Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 09:41, курсовая работа
Целью исследования является выделение общих и частных особенностей современных монархий, и в соответствии с целью выделяются следующие задачи:
исследовать все имеющиеся на современном этапе монархии;
выделить черты, характерные для всех монархий;
найти особенности характерные для каждой монархии;
объединить эти особенности по сходному принципу;
Контрассигнатура (контрассигнация) представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. К. формально объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Фактически же контрассигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрассигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах.
Цивильный лист - сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.
Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм) и еще больше фактически (в силу слабости. неразвитости демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного государства. Так, при дуалистической монархии правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. Именно как дуалистическую монархия можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время Д.м. существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.
Парламентарная монархия - более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он в силу конституционно-правового обычая не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящии от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Щвеция) монарх по конституции даже формально не имеет сколько-нибудь значительных полномочий. Правительство при парламентарной монархии формально и фактически ответственно перед парламентом, которому в соответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди др. органов государства.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря
на то, что республика является исторически
более прогрессивной формой правления
спор между ней и монархией в современном
мире продолжается. В последние годы процесс
«республиканизации» заметно замедлился.
Государства, имеющие монархов, не спешат
расставаться со своими традициями и институтами.
Наоборот, во многих регионах мира, где
давно уже утвердились республики усиливается
ностальгия по монархической системе.
Многие люди связывают с ней ту стабильность
и преемственность политической власти,
которой так не хватает многим молодым
демократиям. Сказанное касается таких
стран как Румыния, Болгария, а в какой
то степени и России. В некоторых странах,
истерзанных гражданской войной на восстановление
монархии смотрят как на последний шанс
достичь национального примирения. Именно
с этой целью впервые за многие годы была
восстановлена монархия в Камбодже в 1993
г. Всерьез рассматривается вопрос о возвращении
власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху.
В отдельных случаях попытки восстановить
монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами
(классический пример - провозглашение
в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои
монархические движения существую во
Франции, Италии, Греции и ряде других
стран.
Содержание
Введение
1. Понятие монархической
формы правления и ее
1.1 Монархическая власть
1.2 Монархическая форма правления
2. Виды монархий в современном мире
2.1 Абсолютная монархия
2.2 Конституционная монархия
3. Престолонаследие
3.1 Понятие престолонаследия и его виды
3.2 Порядок престолонаследия
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
монархия престолонаследие дуалистический парламентский
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что монархическая форма правления на протяжении многих веков сопровождала нашу страну, число монархий в мире довольно велико, и периодически возникают споры, имеет ли монархия право на существование, является ли она прогрессивной формой правления или ограничивает развитие демократии.
Общая тенденция
развития свидетельствует о переходе
от монархии к республике как более
демократической форме
Специфика заключается в том, что монарх – глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть, не всегда он реально правит страной. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, поэтому при изучении монархии не ограничиваются констатацией факта монархии, а различают определенные ее виды: абсолютную и конституционную. Первая из них характеризуется юридически, а часто и фактически неограниченной властью монарха, а конституционная монархия – власть главы государства ограничена, хотя и в разной степени.
Объектом данной
работы является общественные отношения,
возникающие в связи с
Предметом выступает источники литературы, которые будут подвергнуты изучению в процессе проведения исследовательской работы.
Цель данной работы рассмотреть организацию монархической формы правления и ее разновидностей.
Исходя из поставленной цели, задачами является:
- раскрытие понятия монархической формы правления и ее характерных признаков;
- изучение видов монархий в современном мире;
- раскрытие понятия престолонаследие;
- освещение порядка престолонаследия.
В ходе исследования были использованы следующие методы: императивный, диспозитивный, императивно – диспозитивный и ряд общенаучных методов, таких как исторический, метод сравнения, анализа, логический, статистический.
В ходе исследования в качестве нормативно - правовых актов были использованы: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993//СЗ РФ. – 2008. - №7. (С изм. и доп. на от 30 декабря 2008), Ст. 1113; Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 октября 1994. №51 – ФЗ//"Российская газета". – 2010. - №37. (С изм. и доп. на 24 февраля 2010.); Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации от 20 декабря 2001. - №41 – ФЗ//СЗ РФ. – 2010. - №1 (С изм. и доп. на 4 января 2010.), Ст.1 и др. [1, 2, 3]
В основном использовалась учебная и монографическая литература, составленная ведущими специалистами в данной области, а именно труды таких авторов как: А.В. Малько; Л.И. Спиридонов; В.Е. Чиркин; В.В. Гущин; В.И. Червонюк; В.В. Лазарв; В.А. Козбаненко и др. [12, 15, 19, 6, 18, 10, 8]
Практическая
значимость заключается в том, что
представленный материал можно использовать
при написании рефератов, контрольных
и курсовых работ, а также при
подготовке к семинарским и практическим
занятиям, так и преподавателям высших
гуманитарных учебных заведений относительно
юридических дисциплин.
