Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – на основе теоретических положений освоить методику соблюдения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть понятие потребительского права;
- рассмотреть историю развития потребительского права;
- проанализировать и оценить структуру Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»;
- проанализировать и оценить соблюдение Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в магазине №24 ОАО «Молодечноторг»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………… 6
1.1. История и направления развития прав потребителей………………… 6
1.2. Характеристика прав потребителей в Республике Беларусь………… 9
1.3. Правила обмена товаров надлежащего и не надлежащего качества… 13
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….. 15
2.1. Организационно – экономическая характеристика торгового объекта магазин ………………………….. 15
2.2. Анализ соблюдения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» 18
2.3. Пути повышения эффективности соблюдения прав потребителей в магазине 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Работа содержит 1 файл

Закон о защите прав потребителей.doc

— 115.50 Кб (Скачать)
y">        Кроме того, начиная с 1961 г.,15 марта  отмечается как Всемирный день  защиты потребителей.

 

1.2. Характеристика прав  потребителей в  Республике Беларусь 

      “Защита прав потребителя — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включает в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей. Нормы, защищающие права потребителей, встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.).”

      Источники правового регулирования в Республике Беларусь:

       - Гражданский кодекс Республики  Беларусь;

       - Закон «О защите прав потребителей»  от 9 января 2002 г., № 90-3;

       - Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 778 от 14 июня 2002 г. «О мерах по реализации закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»;

       - Постановление Министерства торговли  Республики Беларусь № 23 от 6 мая  2002 г. «Об утверждении Положения о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуг);

       - Постановление Министерства торговли  Республики Беларусь № 54 от 23 декабря 2004 г. «О некоторых вопросах защиты прав потребителей»;

       - Постановление пленума Верховного  Суда Республики Беларусь № 10 от 25 сентября 2003 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»;

        “К основным правам потребителя  относят права:

       - на выбор;

       - быть выслушанным;

       - на приобретение товара (работ,  услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей;

       - на получение информации о  товарах (работах, услугах) и  об их изготовителях (исполнителях, продавцах);

       - на государственную и общественную  защиту их интересов;

       - на просвещение”

        Практически все эти права нашли отражение в белорусском законодательстве о защите прав потребителей. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

        Гражданский кодекс Республики  Беларусь закрепляет принцип  свободы договора. Это означает, что “стороны свободны в определении  условии заключаемого договора, которые формулируются по их усмотрению и могут содержать отступления от правил, установленных законодательством”. Этот принцип и реализуется в Законе РБ «О защите прав потребителей», который устанавливает, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу), качество которого соответствует договору. Таким образом, если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этих договоренностей будет рассматриваться как нарушение договора.

      Право потребителей на безопасность означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.

        Закон предусматривает ряд мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью потребителей.

      С правом потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) связано право  потребителей на возмещение ущерба. Это  право также закреплено в законе.

        Как уже упоминалось, ответственность  изготовителя (исполнителя) за произведенный  товар (работу, услугу) ограничивается  сроком службы или сроком годности  товара (работы, услуги), а если эти  сроки не установлены, то изготовитель (исполнитель) обязаны обеспечить безопасность товаров (услуг) в течение десяти лет с момента передачи потребителю. Если же в нарушение требований законодательства “изготовитель (исполнитель) не установил срок службы на товар, на который установление такого срока обязательно, он будет нести ответственность за ущерб, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителей в течение всего времени службы товара, независимо от времени причинения такого ущерба.

      Для более эффективной защиты прав потребителей государством предусмотрен ряд мер, упрощающих доступ потребителей к правосудию, в случае нарушения их прав. Среди тех, кто стоит на страже соблюдения права потребителей, можно поделить на три большие группы: государственные органы, органы местного самоуправления, негосударственные публичные организации.

        К кому из них обращаться, зависит  от того, чего вы хотите: если  применения санкций к нарушителю  ваших прав – то в государственный  орган, осуществляющий контроль  за данной сферой общественных  отношений (например, если речь  идет о торговле – то в Министерство торговли, Отдел защиты прав потребителей и контроля за рекламой Управления предпринимательства Мингорисполкома); если вы хотите возмещения убытков, компенсации морального вреда, то поможет суд. Если в вашем доме протекает крыша, то скорее помогут местные органы власти. Существуют следующие механизмы защиты прав потребителей:

       - иски по делам о защите  прав потребителей могут подаваться  по месту жительства истца

       - истцы по искам о защите  прав потребителей освобождаются  от уплаты государственной пошлины.

