Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:58, курсовая работа
Изучение проблем законности, его однозначное толкование исключительно важно в связи с тем, что все без исключения отраслевые юридические науки, исследующие различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, в конечном счете, обязательно сталкиваются с ним. Особую актуальность и практическую значимость проблема законности приобретает в связи с выдвинутой концепцией формирования правового государства.
Законность - фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Введение………………………………………………………….…………….…3
Глава 1. Сущность и содержание законности…………………………….…5
Содержание и основные принципы законности………………….…..5
Гарантии законности…………………………………………………...11
Глава 2. Пути обеспечения и охрана законности…………………………...15
2.1 Основные пути укрепления законности………………………………15
2.2 Обеспечение и охрана законности…………………………………….17
Глава 3. Конституционная законность и судебный конституционный контроль……………………………………………………………………….….20
3.1 Конституционная законность: понятие и структура………………...20
3.2 Конституционный контроль…………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список использованных источников и литературы …………
Сводить законность к требованию соблюдения только законов – значит ограничивать ее содержание. Господство законности означает реализацию всех правовых предписаний9.
Принцип верховенства закона логично дополняет принцип верховенства Конституции, одновременно конкретизируя его.
Неотвратимость ответственности. Прежде всего, неотвратимость ответственности проявляется в самом ее закреплении, т.е. за деяния общественно опасные необходимо и неизбежно должна устанавливаться юридическая ответственность. Иными словами юридическая ответственность должна охватывать все сферы общественной жизни, где возможно совершение правонарушений. Таким образом, неотвратимость ответственности воплощает неразрывное, целостное единство регулирующих и охраняющих функций, единство ответственности, как за соблюдение нормы, так и за каждое нарушение.
Принцип неотвратимости невозможно понять без взаимной ответственности субъектов общественных отношений. «Само государство находится в рамках правоотношений и в качестве их участника несет перед своими контрагентами (обществом, гражданами) соответствующие обязанности и ответственность»10, а неотвратимость должна распространять свое действие не только на граждан, но и на само государство, его органы и должностных лиц.
Равенство всех перед законом. У всех субъектов должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, а в равных условиях все должны быть одинаково защищенными. Равенство всех перед законом касается не только граждан, но и иных субъектов права (коллективных образований, государственных органов, должностных лиц) и предполагает равный правовой статус однотипных субъектов права, находящихся в одинаковых социально-экономических условиях.
В юридической литературе выделяют и другие принципы законности. Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Этот принцип связан с необходимостью реализации прав. Он обращен не к управомоченному субъекту, который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению, а к компонентным органам государства. Важно создавать условия, обеспечивающие реальное осуществление прав граждан. Конституция РФ закрепила весьма широкий круг прав и свобод граждан. Однако одни из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. В результате они остаются фактически не реализованными.
Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности. Одна из функций юридической ответственности – правовосстановительная. При ее осуществлении восстанавливаются нарушенные права, следовательно, режим законности11.
Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан.
Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.
В силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. Нередки случаи, когда подобные законы нарушаются именно по соображениям их устарелости, несовершенства, т. е. нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесообразны. Конечно, в отдельно взятом случае соблюдение устаревших либо неэффективных правовых предписаний может вызвать негативные результаты, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, нанесет ущерб обществу и правопорядку.
Несколько иначе целесообразность проявляется в процессе правоприменения, где учет пользы, эффективности, последствий принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Однако и здесь целесообразность должна достигаться в рамках законности12.
Основанное
на принципе законности, право само
предоставляет возможность
Благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом.
Нужно
различать законность как систему
формальных требований и реальную законность.
На практике требования законности в
той или иной степени нарушаются,
часто наблюдаются отступления
от правовых предписаний. Следовательно,
реальная законность имеет количественные
показатели, которые определяют ее уровень
в конкретном обществе.
1.3
Гарантии законности
Существование и укрепление законности не происходит само по себе, без целенаправленной деятельности субъектов общественных отношений, без наличия соответствующих условий и средств, комплекса экономических, политических идеологических и юридических мер, обеспечивающих точное и неуклонное претворение в жизнь законов и иных нормативных правовых актов, т.е. необходимы гарантии законности.
