Виды монархии в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выделение общих и частных особенностей современных монархий, и в соответствии с целью выделяются следующие задачи:

исследовать все имеющиеся на современном этапе монархии;

выделить черты, характерные для всех монархий;

найти особенности характерные для каждой монархии;

объединить эти особенности по сходному принципу;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 260.00 Кб (Скачать)

Многие современные  ученые, рассматривая монархию, как  форму правления слишком большое  внимание уделяют исторической типологии монархий. Она очень важна для понимания того, что монархия является наиболее гибкой формой правления, способной подстраиваться под условия, диктуемые временем. Но намного важнее знать именно те характерные черты, признаки и, наконец, особенности монархий, которые характеризуют положение такого лица, как монарха в изменяющейся системе органов государственной власти.

Современный мир  насчитывает немало государств с  монархической формой правления. Монархия – традиционная у многих народов  система организации государственной власти, и народ стран-монархий до такой степени привыкает к этой форме правления, что монархия может изменяться, реставрироваться, но все равно быть эталоном организации государственной власти.

Исследуя монархии современности, нельзя не заметить того, что каждая из них имеет свои, присущие только ей признаки, которые в совокупности и составляют исследуемые особенности. Именно они показывают те изменения, которые произошли с монархической формой правления в результате исторического развития.

Список  использованной литературы 

1. Венгеров А.Б.  Теория государства и права:  учебник для юридических вузов.  М., 2008. 608 с.

2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства  и права: Учебник. М., 2005. 541 с.

3. Симонишвили  Л.Р. Формы правления: история и современность: учеб. пособие. М., 2007. - 280 с.

4. Теория государства  и права: курс лекций / Под ред.  М.Н. Марченко. М., 1997. 475 с.

5. Теория государства  и права: учебник / кол. авт.; отв. ред. А.В. Малько. М., 2006. 400 с.

6. Теория государства и права: учебник для вузов/Под. общ. ред. проф. О.В. Мартышина. М, 2007. 497 с.

7. Гумилев Л.Н.  Этногинез и биосфера Земли.  Л., 1989. 315 с.

8. Ильин И.А.  О монархии и республике: собрание  сочинений. Нью-Йорк., 1997. 475 с.

9. Кушхов И.Р.  Основы федерализма при современной монархической форме правления//Журнал российского права. 2006. №11. С. 108-117.

10. Правовые системы  современного мира. Энциклопедический  справочник/Отв. ред. – д.ю.н., проф. А.Я. Сухарев. – 2-е изд., изм.  и доп. М., 2007. 589 с.

11. Серегин А.В. Античные мыслители о монархической форме правления//Правоведение. 2006. №5. С.160-168.

12. Чиркин В.Е.  Современное государство. М., 2001. 432 с.

13. Чиркин В.Е.  Нетипичные формы правления в  современном государстве//Государство  и право. 1994. №1. С.109-115.

МОНАРХИЯ  В СОВРЕМЕННОМ  МИРЕ

 

Большинство из нас считают монархию устаревшей, отжившей формой правления. А образы монархов в нашем сознании мало отличаются от жалких и нелепых царей и  королей из советских мультипликационных фильмов. Тем не менее, факты свидетельствуют об обратном... 
"Монархия есть... не только образ, форма правления, но и совокупность определенных идей духовного, государственного и общественного порядка. Монархия характеризуется принципами наследственной власти, единоначалия и... первенством нравственного начала. Православное сознание воспринимало это как личное служение Царя Богу и своему народу, Богом ему врученному. Это не карьера, не вершина могущества, но христианский подвиг, избранность, а не выборность, бессменная стража, историческая ответственность. 
 
Российский император стоит над народами, классами, племенами и партиями. Он верховный арбитр, природный глава страны, которого даже смерть не освобождает от долга, ибо его наследие остается в роде-династии". 
 
Именно так ещё в 1948-м году характеризовал монархию русский эмигрант Леонид Северский в своей статье "Сущность монархической идеи". 
 
К этой цитате, по сути применимой не только к христианским монархиям, но и к большинству традиционных, можно добавить, что монархия является универсальной формой организации нации, которая в принципе может сосуществовать с большинством известных социально-политических и общественно-экономических моделей. 
 
Однако на протяжении десятилетий левыми либералами и социалистами планомерно и систематически проводится мысль, что монархия представляет собою отжившую и устарелую форму правления, которую неизбежно должна сменить более совершенная форма - республиканская. Традиционные режимы часто снисходительно называются ими "осколками феодализма на руинах постиндустриального общества". 
 
