Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – на основе теоретических положений освоить методику соблюдения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть понятие потребительского права;
- рассмотреть историю развития потребительского права;
- проанализировать и оценить структуру Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»;
- проанализировать и оценить соблюдение Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в магазине №24 ОАО «Молодечноторг»;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………… 6
1.1. История и направления развития прав потребителей………………… 6
1.2. Характеристика прав потребителей в Республике Беларусь………… 9
1.3. Правила обмена товаров надлежащего и не надлежащего качества… 13
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….. 15
2.1. Организационно – экономическая характеристика торгового объекта магазин ………………………….. 15
2.2. Анализ соблюдения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» 18
2.3. Пути повышения эффективности соблюдения прав потребителей в магазине 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………
1.2.
Характеристика прав
потребителей в
Республике Беларусь
“Защита прав потребителя — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включает в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей. Нормы, защищающие права потребителей, встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.).”
Источники
правового регулирования в
- Гражданский кодекс Республики Беларусь;
- Закон «О защите прав
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 778 от 14 июня 2002 г. «О мерах по реализации закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»;
- Постановление Министерства
- Постановление Министерства
- Постановление пленума
“К основным правам
- на выбор;
- быть выслушанным;
- на приобретение товара (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей;
- на получение информации о
товарах (работах, услугах) и
об их изготовителях (
- на государственную и
- на просвещение”
Практически все эти права нашли отражение в белорусском законодательстве о защите прав потребителей. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Гражданский кодекс Республики
Беларусь закрепляет принцип
свободы договора. Это означает,
что “стороны свободны в
Право потребителей на безопасность означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.
Закон предусматривает ряд мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью потребителей.
С правом потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) связано право потребителей на возмещение ущерба. Это право также закреплено в законе.
Как уже упоминалось,
Для более эффективной защиты прав потребителей государством предусмотрен ряд мер, упрощающих доступ потребителей к правосудию, в случае нарушения их прав. Среди тех, кто стоит на страже соблюдения права потребителей, можно поделить на три большие группы: государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные публичные организации.
К кому из них обращаться, зависит
от того, чего вы хотите: если
применения санкций к
- иски по делам о защите
прав потребителей могут
- истцы по искам о защите
прав потребителей
Немалыми полномочиями в
Особое место в защите прав
потребителей занимают
Отдельно следует рассмотреть
такую негосударственную
Таким образом, в республике
Беларусь существует
1.3.
Правила обмена
товаров надлежащего
и не надлежащего качества
В соответствии со статьей 23 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан заменить такой товар незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) – заменить его в течение четырнадцати дней со дня предъявления указанного требования.
При отсутствии у продавца (изготовителя, поставщика, представителя) необходимого для замены товара на день предъявления потребителем требования о его замене продавец (изготовитель, поставщик, представитель) должен заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования. В случае отсутствия у продавца (изготовителя, поставщика, представителя) товара данной модели (марки, типа, артикула и др.) по не зависящим от него причинам в течение месяца со дня предъявления требования потребителем продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан предоставить ему аналогичный товар другой модели (марки, типа, артикула и др.) с согласия потребителя.
Потребитель вправе предъявить продавцу или изготовителю требование о предоставлении потребителю на период замены безвозмездно во временное пользование аналогичного товара. Продавец или изготовитель обязаны удовлетворить требование потребителя в трехдневный срок со дня его предъявления, а также обеспечить доставку потребителю такого товара за свой счет. Порядок предоставления таких товаров, а также перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливаются Правительством Республики Беларусь.
Требования настоящего пункта не распространяются на случаи, когда продавцом (изготовителем) является физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или разовую реализацию товаров на рынке (производящее товары).
Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый, то есть на товар, не бывший в употреблении. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.
В соответствии со статьей 28 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. Требование потребителя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утверждается Правительством Республики Беларусь.
При возврате потребителем товара надлежащего качества его требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно. В случае, если удовлетворить требование потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требования не может превышать семи дней. За нарушение указанных сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара на день его реализации потребителю. Пищевые продукты надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.
Требования настоящей статьи не распространяются на случаи, когда продавцом является физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или разовую реализацию товаров на рынке.
2.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Организационно – экономическая характеристика торгового объекта
2.2.
Анализ соблюдения
Закона Республики
Беларусь «О защите
прав потребителей»
название
В
магазине организован «уголок
Проведем подробный анализ соблюдения прав потребителей в магазине №24 ОАО «Молодечноторг».
Информация о работе Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»