Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:58, курсовая работа
Изучение проблем законности, его однозначное толкование исключительно важно в связи с тем, что все без исключения отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, в конечном счете, обязательно сталкиваются с ним. Особую актуальность и практическую значимость проблема законности приобретает в связи с выдвинутой концепцией формирования правового государства.
Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Введение………………………………………………………….…………….…3
Глава 1. Сущность и содержание законности…………………………….…5
Содержание и основные принципы законности………………….…..5
Гарантии законности…………………………………………………...11
Глава 2. Пути обеспечения и охрана законности…………………………...15
2.1 Основные пути укрепления законности………………………………15
2.2 Обеспечение и охрана законности…………………………………….17
Глава 3. Конституционная законность и судебный конституционный контроль……………………………………………………………………….….20
3.1 Конституционная законность: понятие и структура………………...20
3.2 Конституционный контроль…………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список использованных источников и литературы …………
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом отношения, отсутствует.
Как
отмечено в постановлении
Действие конституции на всей территории государства.
В условиях федеративного устройства государства федеральная Конституция действует во всех субъектах (членах) федерации, а конституции субъектов (членов) федерации – на всей территории соответствующих субъектов федерации.
В федеративных государствах одновременно с действием федеральной конституции действуют основные законы субъектов федерации при соблюдении обязательного правила: конституции субъектов федерации не должны противоречить конституции федерации.
Конституционная законность в федеративных государствах имеет два уровня: конституционная законность федеративного государства и конституционная законность в границах соответствующих субъектов федерации.
Согласно ст. 76 (ч.5) Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предмету ведения РФ и предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Полное
осуществление, реализация (в разнообразных
формах) Конституции, всех ее положений
в действиях должностных лиц
органов государственной
Нивелирование конституции в системе нормативно-правовых актов государства следует преодолеть и признать, что конституционная законность есть исполнение конституции и только конституции. Это требование в равной мере относится как к органам государственной власти, так и к органам местного самоуправления, принимающим в рамках своей компетенции законы и подзаконные акты, а также к непосредственным исполнителям конституции – должностным лицам.
Эффективная система обеспечения действия Конституции и ее охраны (защиты).
В правовом государстве не только провозглашается первичность, верховенство, прямое действие Конституции и конституционного права в целом, но и реально обеспечивается их действие специальной системой мер обеспечения и охраны (защиты).
Обеспечение конституционной законности представляет собой систему мер, направленных на гарантирование и ее упрочнение, на профилактику нарушение конституционной законности.
Гарантирование и упрочнение конституционной законности предполагает формирование и совершенствование, развитие положительных условий и факторов внешней среды в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
Профилактика нарушений конституционной законности означает выявление причин и условий нарушений норм конституции, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям конституционной законности.
Защита конституционной законности. Принципы верховенства Конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия не реализуется автоматически. Их действие может быть нарушено умышленно либо в силу правоприменительной ошибки34.
Конституционная законность состоит в том, что должностные лица не только полно выполняют требования Конституции, но и выявляют нарушения Конституции, пресекают их, восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к юридической ответственности. Конституционная законность обязательно должна характеризоваться наличием эффективного механизма защиты действия Конституции государства, в том числе защиты основных прав и законных интересов граждан, других субъектов права.
Система охраны (защиты) конституционной законности включает выявление нарушений Конституции в право(законно)творчестве и в правоприменении, их немедленное пересечение, применение в действие средств защиты Конституции, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях Конституции.
Система защиты Конституции включает как систему государственного контроля и надзора за действием конституционных норм, так и систему индивидуальной защиты со стороны граждан и других лиц своих конституционных прав и свобод, законных процессов. Важным средством охраны Конституции, конституционной законности служит институт конституционной ответственности.
Организация системы обеспечения и защиты конституционной законности в принципе не отличается от принципов организации системы защиты и обеспечения законности в целом.
Специфическим институтом обеспечения
и охраны действия Конституции и конституционной
законности, принципа верховенства Конституции
служит контроль.
3.2
Конституционный
контроль
Конституционный контроль означает специализированный механизм охраны конституции государства как нормативного правого акта высшей юридической силы. Конституционный контроль есть специфическая функция компетентных государственных органов по обеспечению конституционной законности, верховенства Конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений на всей территории государства35.
