Законность и его содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Изучение проблем законности, его однозначное толкование исключительно важно в связи с тем, что все без исключения отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, в конечном счете, обязательно сталкиваются с ним. Особую актуальность и практическую значимость проблема законности приобретает в связи с выдвинутой концепцией формирования правового государства.
Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………….…3
Глава 1. Сущность и содержание законности…………………………….…5
Содержание и основные принципы законности………………….…..5
Гарантии законности…………………………………………………...11
Глава 2. Пути обеспечения и охрана законности…………………………...15
2.1 Основные пути укрепления законности………………………………15
2.2 Обеспечение и охрана законности…………………………………….17
Глава 3. Конституционная законность и судебный конституционный контроль……………………………………………………………………….….20
3.1 Конституционная законность: понятие и структура………………...20
3.2 Конституционный контроль…………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список использованных источников и литературы …………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ТГ и П.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

     Сводить законность к требованию соблюдения только законов – значит ограничивать ее содержание. Господство законности означает реализацию всех правовых предписаний9.    

       Принцип верховенства закона логично дополняет принцип верховенства Конституции, одновременно конкретизируя его.

     Неотвратимость  ответственности. Прежде всего, неотвратимость ответственности проявляется в самом ее закреплении, т.е. за деяния общественно опасные необходимо и неизбежно должна устанавливаться юридическая ответственность. Иными словами юридическая ответственность должна охватывать все сферы общественной жизни, где возможно совершение правонарушений. Таким образом, неотвратимость ответственности воплощает неразрывное, целостное единство регулирующих и охраняющих функций, единство ответственности, как за соблюдение нормы, так и за каждое нарушение.

     Принцип неотвратимости невозможно понять без  взаимной ответственности субъектов  общественных отношений. «Само государство  находится в рамках правоотношений и в качестве их участника несет перед своими контрагентами (обществом, гражданами) соответствующие обязанности и ответственность»10, а неотвратимость должна распространять свое действие не только на граждан, но и на само государство, его органы и должностных лиц.

     Равенство всех перед законом. У всех субъектов должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, а в равных условиях все должны быть одинаково защищенными. Равенство всех перед законом касается не только граждан, но и иных субъектов права (коллективных образований, государственных органов, должностных лиц) и предполагает равный правовой статус однотипных субъектов права, находящихся в одинаковых социально-экономических условиях.

     В юридической литературе выделяют и другие принципы законности. Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Этот принцип связан с необходимостью реализации прав. Он обращен не к управомоченному субъекту, который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению, а к компонентным органам государства.  Важно создавать условия, обеспечивающие реальное осуществление прав граждан. Конституция РФ закрепила весьма широкий круг прав и свобод граждан. Однако одни из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. В результате они остаются фактически не реализованными.

     Последовательная  борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления  от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности. Одна из функций юридической ответственности – правовосстановительная. При ее осуществлении восстанавливаются нарушенные права, следовательно, режим законности11.

     Целесообразность  законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.

     Целесообразность  законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.

     В силу формальной определенности закон  не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. Нередки случаи, когда подобные законы нарушаются именно по соображениям их устарелости, несовершенства, т. е. нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесообразны. Конечно, в отдельно взятом случае соблюдение устаревших либо неэффективных правовых предписаний может вызвать негативные результаты, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, нанесет ущерб обществу и правопорядку.

     Несколько иначе целесообразность проявляется  в процессе правоприменения, где  учет пользы, эффективности, последствий принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Однако и здесь целесообразность должна достигаться в рамках законности12.

     Основанное  на принципе законности, право само предоставляет возможность учитывать  фактор целесообразности в ходе правоприменительной деятельности. Нормы права нередко предполагают индивидуальное регулирование, когда неизбежен учет субъектами особенностей отдельного случая — выбор целесообразного решения. Не случайно правовые нормы носят преимущественно относительно определенный характер. Например, нормы Уголовного кодекса не имеют абсолютно определенных санкций.

     Благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом.

     Нужно различать законность как систему  формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в  той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления  от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе. 

     1.3  Гарантии законности 

     Существование и укрепление законности не происходит само по себе, без целенаправленной деятельности субъектов общественных отношений, без наличия соответствующих условий и средств, комплекса экономических, политических идеологических и юридических мер, обеспечивающих точное и неуклонное претворение в жизнь законов и иных нормативных правовых актов, т.е. необходимы гарантии законности.

     Под гарантиями законности понимаются как объективные условия существования общества,  так и специально выработанные государством и общественностью средства, обеспечивающие точную реализацию норм  права всеми субъектами13.