В доказательство этому высказываются разные соображения. Во-первых, большинство государств мира либо уже отказались от монархической формы правления, либо сохраняют её по инерции, в силу не совершенности своей политической системы. Монархи в подобных государствах являются лишь "красивой традицией" и не играют никакой существенной роли во внешней и внутренней политике своих стран. Во-вторых, в доказательство "регрессивности" монархии утверждается, что после её падения ни один народ мира якобы не только не вернулся к ней, но и даже не делает подобных попыток. 
 
Подобные тезисы весьма популярны и живучи в общественном сознании. Однако они являются ложными от начала и до конца. 
 
Количество или качество? 
 
В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Из них только 41 государство имеет монархическую форму правления, не считая несколько десятков территорий, находящихся под властью Британской короны. Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти страны в большинстве своем принадлежат к третьему миру и образовались в результате распада колониальной системы. Зачастую созданные по колониальным административным границам, эти государства являются очень неустойчивыми образованиями. Они могут дробиться и видоизменяться, что видно, например, в Ираке. Они охвачены непрекращающимися конфликтами, как значительное число стран Африки. И уж совершенно очевидно не входят в разряд передовых государств. 
 
Сегодня монархия - это чрезвычайно гибкая и многоликая система в диапазоне от родоплеменной формы, успешно действующей в арабских государствах Ближнего Востока, до монархического варианта демократического государства во многих европейских странах. 
 
Первое место по числу стран с монархической государственностью держит Азия. Это прогрессивная и демократичная Япония. Лидеры мусульманского мира - Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Две монархические конфедерации - Малайзия и Объединённые Арабские Эмираты. А еще - Таиланд, Камбоджа, Бутан. 
 
Второе место принадлежит Европе. Монархия здесь представлена не только ограниченной формой - в странах занимающих лидирующее положение в ЕЭС (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др.). Но и абсолютной формой правления - в государствах-"карликах": Монако, Лихтенштейне, Ватикане. 
 
Третье место - за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три монархии: Марокко, Лесото и Свазиленд. 
 
Тем не менее, ряд республиканских стран вынуждены мириться с наличием на своей территории традиционных местных монархических или родоплеменных образований, и даже закреплять их права в конституции. К ним нужно отнести: Уганду, Нигерию, Индонезию, Чад и другие. Даже такие страны как Индия и Пакистан, упразднившие суверенные права местных монархов (ханов, султанов, раджей, магараджей) в начале 70-х годов XX-го века, зачастую вынуждены принимать существование этих прав, что называется de facto. Правительства обращаются к авторитету обладателей монархических прав при разрешении региональных религиозных, этнических, культурных споров и прочих конфликтных ситуаций. 
 
Стабильность и благосостояние 
 
Конечно, монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политические проблемы. Но, тем не менее, она может предоставить известную долю стабильности и равновесия в политической, социальной и национальной структуре общества. Вот почему от монархии не спешат избавляться даже те страны, где она существует исключительно номинально, скажем, Канада или Австралия. Политическая элита этих стран в большинстве своём понимает, насколько важно для равновесия в обществе, чтобы верховная власть была a priori закреплена в одних руках и политические круги не вели за неё противостояние, а работали во имя интересов всей нации. 
 
Более того, исторический опыт показывает, что лучшие в мире системы социального обеспечения построены именно в монархических государствах. И речь идет не только о монархиях Скандинавии, где даже советский агитпроп в монархической Швеции сумел отыскать вариант "социализма с человеческим лицом". Такая система выстроена в современных странах Персидского залива, где нефти зачастую намного меньше, чем на некоторых месторождениях РФ. Несмотря на это, за 40-60 лет со времени обретения независимости странами Персидского залива, без революций и гражданских войн, проведения либерализации всего и вся, без утопических социальных экспериментов, в условиях жесткой, порой абсолютистской, политической системы, при отсутствии парламентаризма и конституции, когда все недра страны принадлежат одной правящей семье, из бедных бедуинов, пасущих верблюдов, большинство подданных ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и других сопредельных государств, превратились во вполне состоятельных граждан. 
 
Не углубляясь в бесконечные перечисления преимуществ арабской социальной системы, можно привести всего несколько штрихов. Любой гражданин страны имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и ту, которая оказывается в любой, даже самой дорогой, клинике, расположенной в какой угодно стране мира. Также любой гражданин страны имеет право на бесплатное обучение, вкупе с бесплатным содержанием, в любом высшем учебном заведении мира (Кембридж, Оксфорд, Йель, Сорбонна). Молодым семьям за счёт государства предоставляется жилье. Монархии Персидского залива являют собой подлинно социальные государства, в которых созданы все условия для поступательного роста благосостояния населения. 
 