Государственными
органами, осуществляющими
- глава государства, парламент, правительство, которые осуществляют конституционный контроль в процессе осуществления своих основных функций либо наряду с другими своими функциями;
-
специализированные органы
- судебные органы.
Судебный конституционный контроль есть проверка на соответствие конституции объектов такого контроля судебными органами. Конституционный контроль могут осуществлять как суды общей юрисдикции (административные, арбитражные и др.), так и специализированные суды (конституционные суды).
Существует
2 разновидности судебного
Особенности первой разновидности судебного конституционного контроля заключается в том, что конституционность объектов контроля проверяют суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел в соответствии с обычной процедурой (детализированный контроль) либо Верховные (Высшие) суды или их специальные палаты по особой процедуре (централизованный контроль)36.
Особенность второй разновидности судебного конституционного контроля заключается в том, что конституционность объектов контроля проверяют специальные конституционный суды (централизованный контроль). Они обладают специальной конституционной юрисдикцией, осуществляемой посредством самостоятельного конституционного судопроизводства. Судебная конституционная юрисдикция и соответствующее конституционное судопроизводство составляют конституционную юстицию, т.е. конституционное правосудие.
Таким образом, конституционное правосудие есть высшая форма конституционного контроля.
Конституционный Суд обеспечивает конституционную законность, верховенство и прямое действие конституции на всей территории государства и применительно ко всем субъектам права. Решения конституционного суда выносятся от имени государства, действуют на всей территории государства и имеют общеобязательную юридическую силу. Конституционный Суд может оказывать через осуществление конституционного контроля существенное воздействие на деятельность главы государства, высший орган законодательной и исполнительной власти.
Конституционный Суд играет особую роль в обеспечении принципа разделения властей, в системе сдержек и противовесов. Решая конфликты, споры между законодательной и исполнительной властью, Конституционный Суд выступает как орган компромисса, примирения.
Укреплению конституционной законности могут служить послания и доклады конституционных судов о состоянии конституционной законности в стране, о результатах осуществления конституционного правосудия и перспективах его развития и повышения эффективности осуществления.
Конституционный Суд является органом правосудия, составной частью судебной власти, но занимает особое место в судебной системе государства. Это место определяется не иерархической подчиненностью ему других видов судов, а его компетенцией, характером деятельности, оказывающей существенное влияние на правотворчество и правоприменение37.
Конституционный
Суд не рассматривает гражданские,
административные, уголовные и другие
категории дел. Это входит в компетенцию
судов общей юрисдикции, специализированных
судов (административных, арбитражных
и др.). Однако решения Конституционного
Суда обязательны для других судебных
органов.
Заключение
Законность
характеризует качественное состояние
правового регулирования и
Законности присущи следующие свойства или черты, а именно: всеобщность законности, заключающаяся в обязательности ее требований; единство, которое состоит в единообразном понимании на всей территории страны; верховенство, выражающееся в иерархии нормативных актов; неотвратимость означает пресечение любых нарушений закона; недопустимость противопоставления законности и целесообразности; неразрывная связь законности и культуры.
Кроме того, можно выделить основные тенденции в разработке теории законности: проведение четких разграничений законности как режима и форм ее реализации; изучение законности в связи с другими социально-политическими явлениями; анализ законности в механизме правового регулирования38.
Для реализации требований законности большое значение имеют их гарантии. Экономическими (материальными) гарантиями являются материальные условия жизни общества. Социальные гарантии включают весь комплекс общественных мер по борьбе с правонарушениями, отступлениями от идеи законности. Политические гарантии — это демократизм государственного и общественного строя. Духовные гарантии состоят в господстве идеологии, на базе которой развиваются духовная жизнь общества. Юридические гарантии выступают как деятельность специальных правовых органов по предупреждению и пресечению правонарушений.
Существенное значение в деле укрепления законности имеет практическая деятельность каждого члена гражданского общества, общественных объединений. Экономическая устойчивость, социальная и политическая стабильность в обществе – важнейшие факторы обеспечения законности.
Необходимое условие укрепление законности – постоянное совершенствование всех структур государственного и общественного организма, развитие демократии, повышение уровня политической и правовой культуры общества и его членов.
Таким образом, «законность» - цель любого демократического государства и одновременно его состояние.