Под гарантиями законности понимаются как объективные условия существования общества, так и специально выработанные государством и общественностью средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами13.
Гарантии законности классифицируются на две большие группы: общие и специальные.
Общие условия – суть объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Одни из условий способствуют эффективности права, его реализации, другие – затрудняют правовое регулирование, делают его менее эффективным. Первые определяются как гарантии законности, т.е. как условия, обеспечивающие ее претворение в жизнь. Анализ этих условий имеет важное значение. Чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов14.
К общим условиям (гарантиям) относятся экономические, политические, социальные, духовные и правовые.
Экономическими гарантиям законности являются материальные условия жизни общества, основу которых составляют социально-экономическое устройство общества, разнообразие форм собственности, хозяйственная самостоятельность субъектов, развитая система малых и средних предприятий и т.д. Они прямо и непосредственно оказывают влияние на состояние законности. В условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, инфляции, росту правонарушений, т.е. к снижению законности15.
Политические гарантии состоят в демократическом устройстве государственного и общественного строя, отражаемого в функционировании политической системы в целом. Основным политическим условием законности выступает сильная государственная власть, определяющая не численностью государственных чиновников, а способностью обеспечить соблюдение законов, безопасность населения всей страны и пользующаяся поддержкой и уважением населения, установившего ее на основе демократических принципов. Именно в условиях демократического режима (а не тоталитарного или авторитарного) возможно наличие демократического, гуманного законодательства и его эффективная реализация16.
Социальные гарантии. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Развитая система социальных услуг, достаточно высокий жизненный уровень населения, отсутствие безработицы, государственная защита нуждающихся – необходимые условия укрепления законности. И напротив, падение жизненного уровня, рост безработицы, стоимости жизни самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируют граждан на поиски путей незаконного обогащения, обхода закона, порождают национальные и социальные конфликты17.
Духовные гарантии. Любое государство будет сильным при наличии высокого патриотизма обыкновенных граждан и государственных служащих, высокой общей и правовой культуры в обществе. Нравственность, культура, патриотизм обладают функциональным первенством по отношению к экономике и политике – это необходимые условия законности18.
Правовые
гарантии. Состояние законности как
политико-правового явления
Законодательство
только тогда может быть базой
законности, когда оно является подлинно
правовым, когда в нем находят
отражение идеи гуманизма, справедливости,
закреплены естественные права человека,
когда оно соответствует
Второй группой гарантий законности являются специально-юридические.
Специально-юридические гарантии законности – это система закрепленных в законодательстве средств и основанная на правовых нормах деятельность специализированных органов, направленных на ее поддержание и укрепление.
К
специальным юридическим
Нормы права содержат самые разнообразные требования, создающие гарантии законности:
во-первых, требование справедливого наказания за совершение правонарушение, которое действительно соответствует характеру и степени общественной опасности и личности самого правонарушителя;
во-вторых,
законодательное закрепление
в-третьих, возложение на специализированные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушение, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов;
в-четвертых, законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права и запрещение использовать их в ущерб другим лицам;
в-пятых,
конституционное закрепление
Важной гарантией законности выступает совершенствование законодательства и его динамизм. Законодательство должно учитывать реалии общественной жизни, т.е. отвечать потребностям жизнедеятельности общества, прогрессивным целям и одновременно не быть декларативным.
Следующей
гарантией законности выступает
деятельность уполномоченных органов,
пресекающих правонарушения и осуществляющих
контроль за соблюдением законов
и иных нормативных правовых актов.
Органы, чья деятельность непосредственно
направлена на контроль за соблюдением
законов, пресечение и предупреждение
правонарушений . сюда относятся: прокуратура,
органы внутренних дел, суд, органы федеральной
службы безопасности, налоговая инспекция
и др. органы, которые предупредительную
и контролирующую функцию выполняют попутно,
при осуществлении иных полномочий. К
ним относятся: Министерство финансов,
Министерство экономического развития
и торговли, Федеральное агентство по
управлению федеральным имуществом и
т.д.