Обратившись из цветущего Кувейта, Бахрейна и Катара на их соседей по Персидскому заливу и Аравийскому полуострову, отказавшихся в силу целого ряда причин от монархии (Йемен, Ирак, Иран), мы увидим разительное отличие во внутреннем климате этих государств. 
 
Кто скрепляет единство народа? 
 
Как показывает исторический опыт, в многонациональных государствах целостность страны прежде всего связана с монархией. Это мы видим в прошлом, на примере Российской империи, Австро-Венгрии, Югославии, Ирака. Приходящий на смену монархическому режим, как это было, к примеру, в Югославии и Ираке, уже не обладает тем авторитетом и вынужден прибегать к жестокостям, которые были не свойственны монархической системе управления. При малейшем ослаблении этого режима, государство, как правило, обречено на распад. Так было с Россией (СССР), это мы наблюдаем в Югославии и Ираке. Упразднение монархии в ряде современных стран неминуемо привело бы к прекращению их существования как многонациональных, единых государств. Это в первую очередь относится к Соединенному Королевству Великобритания и Северная Ирландия, Малайзии, Саудовской Аравии. Так 2007-й год ясно показал, что в условиях парламентского кризиса, возникшего из-за национальных противоречий фламандских и валлонских политиков, только авторитет Короля Бельгийцев Альберта II удержал Бельгию от распада на два или даже больше самостоятельных государственных образований. В многоязыкой Бельгии даже родилась шутка, что единство ее народа скрепляют всего три вещи - пиво, шоколад и король. Тогда как отмена монархического строя в 2008 г. в Непале ввергло это государство в цепь политических кризисов и перманентного гражданского противостояния. 
 
Вторая половина XX-го столетия даёт нам несколько успешных примеров возвращения народов, переживших эру нестабильности, гражданских войн и иных конфликтов, к монархической форме правления. Самый известный и, несомненно, во многом удачный пример - это Испания. Прошедшая через гражданскую войну, экономический кризис и правую диктатуру, она вернулась к монархической форме правления, заняв достойное место среди семьи европейских народов. Других примером явилась Камбоджа. Также монархические режимы на местном уровне были восстановлены в Уганде, после падения диктатуры маршала Иди Амина (1928-2003), и в Индонезии, которая после ухода генерала Мохаммеда-Ходжа Сукарто (1921-2008) переживает настоявший монархический ренессанс. Один из местных султанатов был восстановлен в этой стране спустя два столетия, после того как он был уничтожен голландцами. 
 
Реставраторские идеи довольно сильны и Европе, прежде всего это относится к балканским странам (Сербии, Черногории, Албании и Болгарии), где многим политикам, общественным и духовным деятелям постоянно приходиться высказываться по данному поводу, а в ряде случаев и оказывать поддержку главам Королевских Домов, бывшим в изгнании. Это доказывает опыт короля Албании Леки, чуть было не свершившего в свой стране вооруженный переворот, и потрясающие успехи царя Болгарии Симеона Второго, создавшего собственное национальное движение, названное его именем, сумевшего стать премьер-министром страны и являющегося в настоящий момент лидером самой крупной оппозиционной партии в парламенте Болгарии, вошедшей в коалиционное правительство. 
 
Среди ныне существующих монархий немало откровенно абсолютистских по своей сути, хотя и вынужденных, принося дань времени, рядиться в одежды народного представительства и демократии. Европейские монархи в большинстве случаев не используют даже данные им конституцией права. 
 
И здесь особое место на карте Европы занимает княжество Лихтенштейн. Еще шестьдесят лет назад оно представляло собой большую деревню, по нелепой случайности получившую независимость. Однако сейчас, благодаря деятельности князя Франца Иосифа II и его сына и преемника князя Ханса Адама II, это один из крупнейших деловых и финансовых центров, сумевший не поддаться на посулы о создании "единого европейского дома", отстоять свой суверенитет и самостоятельный взгляд на собственное государственное устройство. 
 
Стабильность политической и экономической систем большинства монархических стран делает их не только не устаревшими, но прогрессивными и привлекательными, заставляет равняться на них по ряду параметров. 
 
Так что монархия - это не приложение к стабильности и достатку, а дополнительный ресурс, позволяющий легче переносить болезнь, быстрее выздоравливать от политических и экономических нев
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОНАРХИИ

Монархия (гр. monarchia - единовластие)  наряду с республикой является одной из двух форм правления, известных теории государства и права.  При монархической форме правления главой государства является единоличный правитель - монарх; власть монарха, как правило, является пожизненой и передается в порядке престолонаследия. Особая разновидность монархии - выборная (или избирательная), сочетающая элементы монархии и республики. Такая М. существует ныне только в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.  

В отличие от монархии для республиканской формы правления характерна выборность и сменяемость главы государства. Монархия и республика являются одинаково древними формами правления, однако можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех   государственно-организованных народов, а республика - скорее исключением. С начала прошлого времени соотношение неуклонно изменяется.  Сейчас уже абсолютное большинство государств мира является республиками, а монархия (все еще достаточно распространенная) рассматривается как пережиток прошлого, иногда даже просто как дань традиции (в Европе, Японии, странах Содружества).   Безусловно, монархическая форма правления плохо согласуется с господствующими в современном мире идеями народного суверенитета и равноправия людей.

Центральной фигурой для монархической формы  правления является монарх - единоличный  глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. За редким исключением  власть монарха является пожизненной и передается по наследству. Во всех монархических странах монарх является по закону неприкосновенной особой и никакой ответственности не подлежит. В разных странах монарх носит различные названия: король - в Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии, султан - в Малайзии, Брунее, Омане, эмир - в Кувейте, ОАЭ, великий герцог - в Люксембурге, князь - в Лихтенштейне.

Одним из основных элементов монархической системы  правления является престолонаследие, означающее переход власти монарха  от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.

В ряде арабских стран существует особая форма престолонаследия, т.н. "клановая", когда наследника избирает правящая семья через семейный совет (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар).

Другим важным институтом монархической формы  правления является регентство (от лат. regere - управлять) - временное коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае вакантности престола, малолетства, продолжительной болезни или временного отсутствия монарха.

2. ВИДЫ МОНАРХИЙ

Монархия  как форма правления весьма неоднородна и показала на протяжении веков свою гибкость и изменчивость, благодаря которым ей и удалось «выжить» в современных высокоразвитых демократических государствах.

С большими оговорками можно выстроить следующую  схему развития монархической формы  правления от ее зарождения до наших дней.  Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института.

Раннефеодальная монархия в настоящее время исчезла  бесследно, поэтому мы не будем подробно останавливаться на этом виде.

Сословно-представительная монархия также уже не существует, однако в отдельных странах сохранились  ее реликты (пережитки), закрепленные государственным правом. Сословное представительство представляет собой   принцип организации представительной власти, в соответствии с которым депутаты представительных учреждений представляют не все население страны или ее отдельные территориальной части, а закрытые социальные группы - сословия, от которых эти депутаты непосредственно избираются (или назначаются). Сословное представительство было исторически первой системой представительства (в Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII в.) и просуществовало во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступило место национальному представительству. В настоящее время рудиментом сословного представительства является, например, Палата Лордов парламента Великобритании, где заседают наследственные и личные духовные и светские лорды, т.е. представители духовенства и дворянства.

В современном  мире сохраняются два исторических типа монархии - абсолютная и конституционная. Конституционная монархия, как уже говорилось выше, существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистической и парламентарной монархии. Абсолютная монархия также существует ныне в двух формах - светской и теократической (Ватикан).

Итак, абсолютная монархия представляет собой разновидность  монархической формы правления, характеризующуюся юридическим  и фактическим сосредоточением  всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха (по формуле Петровского Воинского устава  — “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”).. В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последние десятилетия были сделаны первые шаги по переходу к конституционной монархии. В  частности, в Кувейте (в 1962 г.), ОАЭ (в 1971 г.), Катаре (в 1972 г.), Бахрейне (в 1973) были приняты конституции, а в Кувейте и Бахрейне также проведены выборы в законосовещательные парламенты (впоследствии распущенные). Однако эти реформы пока не изменили абсолютного характера монархий. В Саудовской Аравии и Омане конституции отсутствуют, а соответствующие отношения регулируют отдельные государственно-правовые акты (в Саудовской Аравии конституцией страны официально считается коран), Согласно конституциям и другим государственно-правовым актам в абсолютных монархиях монарх осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную - при помощи разного рода законосовещательных органов (выборных или назначаемых) Законосовещательные органы - особая категория государственных органов, основную функцию которых составляет рассмотрение законопроектов без права их принятия. Однако по порядку формирования и процедуре деятельности они могут напоминать парламентские учреждения.

Особую разновидность  абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма  организации государственной. власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером такой монархии. является Государство-город Ватикан. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. От теократической монархии следует отличать т.н. клерикальное государство.

Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы  правления, при которой власть монарха  ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Конституционная (ограниченная) монархия впервые возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются т.н. контрассигнатура и цивильный лист.

Информация о работе Виды монархии в современном мире