Виды политических режимов. Основные черты Плюралистического политического режима

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:17, контрольная работа

Описание работы

В XX веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популяр¬ным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного политиче¬ского движения, которое не претендовало бы на осуществление демокра¬тии, не использовало этот термин в своих часто далеких от подлинной демократии целей.

Содержание

Введение ______________________________________________________3
1- Виды политических режимов. Основные черты Плюралистического политического режима.____________________________________________________________4
1.1 Основные черты плюралистической демократии_____________7
2- Разновидности в некоторых странах__________________________9
3- Какие политические процессы там преобладают _______________11
4- Заключение______________________________________________17
5- Список используемой литературы___________________________19

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ222.docx

— 58.59 Кб (Скачать)

Оглавление 

Введение ______________________________________________________3

  1. Виды политических режимов. Основные черты Плюралистического политического режима.____________________________________________________________4
 
    1. Основные  черты плюралистической демократии_____________7
 
  1. Разновидности в некоторых странах__________________________9
  2. Какие политические процессы там преобладают _______________11
  3. Заключение______________________________________________17
  4. Список используемой литературы___________________________19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       В XX веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих часто далеких от подлинной демократии целей.

     Каждое  государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной  власти в обществе, характеризует  степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и  определенный тип политической системы, существующей в стране.

     Проблема  демократии и ее роли общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Понятие «демократии» затрагивали как в Древнем мире, так и в современном обществе. Про нее писали Геродот, Платон, Аристотель, Руссо и другие известные ученные. Эта проблема волнует и сейчас многих ученых, и в дальнейшем она будет занимать одно из главных мест в политологии. Ни одна политическая система в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат “многоступенчатого, продолжающегося исторического процесса”.

       Демократия, по словам Н. Бердяева, – вековое начало, хорошо знакомое  миру античности. Тем не менее,  едва ли какое-либо другое политическое  понятие имеет столько значений  и столько толкований в современной  литературе, сколько демократия.  К демократии веками стремились  прогрессивные общественные силы  во имя создания справедливого  государственного устройства, которое  бы обеспечивало  свободное бытие  каждому человеку в обществе. Однако и в наше время трудно  назвать иное политическое явление,  которое бы вызывало такую  острую борьбу во многих странах  мира,  как демократия, и было  бы объектом  самых разнообразных  изысканий, политических экспериментов  и спекуляций.

     Отсутствие  в литературе единого определения  демократии отмечается в политических словарях и учебных пособиях зарубежных и отечественных авторах.“До  настоящего времени, – пишет немецкий политолог Б.Гуггенбергер, – ученые не выработали общепринятых представлений, на базе которых можно было сформулировать единое определение демократии”. (1, 201) 
 
 
 
 
 

  1. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА.

  В учебной и научной литературе нет единого раскрытия понятия  «политический режим». Некоторые  авторы отождествляют его с формой государства, управления  и устройства политической системы в целом - в  этой трактовке данное понятие давалось в общественных науках конца XIX - начала XX в.

  Политический  режим - способ функционирования государственно власти.

  Политический  режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в  обществе, открытостью или закрытостью  элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового  статуса личности.

  В политическом режиме проявляются функции  государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство  оказывает воздействие на общество.  Политический режим каждой страны не только воздействует на политическое  развитие общества, на его социально-классовую  ситуацию, но и сам предназначается  раскрыть, прежде всего, социальную сущность соответствующего государства. В рабовладельческом  обществе политический режим любого государства так или иначе был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе и отношения к ним со стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических,  внешнеэкономических отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к собственности;  в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах.

  Исторические  типы государств, как правило, не совпадали  с типами политических режимов. В  рамках одного и того же типа государства  и одной и той же формы правления  могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства  в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни  принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая  власть была сосредоточена в руках  рабовладельческой верхушки.

     В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно  отличаются друг от друга.

     Античный  философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:

  • по тому, в чьих руках власть
  • по тому, как эта власть используется

     Типы  политических режимов устанавливаются  не только социальными факторами  данного государства, но и нравственными, моральными, мировоззренческими традициями общества. Так, более широкая и  разнообразная нравственная  природа  демократического режима предполагает признание таких обще гуманистических ценностей, как  свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т.д.

     Анализ  различными школами политологов  более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал в чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами  посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами  через проведение реформ и военных  переворотов. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление на тоталитарные, авторитарные и демократические.

     Демократия  имеет длительную историю, и ее можно  рассматривать как результат  развития западной  цивилизации, особенно греческого и римского  наследия, с одной стороны, и иудео-христианской традиции – с другой. Термин “демократия” происходит от греческого слова demokratia, состоявшего в свою очередь из двух слов: demos – народ и kratos – власть, правление.

