Виды монархии в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выделение общих и частных особенностей современных монархий, и в соответствии с целью выделяются следующие задачи:

исследовать все имеющиеся на современном этапе монархии;

выделить черты, характерные для всех монархий;

найти особенности характерные для каждой монархии;

объединить эти особенности по сходному принципу;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 260.00 Кб (Скачать)

Власть в Брунее сосредоточена в руках одного самодержавного монарха. Хотя на данный момент Бруней напоминает Россию в  начале XX века, т.к. сейчас виден рост брунейского освободительного движения.

То есть брунейская монархия по своей сути является абсолютной с незначительными зачатками  парламентаризма и демократии.

Еще одной важной особенностью некоторых современных  монархий является фиктивность законодательных (законосовещательных органов) при монархе. Эта особенность относится к современным абсолютным мусульманским монархиям. В Омане, например, «создание парламента как противоречащего традициям мусульманского фундаментализма исключается». Парламент заменяется институтом аш-шуры – законосовещательным органом при монархе, но реальных полномочий он не имеет и находится в полной зависимости от монарха.

Так же можно  заметить, что многие неевропейские  монархии имеют в своей основе европейские демократические институты, этот фактор является производной колониальных захватов и протекторатов. Ярким примером этой особенности может служить, например Иордания. Государство на Ближнем Востоке в Западной Азии. Иордания долгое время находилась под протекторатом Англии, практически до 1952г. Что сказалось на становлении в ней умеренно авторитарного политического режима. Очень много Хашимитское Королевство переняло от Англии: провозглашенное верховенство закона, народовластие в «свободном волеизъявлении народа». В 1992 г. в Иордании разрешена деятельность политических партий. Законодательная власть разделена между Национальным собранием (парламентом) и королем (институт монарха назван не султаном или эмиром, а именно королем, что подчеркивает влияние западноевропейской идеологии). Верхняя палата иорданского парламента так же назначается королем.

Исполнительная  власть осуществляется королем и  правительством, главой последнего является монарх. Все решения правительства  подписываются исключительно монархом, отсутствует институт контрасигнатуры.

Конституция 1952 г. наделяет короля правом: объявления войны и мира, ратификации договоров и соглашений, назначения выборов в нижнюю палату парламента, роспуска последней, назначения членов верхней палаты, и спикера, награждения титулами и наградами, отмены приговоров суда, подтверждения смертного приговора.

Иорданское Хашимитское  Королевство является ярким примером дуалистической конституционной монархии.

Еще одним ярким  монархии, побывавшей под протекторатом  является Оман. Государство на юго-востоке  Аравийского полуострова, получившее свою независимость лишь во второй половине XX в., а до этого долгое время находившееся под протекторатом Англии. И этот факт оказал заметные отпечатки на высшую власть Омана.

Главой Омана  является Султан из правящей династии. Ему принадлежит вся полнота власти: он является главой правительства, полностью контролирует деятельность законосовещательного органа, является верховным главнокомандующим и т.д.

Роль Конституции  выполняет основной закон Султана  от 6 ноября 1996 г. До этого времени  Конституцией Омана являлся Коран, что подчеркивает теократичность этого азиатского государства. Султан же является и религиозным главой (религия Омана – ислам ибадитского толка). Таким образом на Аравийском полуострове имеет место быть исключительно абсолютная монархия с начальными зачатками конституциолнализма и парламентаризма.

Очень близкой  к этой особенности является постколлониальная монархичность некоторых островных республик, побывавших в числе колоний Великобритании, и находящихся сейчас в британском Содружестве. К таким странам В.Е. Чиркин относит например Антигуа, Барбуду, Барбадос, Ямайку и др.

