний в реальные правовые отношения, в правопорядок.
На пути построения демократического правового государства, в содержании законности должны произойти конкретные изменения:
Все субъекты общественных отношений обязаны строго соблюдать правовые предписания и Конституцию, которая должна стать не орудием в руках государства, а правовым балансом общественных интересов.
Все субъекты должны получить реальную возможность требовать соблюдения правовых предписаний от всех других субъектов, включая государство и его органы.
Следует расширить предметную сторону законности, в частности, за счет реализации принципа «разрешено все то, что законом не запрещено».
Основным источником права должны стать законы, при этом большинство из них должны получить прямое действие. И, конечно же, они должны соответствовать прогрессивно развивающимся общественным отношениям.
Каждый
из принимаемых или уже
Подводя
итог сказанному, еще раз отмечу
следующее. При всей своей единой
сущности законность в различные
периоды, в различных социальных
условиях заметно отличалась по своему
объему и характеру. Таким образом, содержание
законности не одинаково проявляется
как конкретно-исторический срез эпохи.
Она провозглашается, зачастую получая
фиксацию в конституциях и других нормативных
правовых актах, в качестве принципа, требования,
обращенного обычно ко всем участникам
общественных отношений.
Заключение
Подведем итог рассмотренного материала. Изучение проблем законности и правопорядка в курсе теории государства и права исключительно важно, потому что все отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, обязательно выходят на эти проблемы, что, естественно, порождает различные взгляды.
Сама
по себе правоприменительная и
Говоря о дисциплине, мы пришли к выводу, что дисциплина представляет собой более широкое понятие, чем законность. Законность – это соблюдение предписаний норм права, содержащихся в законах, а дисциплина – это соблюдение практически всех социальных норм, и даже технических, при определенных видах дисциплины. Результатом законности, как было отмечено выше, выступает правопорядок, а результатом соблюдения дисциплины – общественный порядок. Для воинских формирований характерно понятие воинская дисциплина – то есть строгое и точное выполнение всеми военнослужащими требований уставов, приказов командиров (начальников). В свою очередь, воинская дисциплина порождает воинский порядок.
Также, хотелось бы заметить, что, конечно, многие идеи прошлого относительно законности, дисциплины получили заслуженное признание и в значительной мере используются в России и сейчас. Однако целиком без коррективов они объективно применяться уже не могут. Не случайно существенные изменения произошли с пониманием самого права, а также государства, демократии, прав человека и так далее. Такое положение вполне естественно, ибо современная Россия отказалась от коммунистической идеологии, от прежнего административно-командного устройства общества и осуществляет радикальный, хотя и трудный переход от демократии на основе признания общечеловеческих ценностей, среди которых первостепенное значение должно придаваться человеку, его правам и свободам. Несмотря на известные сложности в социально-экономической, политико-правовой и иных сферах, постепенно формируется правовое государство и гражданское общество, где законность приобретает гуманистический смысл, наполняется качественно новым содержанием, становится важнейшим фактором цивилизованного государственно-правового строительства.20
На наш взгляд, пока в России не будет сформирован высокий уровень правовой культуры и правосознания, достижение законности, дисциплины, правопорядка и общественного порядка на практике не возможно.
Для
преодоления данной проблемы и повышения
уровня законности и правопорядка государство
должно воспитывать у своих граждан
уважительное отношение к праву,
сделав, таким образом, право источником
положительных преобразований в России.
Список
нормативных правовых
актов и литературы
Список нормативных правовых актов
Список литературы
Информация о работе Законность и правопорядок в современной России