Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – на основе теоретических положений освоить методику соблюдения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть понятие потребительского права;
- рассмотреть историю развития потребительского права;
- проанализировать и оценить структуру Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»;
- проанализировать и оценить соблюдение Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в магазине №24 ОАО «Молодечноторг»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………… 6
1.1. История и направления развития прав потребителей………………… 6
1.2. Характеристика прав потребителей в Республике Беларусь………… 9
1.3. Правила обмена товаров надлежащего и не надлежащего качества… 13
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….. 15
2.1. Организационно – экономическая характеристика торгового объекта магазин ………………………….. 15
2.2. Анализ соблюдения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» 18
2.3. Пути повышения эффективности соблюдения прав потребителей в магазине 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Работа содержит 1 файл

Закон о защите прав потребителей.doc

— 115.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

тема: «Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»» 

по дисциплине «Организация и технология торговли» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Руководитель                                                                           Е.И. Швырева  
 
 

Разработчик                                                                              С.В. Завадская

                                                             Ки4-007 -10 
 
 
 
 
 
 

МОЛОДЕЧНО 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ……………………………………………… 6
1.1. История  и направления развития прав потребителей………………… 6
1.2. Характеристика  прав потребителей в Республике  Беларусь………… 9
1.3. Правила  обмена товаров надлежащего и  не надлежащего качества… 13
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ……………………………………………….. 15
2.1. Организационно  – экономическая характеристика торгового объекта магазин ………………………….. 15
2.2. Анализ  соблюдения Закона Республики  Беларусь «О защите прав потребителей»  18
2.3. Пути  повышения эффективности соблюдения  прав потребителей в магазине 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 24
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….. 26
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 27
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Потребительское право – комплексная отрасль  права, состоящая из норм различных  отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения по защите и удовлетворению моральных, материальных и иных ценностей граждан.

      В западноевропейских государствах еще  в 30-е годы создавались так называемые «лиги покупателей», безусловно, лиги покупателей стали прообразом нынешних обществ потребителей.

        Основной целью таких организаций,  как в прошлом, так и в настоящем является оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров потребления и услуг.

      В прежние времена лиги покупателей  составляли определенные списки, куда заносили добросовестных предпринимателей, соблюдавших определенные принципы во взаимоотношениях с потребителем. Что, несомненно, являлось стимулом для других торговцев, поскольку речь шла о деловой репутации, которую создавало общественное мнение, и вследствие о прибыльной торговли. Однако, только общественного давления было явно недостаточно.

      Официально  подтверждающее необходимость государственного регулирования взаимоотношений  в сфере обслуживания и удовлетворения потребностей граждан считается  выступление Президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США вначале 60-х, целью которого являлось облачить в нормативную форму прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты потребителей, как одной из сторон подобных сделок.

      На  современном этапе развития норм в области защиты прав потребителей включают в себя определенный ряд нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующие потребительские правоотношения и охватывающее все отрасли права.

        Кроме того, начиная с 1961 г.,15 марта  отмечается как Всемирный день защиты потребителей.

     9 января 2002 года был принят Закон  Республики Беларусь «О защите  прав потребителей».

     Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что обеспечение соблюдения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» влечет за собой положительное отношение потребителей и органов власти к предприятию, а соответственно и к увеличению розничного товарооборота и увеличению прибыли и рентабельности организации.

     Объект  исследования – ОАО «Молодечноторг» магазин №24.

     Предмет исследования – соблюдение Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

     Цель  данной курсовой работы – на основе теоретических положений освоить методику соблюдения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

     Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

     - рассмотреть понятие потребительского права;

     - рассмотреть историю развития потребительского права;

     - проанализировать  и оценить структуру Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»;

     - проанализировать и оценить соблюдение Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» в магазине №24 ОАО «Молодечноторг»;

     - определить пути совершенствования применения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

     При освещении теоретических вопросов были использованы труды отечественных и зарубежных авторов по данной тематике, законодательные акты, а также материалы из печатных периодических изданий. В курсовой работе использованы следующие методы: сравнения, абсолютных и относительных величин.