Важнейшей особенностью является то, что в большинстве  монархий Европы институт монарха является лишь данью традициям. Приверженность населения этих стран к монарху ярко иллюстрирует нам как же сильно засело в психике у людей осознание того, что личность монарха священна, что он является своего рода их защитником от всех бед. Эту особенность ярко иллюстрируют примеры уже рассмотренной Англии или Нидерландов. Нидерланды - «страна, в которой разрешено все!» - так называют Нидерланды европейские соседи. Эта страна формально имеет 2-е Конституции: Статут Королевства Нидерландов от 1954 г. (этот акт решает вопросы между самими Нидерландами и их провинциями, т.к. по форме государственного устройства Нидерланды являются унитарным децентрализованным государством) и Конституции Нидерландов от 1815 г., закрепляющей основы нидерландского конституционного строя.

Юридически и  фактически Нидерланды – конституционная  парламентская монархия, главой государства является королева, королевское звание же передается по наследству.

Юридическое закрепление  широких полномочий монарха на деле оказывается совсем иным: королева назначает премьер-министра, устанавливает  министерства, назначает комиссаров в провинциях. Каждый год в третий вторник сентября королева выступает на объединенной сессии парламента с докладом об основных направлениях государственной политики. Она (королева) руководит внешней политикой и имеет право помилования. Однако, все вышеперечисленные полномочия зачастую вместо королевы выполняют члены правительства.

Выходит, что  нидерландская монархия очень приближена по своей сущности к монархии английской, так как монарх фактически является государственным главой по традиции, как и в Англии.

Абсолютно во всех монархиях глава государства предстает как символ последнего, именно лицо своего государя дороже всего для населения с монархическим правосознанием, нежели флаг, герб, гимн и др. И эта особенность характерна даже не столько европейским монархиям, сколько монархиям африканским. Например Свазиленду. Стране на юге Африки, так же неоднократно подвергавшейся влиянию западной идеологии. Конституции как таковой в Свазиленде нет, но есть королевские конституционные акты, закрепляющие основы конституционного строя этой страны.

Главой государства  является Король, в руках которого сосредоточена исполнительная, отчасти  законодательная и судебная власть. Монарх в Свазиленде является главой правительства (Совет министров), назначает  его премьер-министра и всех других членов правительства. Но интересен тот факт, что все министры должны быть еще и членами парламента. Это дает Королю существенные преимущества в законодательной сфере.

В Парламенте Король назначает 2/3 членов верхней палаты (Сената) и влияет на выборы в нижнюю палату (Палату собрания) через коллегию выборщиков. То есть в Свазиленде установилась квазиконституционная монархия, с яркими признаками дуализма власти (однако же перевес идет на сторону Короля). Говоря о правосознании населения Свазиленда, следует сказать, что народ этого государства, еще во многом не избавившийся от остатков феодализма, видит в короле единственного защитника, считая остальных чиновников «государственными паразитами».

Отличительной особенностью является выборность монархов в Малайзии и ОАЭ, это абсолютный феномен монархической формы правления, который является своеобразным «миксом» монархии и республики, хотя, конечно же монархического и даже абсолютистского в этих странах больше. Так Малайзия - «монархия из нескольких монархий» или «Соединенные монархические штаты», так окрестило эту страну мировое сообщество. Она состоит из тринадцати штатов, которые возглавляют наследственные монархи (султаны, раджи), и двух федеральных территорий, которые возглавляют губернаторы.

Верховный правитель  Малайзии выбирается главами штатов, которые образуют «Совет правителей». По Конституции 1957 г. Верховный правитель, избранный абсолютным большинством, частично обладает полномочиями как  в законодательной, так и в  исполнительной сфере власти. В отношении первой он утверждает законы, изданные Парламентом, но одновременно он лишен права вето. В отношении исполнительной власти монарх не может назначать членов Кабинета министров (правительства), он может лишь координировать направления деятельности правительства своими указаниями.

Но при всем при этом, у Верховного правителя  Малайзии остается исключительное право  назначения судей, представительства  страны на международной арене, командования армией при военных действиях. Интересен  тот факт, что все субъекты Малазийской Федерации обладают собственными Конституциями, а так же и широкими полномочиями, что делает Верховного правителя Малайзии «первым среди равных».

