Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:58, курсовая работа
Изучение проблем законности, его однозначное толкование исключительно важно в связи с тем, что все без исключения отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, в конечном счете, обязательно сталкиваются с ним. Особую актуальность и практическую значимость проблема законности приобретает в связи с выдвинутой концепцией формирования правового государства.
Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Введение………………………………………………………….…………….…3
Глава 1. Сущность и содержание законности…………………………….…5
Содержание и основные принципы законности………………….…..5
Гарантии законности…………………………………………………...11
Глава 2. Пути обеспечения и охрана законности…………………………...15
2.1 Основные пути укрепления законности………………………………15
2.2 Обеспечение и охрана законности…………………………………….17
Глава 3. Конституционная законность и судебный конституционный контроль……………………………………………………………………….….20
3.1 Конституционная законность: понятие и структура………………...20
3.2 Конституционный контроль…………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список использованных источников и литературы …………
Глава
2. Пути обеспечения
и охрана законности
2.1
Основные пути укрепления
законности
Законность — величайшая социальная ценность, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому его укрепление — одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция21.
К сожалению, состояние
Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны, прежде всего, юристы, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Только в последние годы преодолено представление, что корни преступности в нашей стране — это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика доказала, что причины правонарушений нужно искать не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности. Они порождены теми объективными условиями (экономическими, политическими, социальными), в которых находится общество на конкретном этапе развития.
Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения, прежде всего, должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии — необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности.
Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.
Убеждение
как метод укрепления законности
состоит в повышении
Важнейшая же роль, безусловно, принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь, прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.
И
наконец, важнейшим условием укрепления
законности и правопорядка служит всестороннее
развертывание демократических начал
во всех сферах общественной жизни, в том
числе в деятельности государственного
аппарата.
2.2
Обеспечение и
охрана законности
Система обеспечения законности представляет собой структуру мер, направленных на гарантирование (создание условий) положительной реализации законов (юридических норм) как должностными лицами, так и гражданами, на упрочнение законности т.е. состоит из трех блоков:
а) гарантирование законности; б) упрочнение законности; в) профилактика нарушений законности. Такое деление обусловлено характером системы влияющих на функционирование должностного лица и поведение граждан условий и факторов социальной среды, которые могут быть кК положительными (гарантии), так и отрицательными (причем самого разного свойства и содержания – материально-производственные, экономические, политические, духовного и пр.)24.
Профилактика законности означает выявление причин и условий правонарушений, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к правонарушениям. В числе такого ряда факторов – экономическая и политическая нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц и т.д.
Система охраны (защиты) законности включает выявление несоответствий праву (правовым принципам, международным стандартам) законов и подзаконных нормативных актов, правонарушений в законно(нормо)творчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение ,приведение в действие средств защиты и восстановления права, законности и правопорядка, привлечение к юридической ответственности виновных правонарушений25.
Нарушения законности. Всякое ли правонарушение должностного лица является нарушением законности, в литературе дается однозначно утвердительный ответ. Однако законность не может быть столь однозначно положительной, поскольку не всякое нарушение закона можно квалифицировать как нарушение законности. Свидетельством этого служит ряд положений действующего российского законодательства.
Законность не исключает возможности судебных ошибок. Нарушением законности следует признавать нарушение закона, которое может быть ошибкой в правоприменении, а тенденцию, линию в противозаконном поведении должностного лица.
Нарушение законности всегда означает причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан и других лиц, общественным и государственным интересам26.
Нарушения закона и одновременно нарушениями законности сотрудниками государственных, в том числе правоохранительных органов, органов местного самоуправления являются: нарушение норм Конституции им других законов; преступления должностных лиц, совершенных при исполнении служебных обязанностей (получение взятки, злоупотребление должностным положением и др.). В то же время отдельные нарушения закона должностными лицами не следует признавать нарушениями законности, а именно: несущественные нарушения норм закона. Также не являются нарушениями законности: нарушения должностными лицами норм, содержащихся в ведомственных актах; нарушения служебной дисциплины, нарушения норм морали, этики должностного поведения и т.д.
С управленческих позиций организация и защиты законности означает, во-первых, определение состояния законности, в той или иной структуре государственной аппарата, звене местного самоуправления, во-вторых, выработку мер, направленных на профилактику правонарушений, защиту законности и ее упрочнение27.
Большое теоретическое и практическое значение имеет выработка единых критериев оценки состояния законности, а также системы показателей для ее определения применительно к деятельности государственного аппарата и его отдельных органов.
Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает также:
- анализ допущенных нарушений законности, причин и условий их совершения, разработку мер по профилактике таких нарушений;
- совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов; разработку мер по укреплению законности;
- совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности;
- включение в перспективные и годовые планы комплексных мер по обеспечению законности в служебной деятельности.
Отраслевая система управления в целом, как и составляющие ее органы и подразделения, не всегда заинтересованы в раскрытии объективной картины состояния законности, тем более – в выявлении ее нарушений, т.е. в самоизобличении. Поэтому очень важное значение в защите и упрочнении законности имеет внешний по отношению к отраслевой системе надзор и контроль, осуществляемый органами государственной власти, прокуратуры, суда и др. Особую роль в этой связи имеют вышестоящие органы, а также внутриведомственный контроль28.
Система
обеспечения и охрана законности
должна быть дополнительно сориентирована
на граждан и других физических лиц.
Глава
3. Конституционная законность
и судебный конституционный
контроль
3.1
Конституционная законность:
понятие и структура
Конституционная законность (конституционность) есть система реально действующего права, предполагающая наличие правовой конституции, ее полное действие, верховенство, прямое действие на всей территории государства, обеспечение и охрану (защиту).
Правовой характер самой конституции как основного (внешнего) закона государства.
Содержание конституционной законности составляет не сам по себе факт существования конституции, а наличие такой конституции, которая адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности человека. Наличие в обществе и государстве правовой конституции означает, что действующая конституция адекватно выражает идеальное право, правовые принципы, правовые идеалы29.
Правоконституционность означает соответствие конституции принципам и нормам международного права, международным стандартам, правам человека.
В ряду основ конституционного строя Российской Федерации и конституционных принципов организации и функционирования правового государства положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности обладает приоритетом. Принцип приоритетности ценности человека, его прав и свобод призывает буквально все содержание Конституции РФ.
Из конституционного принципа признания человека в качестве высшей ценности вытекает ряд обязанностей государства: признание прав человека и гражданина, их соблюдение и защиты.
Все органы государственной власти и местного самоуправления должны сверять свою деятельность с непосредственно действующими правами и свободами граждан30.
Верховенство конституции в правовой системе государства.
Означает, что в системе правовых норм и актов Конституция имеет высшую юридическую силу. Верховенство Конституции диктует требование непротиворечивости законов и подзаконных актов содержанию Конституции.
Все законы и иные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления издаются на основе и в соответствии с Конституцией.
Часть 1 ст. 15 Конституции РФ, закрепляя высшую юридическую силу Конституции РФ, устанавливает, что «законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ».
Прямое действие Конституции. Правоприменительная практика всех государственных органов, органов местного самоуправления должна соответствовать конституции. Все должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение ее требований31.
Непосредственное применение Конституции РФ обращено ко всем судам, прежде всего в области прав и свобод граждан, обеспечиваемых правосудием (ст. 15), в котором реализуется их судебная защита (ст. 46).
Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию в следующих случаях:
а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы и обязанности человека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
в) когда суд придет в убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;