     Гарантии  законности классифицируются на две большие группы: общие и специальные.

     Общие условия – суть объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Одни из условий способствуют эффективности права, его реализации, другие – затрудняют правовое регулирование, делают его менее эффективным. Первые определяются как гарантии законности, т.е. как условия, обеспечивающие ее претворение в жизнь. Анализ этих условий имеет важное значение. Чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов14.

     К общим условиям (гарантиям) относятся экономические, политические, социальные, духовные и правовые.

     Экономическими  гарантиям законности являются материальные условия жизни общества, основу которых  составляют социально-экономическое  устройство общества, разнообразие форм собственности, хозяйственная самостоятельность субъектов, развитая система малых и средних предприятий и т.д. Они прямо и непосредственно оказывают влияние на состояние законности. В условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, инфляции, росту правонарушений, т.е. к снижению законности15.

       Политические гарантии состоят в демократическом устройстве государственного и общественного строя, отражаемого в функционировании политической системы в целом. Основным политическим условием законности выступает сильная государственная власть, определяющая не численностью государственных чиновников, а способностью обеспечить соблюдение законов, безопасность населения всей страны и пользующаяся поддержкой и уважением населения, установившего ее на основе демократических принципов. Именно в условиях демократического режима (а не тоталитарного или авторитарного) возможно наличие демократического, гуманного законодательства и его эффективная реализация16.

     Социальные  гарантии. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Развитая система социальных услуг, достаточно высокий жизненный уровень населения, отсутствие безработицы, государственная защита нуждающихся – необходимые условия укрепления законности. И напротив, падение жизненного уровня, рост безработицы, стоимости жизни самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируют граждан на поиски путей незаконного обогащения, обхода закона, порождают национальные и социальные конфликты17.

     Духовные  гарантии. Любое государство будет  сильным при наличии высокого патриотизма обыкновенных граждан  и государственных служащих, высокой  общей и правовой культуры в обществе. Нравственность, культура, патриотизм обладают функциональным первенством по отношению к экономике и политике – это необходимые условия законности18.  

     Правовые  гарантии. Состояние законности как  политико-правового явления обусловлено  состоянием самого права, системы законодательства. Именно законодательство является основой, нормативной базой законности, определяет ее характер. Для обеспечения режима законности важное значение имеет не только формально-юридическая, техническая, но и содержательная сторона права, действующего законодательства.

     Законодательство  только тогда может быть базой  законности, когда оно является подлинно правовым, когда в нем находят  отражение идеи гуманизма, справедливости, закреплены естественные права человека, когда оно соответствует основным принципам международного права19.

     Второй  группой гарантий законности являются специально-юридические.  

     Специально-юридические  гарантии законности – это система  закрепленных в законодательстве средств  и основанная на правовых нормах деятельность специализированных органов, направленных на ее поддержание и укрепление.

     К специальным юридическим гарантиям  следует отнести: все нормы права, в которых выражены требования законности; четкую нормативных отношений, которые  нуждаются в правовой регламентации. Совершенствование законодательства; его динамизм; взаимосвязь и взаимообеспеченность правовых предписаний и другие.

     Нормы права содержат самые разнообразные  требования, создающие гарантии законности:

     во-первых, требование справедливого наказания  за совершение правонарушение, которое действительно соответствует характеру и степени общественной опасности и личности самого правонарушителя;

     во-вторых, законодательное закрепление верховенства Конституции, закона и определение  способов их охраны (ст.4, ст. 125);

     в-третьих, возложение на специализированные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушение, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов;

     в-четвертых, законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права и запрещение использовать их в ущерб другим лицам;

     в-пятых, конституционное закрепление запрета  обратной силы действия закона, устанавливающего или отягчающего ответственность  и придание обратной силы закону, устраняющему или смягчающему ответственность20.

       Важной гарантией законности выступает совершенствование законодательства и его динамизм. Законодательство должно учитывать реалии общественной жизни, т.е. отвечать потребностям жизнедеятельности общества, прогрессивным целям и одновременно не быть декларативным.

     Следующей гарантией законности выступает  деятельность уполномоченных органов, пресекающих правонарушения и осуществляющих контроль за соблюдением законов  и иных нормативных правовых актов. Органы, чья деятельность непосредственно  направлена на контроль за соблюдением законов, пресечение и предупреждение правонарушений . сюда относятся: прокуратура, органы внутренних дел, суд, органы федеральной службы безопасности, налоговая инспекция и др. органы, которые предупредительную и контролирующую функцию выполняют попутно, при осуществлении иных полномочий. К ним относятся: Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и т.д. 
 

Информация о работе Законность и его содержание