Малайзия по своей сущности является уникальной монархией, так как во главе страны стоит аристократическая элита, выбирающая главу из своей среды. То есть малазийскую монархию можно обозначить как поликонституционную парламентскую монархию с характерными аристократическими признаками.

Похожая ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах. Это государство находится в восточной части Аравийского полуострова на побережье Персидского и Оманского заливов. Назвать Эмираты полноценной монархией нельзя, так как главой государства является Президент, причем выборный. Однако он выбирается из семи эмиров, являющихся правителями эмиратов, которых соответственно тоже семь.

Полномочия так  называемого Президента юридически и фактически очень широки: он является председателем правительства (Кабинета), входит в Высший совет федерации (парламент арабского типа), так же является верховным главнокомандующим и представителем Эмиратов за границей.

Очень важен  в Арабских Эмиратах такой демократический  орган, как Федеральный национальный совет (ФНС). Он является совещательным  органом при правительстве. В  его компетенцию входит принятие государственного бюджета, а так же рассмотрение нормативных актов правительства. Очень интересен тот факт, что в состав ФНС входят представители народа из каждого эмирата; ну конечно же эти представители не являются простыми крестьянами или рабочими, они принадлежат знатным родам и династиям.

Большое значение имеет принятая в 1971 г. Конституция, которая, однако же, регулирует лишь полномочия таких институтов как институт правительства, органов парламента и Президента, а так же частично основные права и свободы граждан.

Самое поразительное  в ОАЭ является то, что в каждом из семи эмиратов имеет место абсолютная монархия, которая сочетается еще  и с Конституциями эмиратов. Высшая власть страны не имеет никакого права  вмешиваться во внутренние дела эмиратов.

Таким образом, в восточной части Аравийского  полуострова находится уникальное государство: республика с монархией (причем абсолютной) в основе или  «монархической республикой». Причем абсолютно невозможно в данном случае отнести эту республику ни к президентской ни к парламентарной, т.к. в первом случае полномочия президента не слишком велики, а во втором органы парламента не имеют своего четкого очертания.

Еще одной интересной особенностью некоторых современных  монархий является монархический федерализм, причем характерный не только для ОАЭ и Малайзии, но и например для такого государства как Бельгия. По Конституции Бельгии от 1831г. это государство является унитарным, но при развитии этой страны возникли проблемы, обусловленные неоднородностью национального состава населения. Однако федерализм в монархиях можно рассматривать как еще один способ ограничения власти монарха с помощью децентрализации государственного руководства монархией.

Среди арабских монархий присутствует особый принцип престолонаследия, это так называемый клановый принцип, когда монарха выбирает его семья. Эта особенность присуща исключительно азиатским монархиям Персидского залива. Если вспомнить престолонаследие в Древнем Египте, то можно найти очень много общего. Такой принцип просматривается например в уже рассмотренном Катаре.

Таким образом, среди основных особенностей современных  монархий можно выделить десять основных:

«нетипичность»;

отсутствие абсолютизма  среди европейских монархий;

наличие среди  монархий принципа: «чем южнее монархия, тем более она абсолютна»;

наличие европейских  демократических институтов, у монархий Азии и Африки, побывавших под влиянием государств Европы;

наличие института  монарха, в монархиях Европы, как  дани традициям;

возведение монарха в ранг символа, лица государства, во всех монархиях;

выборность монархов в Малайзии и ОАЭ;

клановый принцип  выбора монарха в арабских монархиях;

монархический федерализм как фактор ограничения  власти монарха;

фиктивность законодательных (законосовещательных) органов в ряде мусульманских монархий.

Данный перечень особенностей не является исчерпывающим, но именно он наиболее точно характеризует  положение современных монархий, как форм правления в мире, их значение и отличия современных  монархий от их исторических предшественников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

При исследовании монархий современности, как форм правления  чаще всего использовался сравнительно правовой метод, с помощью которого выделялись наиболее важные черты организации  государственной власти в монархиях. Несомненно, что особенности монархий вытекают прежде всего из положения личности самого монарха в системе органов государственной власти.

Информация о работе Виды монархии в современном мире