1. Понятие монархической
формы правления и ее признаки
1.1 Монархическая
власть
Монархия – это форма пожизненного и единоличного правления, при которой верховная государственная власть передается по наследству.
Существуют юридические признаки монархии позволяющие отличить ее от другой классической формы правления – республики, которые будут рассмотрены ниже.
Монарх персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Это означало только юридическую персонификацию государства, а не фактическое положение дел.
Монарх осуществлял единоличное правление. Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства. Монарх приходится принимать решения по самым важным, принципиальным государственным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть народа верховна и суверенна (независима). Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если он сочтет его достойным своего внимания. Он – высшая власть в государстве.
Как правило, его власть объявлялась священной, наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы государственной жизни, в том числе на судебную сферу. В процессах обжалования судебных решений монарх является высшей и последней инстанцией.
Таким образом,
власть монарха не знает ограничений
и может распространяться на различные
сферы государственной
Вместе с тем, хотя при решении вопросов монарх является формально юридически независимым, практически он всегда испытывает влияние различных международных, политических и национальных сил, во многих государствах возможность такого влияния закрепляется юридически. Свои решения ему приходится сообразовывать, прежде всего, с экономическими возможностями, но зачастую принятие решения определяется случайными, субъективными факторами и даже личными пристрастиями.
Монархическая
власть отличается порядком своей легитимации
(утверждения, принятия): эта власть,
как правило, передается по наследству.
В различных странах
Монарх имеет бессрочную и пожизненную власть. Это отнюдь не означает, что только единственная смерть монарха может прервать его полномочия. Напротив, пожизненное занятие престола нередко приводило к тому, что время властвования и даже сама власть монарха укорачивалась внеправовыми и противогосударственными способами. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливался заранее. Впрочем, история изобилует примерами, когда неугодные монархи оказывались свергнутыми, убитыми, замененными другими лицами.
Итак, подводя
итоги можно сказать, что монарх,
как правило, не несет конкретной
политической и юридической ответственности
за результаты своего правления, а за
ошибки и злоупотребления в
1.2 Монархическая
форма правления
Весьма древняя
форма правления это
Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой, социально не слишком расчлененной организации общества, которая появлялась на рубеже IV-III тыс. до н.э. в итоге "неолитической революции".
В этих обществах ранних земледельческих культур организация власти, осуществляемая на жестко централизованной основе, сверху в низ, была наиболее эффективной, понятной, соответствовала строжайшей регламентации сельскохозяйственного производства, духовному миру, землевладельцев - общинников. Как правило, монарх признавался посредником между предками и народом, выступал в этой религиозной роли носителем священных традиций опыта, благоденствия. Он – непременный участник религиозных ритуалов и обрядов. Он- обязательный посредник между народом и верховным божеством, его представитель в духовной жизни. Его правление осуществляется божественными предначертаниями, решения подкрепляются религиозными санкциями. Таким образом, первичные формы монархии во многих регионах земного шара окрашены в теократические тона, являются, по сути, специфической формой теократического правления (Африка, Америка, Европа)[9, С. 210].
Исследование теократии как религиозно - политической системы, показало, что первичные раннеклассовые государства в силу сращивания светских и религиозных начал в монархической форме правления, в силу религиозно - политической регламентации были по сути теократическими. Монархия обеспечивала эффективно немногочисленные общесоциальные и классовые функции государственного управления: учет труда, распределение его результатов, создание страховых запасов(фондов), организацию совместных работ (ирригационные, культовые сооружения), ведение воин и защита от нападения, создание информационных служб, религиозно – культовые отправления, взимание налогов, дани и другое.
Монарх назначал чиновников по управлению регионами или функциональными службами, те в свою очередь назначали более мелких руководителей работ. Такая вертикальная иерархия власти позволяла строить весьма эффективную систему управления, при которой землевладельцы – общинники, ремесленники, купцы и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры на том или ином уровне управления или последовательно передавать их на более высокие уровни, если были неудовлетворенны первоначальными решениями. [7, С.116]
Сам же монарх в нормальном режиме правления решал вопросы, связанные с организацией и осуществлением государственной власти. Среди его советников на ранних этапах этой формы правления было много предсказателей, пророков, культовых служителей. Знает монархическая форма правления и многочисленный аппарат чиновников, обеспечивающий монарха необходимой информацией, предложениями, советами, а так же и принудительной силой для исполнения решений монарха.