        Немалыми полномочиями в области  защиты прав потребителей наделены  и органы местного самоуправления. Есть у них и свой интерес  в выявлении и пресечении фактов  нарушений этих прав: как «публичный»  - реализация собственных полномочий, функций, так и «личный» - получение «внебюджетных» средств на эту реализацию.

        Особое место в защите прав  потребителей занимают негосударственные,  общественные организации. У них  нет властных полномочий, они  не могут «приказать» и «заставить».  Но они мобильны, не скованы ведомственными циркулярами. Это адвокатура, белорусское общество защиты потребителей, потребительские кооперативы, фонды, иные общественные объединения. Они не принуждают к соблюдению прав потребителей, а побуждают к этому. Например, за несколько лет деятельности обществ потребителей накоплен опыт нескольких тысяч выигранных судебных дел, досудебной защиты потребителей путем формирования грамотного потребительского поведения и т.д.

        Отдельно следует рассмотреть  такую негосударственную общественную организацию как белорусское общество защиты потребителей. “Следуя политике международного потребительского движения и приоритетам в области защиты прав потребителей, продекларированным на 21 век, общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей» считает приоритетными направлениями своей деятельности информирование и просвещение потребителей. Информирование потребителей о качестве товаров, работ, услуг.

        Таким образом, в республике  Беларусь существует разработанная  законодательная и исполнительная  база для осуществления защиты  прав потребителей.

 

1.3. Правила обмена  товаров надлежащего и не надлежащего качества 

     В соответствии со статьей 23 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан заменить такой товар незамедлительно, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) – заменить его в течение четырнадцати дней со дня предъявления указанного требования.

     При отсутствии у продавца (изготовителя, поставщика, представителя) необходимого для замены товара на день предъявления потребителем требования о его замене продавец (изготовитель, поставщик, представитель) должен заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления указанного требования. В случае отсутствия у продавца (изготовителя, поставщика, представителя) товара данной модели (марки, типа, артикула и др.) по не зависящим от него причинам в течение месяца со дня предъявления требования потребителем продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан предоставить ему аналогичный товар другой модели (марки, типа, артикула и др.) с согласия потребителя.

     Потребитель вправе предъявить продавцу или изготовителю требование о предоставлении потребителю  на период замены безвозмездно во временное  пользование аналогичного товара. Продавец или изготовитель обязаны удовлетворить требование потребителя в трехдневный срок со дня его предъявления, а также обеспечить доставку потребителю такого товара за свой счет. Порядок предоставления таких товаров, а также перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

     Требования  настоящего пункта не распространяются на случаи, когда продавцом (изготовителем) является физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или разовую реализацию товаров на рынке (производящее товары).

     Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый, то есть на товар, не бывший в употреблении. При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

    В соответствии со статьей 28 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»  потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. Требование потребителя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утверждается Правительством Республики Беларусь.

    При возврате потребителем товара надлежащего  качества его требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно. В случае, если удовлетворить требование потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требования не может превышать семи дней. За нарушение указанных сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара на день его реализации потребителю. Пищевые продукты надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.

    Требования  настоящей статьи не распространяются на случаи, когда продавцом является физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или разовую реализацию товаров на рынке.

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

2.1. Организационно –  экономическая характеристика торгового объекта

2.2. Анализ соблюдения  Закона Республики  Беларусь «О защите  прав потребителей»  название 

     В магазине организован «уголок потребителя» где находиться вся информация о  магазине и вышестоящей организации, лицензия на осуществление розничной торговли, график работы, ассортиментный перечень, книга замечаний и предложений. Так же там находиться Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Каждый покупатель может обратиться туда и получить все необходимую информацию.

     Проведем  подробный анализ соблюдения прав потребителей в магазине №24 ОАО «Молодечноторг».

Информация о работе Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»