     Термин  “демократия” используется в нескольких значениях:

     1.Форма правления, при которой политические решения принимают непосредственно все без исключения  граждане, действующие в соответствии с правилами правления большинства, называется прямой демократией или демократией участия.

     2.Форма правления, при которой  граждане осуществляют свое право принять решение не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственные перед ними, называется представительной или плюралистической демократией.

     3.Форма правления, при которой власть  большинства реализуется в рамках  конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления  определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и т. д., называется либеральной или конституционной демократией.

     4.Форма правления, при которой любая политическая или социальная система, независимо от того, является ли она  действительно  демократической или нет, ставит  своей целью свести к минимуму  социальные и экономические различия, в особенности, вызванные неравным распределением частной собственности, называется социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия.

      Прямая демократия представляет собой одну из самых очевидных форм организации политического общества. Ее можно обнаружить в примитивных  обществах периода родового строя. В западной политической традиции возникновение идеи демократии ассоциируется с городами-государствами Древней Греции.

     Платон  и Аристотель в своих  изысканиях по созданию систематичес-кой теории политики характеризовали демократию как одну из пяти или шести главных типов правления.

     Одна  из разновидности демократии :

     Плюралистическая  демократия (от лат. PLURALIS - множественный). Демократии, которые характерны для большинства западноевропейских стран, исходят из того, что главными субъектами политики являются не индивиды и не народ, а различные группы людей. При этом считается, что только с помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. И именно в группе, а также в процессе межгрупповых отношений формируются интересы и мотивы политической деятельности индивида. Народ же рассматривается как сложное, внутренне    противоречивое образование, и он поэтому не может выступать главным субъектом политики. В плюралистических демократиях основное внимание уделяется созданию такого механизма политического взаимодействия, который обеспечивал бы возможность всем гражданам открыто выражать и отстаивать свои интересы. Доминирующая роль  в этом механизме отводится независимым группам политического влияния. Здесь действует множество группировок – партий, общественных объединений и движений, – стремящихся участвовать в реализации власти или оказывать влияние на деятельность правящей группы.  Важное значение придается также обеспечению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами или большинством граждан.

     Современная западная демократия выросла из либеральной  политической системы, и наследует  ее основополагающие принципы: конституционализм, разделение властей и др., а также  такие ценности, как индивидуальная свобода, права человека и т. п. Оценки и названия современной западной демократии неоднозначны.  Чаще всего ее называют плюралистической, поскольку она базируется на признании разнообразия общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, групповых, территориальных и др.), а также форм их выражения (политических партий, ассоциаций и объединений, общественных движений и пр.).

     Несмотря  на принципиальную общность с либеральной  демократией, современная плюралистическая демократия существенно отличается от нее. Ее главное отличие состоит  в том, что она строится на синтезе  различных идей, концепций и форм организации. Плюралистическая демократия занимает как бы промежуточное положение  между индивидуалистической (либеральной) и коллективистской моделью народовластия.

     Плюралистическая  демократия - это такая демократия, которая исходит из того, что не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом  обществе. Поэтому она предполагает, что назначение демократии - стимулировать  плюрализм, многообразие в обществе, предоставлять возможность всем гражданам объединяться, открыто  выражать свои интересы, находить путем  компромиссов их равновесие, выражаемое в политических решениях.

     Виднейшими  представителями плюралистической концепции демократии являются Г. Ласки, Д. Трумэн, Р. Даль.

     Плюралистическая  концепция отводит ведущую роль группе, так как утверждает, что  индивид без группы - безжизненная абстракция. Именно в группе (семейной, профессиональной, этнической, религиозной, региональной, демографической и  т. д.), а также в межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации и  мотивы политической деятельности.

     Демократия  в данном понимании - это не власть стабильного большинства - народа, поскольку  само оно изменчиво и складывается из компромиссов различных индивидов, групп, объединений. Ни одна из групп  современного общества не может монополизировать власть и принимать решения, не опираясь на поддержку других общественных групп. Недовольные группы, объединившись, могут блокировать решения, не отвечающие их интересам, и служить тем социальным противовесом, который будет сдерживать тенденции к монополизации власти. Следовательно, демократия здесь представляет собой форму правления, позволяющую  многообразным общественным группам  свободно выражать свои интересы и  находить в конкурентной борьбе отражающие их баланс компромиссные решения.

     1.1 Основные черты плюралистической демократии:

     1) заинтересованная группа (группа  специальных интересов) является  центральным элементом демократической  политической системы;

Информация о работе Виды политических режимов. Основные черты Плюралистического политического режима