     Материалами для анализа  применения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» торговой организации явились данные по результатам деятельности  магазина №24 ОАО «Молодечноторг» за 2008-2010 годы, а также бухгалтерская и статистическая отчетность, в частности: «Бухгалтерский баланс» (форма № 1);«Отчет о прибылях и убытках» ( форма № 2).

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Данная курсовая работа написана на 27 страницах печатного текста. Также в курсовой работе содержится 3 таблицы.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

1.1. История и направления  развития прав  потребителей 

      Потребительское право – комплексная отрасль  права, состоящая из норм различных  отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения по защите и удовлетворению моральных, материальных и иных ценностей граждан.

      В западноевропейских государствах еще  в 30-е годы создавались так называемые «лиги покупателей», безусловно, лиги покупателей стали прообразом нынешних обществ потребителей.

        Основной целью таких организаций,  как в прошлом, так и в  настоящем является оказание  воздействия на изготовителей  и продавцов товаров потребления  и услуг.

      В прежние времена лиги покупателей  составляли определенные списки, куда заносили добросовестных предпринимателей, соблюдавших определенные принципы во взаимоотношениях с потребителем. Что, несомненно, являлось стимулом для других торговцев, поскольку речь шла о деловой репутации, которую создавало общественное мнение, и вследствие о прибыльной торговли. Однако только общественного давления было явно недостаточно.

      Официально  подтверждающее необходимость государственного регулирования взаимоотношений  в сфере обслуживания и удовлетворения потребностей граждан считается выступление Президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США вначале 60-х, целью которого являлось облачить в нормативную форму прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты потребителей, как одной из сторон подобных сделок.

      В следствии чего были сформулированы четыре основных принципа, некоторые из которых стали постулатами современного законодательства о защите прав потребителей:

       1. Право на безопасность, что подразумевает  гарантию безопасности для жизни,  здоровья потребителя, окружающей среды, а так же то, что товар не причинит вред имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранении, транспортировки и утилизации .

       2.Право на информацию, что гарантирует  потребителю достоверную и полную  информации о любом приобретаемом товаре. Безусловно, с правом на потребительскую информацию связано право на выбор, поскольку информация – критерий правильного выбора.

       3. Право быть услышанным, что означает, гарантию каждого потребителя  право на свободу слова, убеждения  и выражение их. Это право включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми законными средствами.

       4. Право на здоровую окружающую  среду, что подразумевает право  каждого на благоприятную окружающую  среду, достоверную информацию  о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.

      Этот  принцип так же стал основополагающим для иных международных и государственных  нормативно правовых актов, в частности, таких как Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека.

      В 70-е годы в рамках Комиссии ЕС был создан «Консультативный комитет по защите прав потребителей», а приблизительно через 10 лет, в 80-е годы, Генеральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции были одобрены Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, которые послужили основой для потребительского законодательства большинства стран, в них вошли такие принципы как:

  • право на выбор;
  • право на безопасность;
  • право быть выслушанным;
  • право на информацию;
  • право на потребительское образование;
  • право на удовлетворение базовых потребностей;
  • право на качество;
  • право на возмещение ущерба.

      В России же на тот период времени  защита прав потребителей была недостаточно развита, регулирующие нормы, отвечающие принципам защиты прав потребителей содержались в основном в гражданском законодательстве, в частности, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком».

      Однако, классическое гражданское законодательство в полном объеме не было способно регулировать отношения по защите моральных, материальных и иных ценностей граждан. Что послужило причиной для внесения изменений в нормативные документы и приведения их в соответствие с международными стандартам в этой области.

        Первой вехой в законодательстве, тогда еще Советского государства,  в решении вопросов правового  регулирования в сфере охраны  прав потребителей явилась разработка  проекта Закона СССР «О качестве  продукции и защите прав потребителей»,  а Закон СССР «О защите прав потребителей» положил начало реализации прав потребителя.

        Однако, закон так и не вступил  в силу, в связи с распадом  СССР, хотя долгое время этот, не вступивший в законную силу, нормативно правовой акт оставался  моделью нормотворчества в этой  сфере для стран-участников СНГ.

Информация о работе Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей»