Управление делами государства и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 00:51, реферат

Описание работы

Существует ряд форм прямого волеизъявления власти народа: выборы депутатов; требование непосредственного отчета от органов государства, депутатов, руководителей хозяйственных органов и т.п.; обращение с просьбами, жалобами и предложениями в различные органы и общественные формирования; участие во всенародных обсуждениях; отзыв депутатов, не оправдавших доверие; участие в референдумах; собрания граждан по месту жительства и др. Через депутатов, избранных в Советы, граждане влияют на деятельность органов и контролируют их.

Работа содержит 1 файл

upravlenie_delami_gosudarstva_i_obschestva.docx

— 42.92 Кб (Скачать)

 Если исполнительным  и распорядительным органом установлено,  что собрано необходимое количество  подписей, инициативная группа по  проведению местного референдума  составляет заключительный акт  и представляет его в соответствующий  исполнительный и распорядительный  орган, который передаёт его  в местный Совет депутатов.

 Решение о назначении  областного, Минского городского, районного,  городского, поселкового, сельского  референдума принимается соответствующим  местным Советом депутатов, а  решение о назначении районного  референдума в городе с районным  делением - городским Советом депутатов  не позднее 30 дней со дня  внесения в соответствии с  требованиями Избирательного кодекса  и иных актов законодательства  Республики Беларусь. [12,152]

 Дата проведения референдума  устанавливается не позднее 3-х  месяцев со дня принятия решения  о назначении референдума.

 Решение местного  Совета депутатов о назначении  референдума публикуется в печати  и обнародуется в других средствах  массовой информации.

 Подготовку и проведение  референдумов обеспечивают следующие  комиссии:

1) Центральная комиссия  по выборам и проведению референдумов;

2) территориальные комиссии (областные и Минская городская  комиссии; районные, городские, районные  в городах комиссии);

3) участковые комиссии. [12,153]

 Органы внутренних  дел обеспечивают сохранность  бюллетеней и общественный порядок  в дни проведения референдумов.

Таким образом, референдум является наиболее легитимной формой принятия решений, поскольку  каждый может участвовать в этом процессе. На практике, учитывая недостаток компетентности, инертность народа, а  также длительность процесса принятия решений, непосредственная демократия достижима не во всех сферах.

В целом процесс принятия решения  народом по отдельным вопросам вполне реализуем. Однако при этом важно  своевременное и полное информирование населения. В некоторых сферах (например, государственного бюджета, финансовой политики) проведение референдума невозможно, так как для принятия грамотного решения необходимо участие специалистов. Кроме того, искушение превысить государственные расходы в целях недолговременного повышения благосостояния населения было бы слишком большим.

 

 

МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

Местное самоуправление в  Республике Беларусь – форма организации  и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно – территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы [6,с.117].

4 января 2010 года Главой  государства подписан Закон Республики  Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Он вступил в силу через 6 месяцев со дня его опубликования, то есть 20 июля 2010 года.

Закон о местном управлении и самоуправлении является вторым законом  в сфере местного управления и  самоуправления, принятым после приобретения Республикой Беларусь независимости. Первый был принят 20 февраля 1991 года, поэтому в него неоднократно вносились  изменения и дополнения.

Необходимость принятия нового Закона о местном управлении и  самоуправлении обусловлена тем, что  с момента принятия и даже изложения  в новой редакции старого произошли  существенные изменения в законодательстве.

Местное самоуправление выступает  в качестве одной из составляющих частей института народовластия.

Главное для деятельности местного самоуправления - участие в нем граждан. Люди осуществляют местное управление и самоуправление через Советы, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Основным политическим событием начала 2007 года стали выборы депутатов местных Советов депутатов  Республики Беларусь 25-го созыва. В  ходе этой кампании избрано 22 639 депутатов. Все местные Советы депутатов в количестве 1581 сформированы в правомочном составе.

Среди депутатов - работники  промышленности, торговли, транспорта, строительства (13,9 %), сельского хозяйства  (28,3 %), образования (16,5 %), здравоохранения и социальной защиты (8,7 %), военнослужащие и работники правоохранительных органов (3,2 %), служащие государственных органов (13,7 %), иных сфер деятельности (16,3 %).

Местные Советы играют важную роль в реализации политического курса на построение государства для народа.

Состояние работы с гражданами - один из основных критериев оценки деятельности органов местного управления и самоуправления.

Проведенное социологическое  исследование показало, что местные  Советы депутатов не всегда оказывают  должное влияние на состояние дел в регионах, на решение актуальных проблем. Позитивные оценки своей работы по решению социально-экономических проблем на местах получили от жителей страны 34,2 % депутатов Национального собрания, 29,1 % депутатов райсоветов, 21,7 % депутатов облсоветов и 18,0 % депутатов горсоветов.

Реальным укреплением  демократических основ общества должно стать расширение прав местных  Советов депутатов. В данном направлении сделаны конкретные шаги. Президент Республики Беларусь 12 января 2007 г. подписал Указ  №21 «O повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения», в соответствии с которым определен порядок формирования финансово-экономической базы бюджетов первичного уровня, включая вопросы поступления в бюджет местных налогов и сборов, перечень источников доходов бюджетов первичного уровня. Такой подход будет способствовать более оперативному и качественному обеспечению финансирования мероприятий социального характера, благоустройству населенных пунктов.

2 апреля 2007 г. в соответствии  с данным Указом создана новая структура - Совет по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания. Его главная задача - выработка рекомендаций и предложений по формированию и реализации единой государственной политики в деятельности органов местного самоуправления, в том числе при определении основных направлений совершенствования законодательства.

Основными направлениями  работы местных представительных органов власти являются:

  • разработка территориальных программ энергосбережения;
  • повышение роли местных Советов в создании и обустройстве агрогородков;
  • развитие агроэкотуризма;
  • информирование органов управления о необходимости оказания адресной социальной помощи и контроль за ее распределением;
  • своевременное реагирование на мнение населения в отношении того или иного правового акта;
  • повышение эффективности работы с избирателями.

Важную роль в обеспечении  принципа народовластия играют органы территориального общественного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан на добровольной основе по месту жительства на части территории административно-территориальной единицы (территорий микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т. п.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления (единоличные либо в форме советов, комитетов и других формах).

Органы территориального общественного самоуправления играют значительную роль в решении вопросов социально-экономического развития и благоустройства территорий.

  При взаимодействии представителей органов общественного самоуправления, Советов депутатов, работников исполнительных комитетов всех уровней регулярно осуществляются мероприятия по поддержанию порядка и обеспечению благоустройства территорий. Во взаимодействии с администрациями ЖЭУ представители общественного самоуправления участвуют в разъяснительной работе с населением, обсуждении вопросов поддержания и повышения качества жилого фонда и придомовых территорий. Кроме того, органы общественного самоуправления играют большую роль в организации досуга населения, в проведении культурно-массовых мероприятий.

Таким образом, анализ работы, осуществляемой местными Советами, органами территориального самоуправления на местах, показывает, что круг поднимаемых и решаемых ими проблем из года в год расширяется. А это значит, что повышается уровень участия самих граждан и избранных ими Советов депутатов в работе по обеспечению социально-экономического развития своих территорий, удовлетворению насущных нужд и потребностей жителей, созданию для них достойных условий жизни, труда, отдыха, учебы и культурного развития [8,с.16-17].  

 

 

 

ВСЕБЕЛОРУССКИЕ  НАРОДНЫЕ СОБРАНИЯ

 

Особо важной формой народовластия  в республике является Всебелорусское народное собрание - прямой опыт демократии.

Сегодня данная форма народовластия  органично вписывается в политическую систему белорусского государства. Ее главное политическое назначение - определение основных направлений и параметров развития государства, выработка плана экономического и социального развития страны на пятилетний срок. Причем эти важнейшие вопросы решаются всенародно.

Республиканское собрание может созывaтъся по мере необходимости Президентом Республики Беларусь для обсуждения важных вопросов государственной и общественной жизни и проектов соответcтвующих решений. Нормы представительства и порядок избрания уполномоченных для участия в республиканском собрании, а также состав организационного комитета по подготовке и про ведению республиканского собрания устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

Участники республиканского собрания избираются трудовыми коллективами, гражданами на собраниях по месту жительства, учебы или службы, высшими органами политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, других общественных объединений, представляющими все административно-территориальные единицы Республики Беларусь [1,с.339].

Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 1996 г. № 341 "О созыве Всебелорусского народного собрания" в целях обеспечения наиболее полного участия широких слоев населения в обсуждении мер по преодолению экономического кризиса; стабилизации социальной, обстановки в обществе в г.Минске 19 октября 1996 г. было собрано Всебелорусское народное собрание в количестве пяти тысяч человек, в том числе от г. Минска - 800 человек, от каждой области - по 650 человек.

Собрание убедительно  продемонстрировало, что никакие  деструктивные силы не способны внести раскол между Президентом страны и избравшими его людьми. Народное вече обратилось к Главе государства с просьбой направить все силы на достижение общенационального согласия, снятие конфронтации в политической жизни.

Собрание подтвердило, что  здоровые силы общества стоят за сохранение мира и спокойствия в стране, настроены на созидательную работу во имя будущего народа. Таким образом, заслуга первого народного собрания в том, что оно предотвратило противостояние в республике различных политических сил, а также определило курс развития государства [9,с.357].

Знаковым для Республики Беларусь стало второе Всебелорусское народное собрание (18 мая 2001 г.), так как в отличие от первого его участники сконцентрировали особое внимание на дальнейшем социально-экономическом развитии общества, проанализировав, что сделано и что еще предстоит сделать в новом пятилетии.

В качестве стратегической цели на новое пятилетие была выдвинута  задача повышения благосостояния народа и уровня его жизни. Приоритетами в следующей пятилетке стали: продовольствие, экспорт, жилье, инвестиции и инновации.

На собрании был озвучен  тезис о том, что власть видит  свою задачу в защите реальных народных интересов, а не в обсуждении неких абстрактных вещей. Например, было заявлено, что общее благосостояние народа повысится в 1,8 раза; средняя зарплата населения достигнет 250 долл., а рост пенсий произойдет адекватно росту средней зарплаты рабочих и служащих.

Третье Всебелорусское народное собрание (2-3 марта 2006 г.) подтвердило  выполнение этих планов. Так, в его  резолюции констатировалось, что Программа социально-экономического развития Беларуси на 2001-2005 гг. реализована в полном объеме.

Статья 1 Конституции Республики Беларусь гласит: «Республика Беларусь - унитарное  демократическое социальное правовое государство». Поэтому народовластие в Беларуси традиционно рассматривается как основа политического процесса и главный принцип политической жизни.

В результате последовательной реализации принципа демократизма в Республике Беларусь к 2006 году была создана развитая система политических институтов и процедур, обеспечивающих подлинное народовластие и полноценное участие белорусских граждан в решении важнейших проблем развития республики, областей, районов, отдельных территорий. Были опробованы и успешно применены как традиционные формы представительской демократии (выборы различных уровней, референдумы), так и отвечающие специфическим белорусским условиям уникальные формы политического участия (всебелорусские народные собрания). Благодаря созданию налаженной системы взаимодействия государственных и общественных структур в Республике Беларусь на практике преодолено противопоставление гражданского общества и государства. Это создало основу для успешного воплощения в жизнь представления о государственности как форме самореализации народа в мировой истории.

Информация о работе Управление делами государства и общества