Управление делами государства и общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 00:51, реферат

Описание работы

Существует ряд форм прямого волеизъявления власти народа: выборы депутатов; требование непосредственного отчета от органов государства, депутатов, руководителей хозяйственных органов и т.п.; обращение с просьбами, жалобами и предложениями в различные органы и общественные формирования; участие во всенародных обсуждениях; отзыв депутатов, не оправдавших доверие; участие в референдумах; собрания граждан по месту жительства и др. Через депутатов, избранных в Советы, граждане влияют на деятельность органов и контролируют их.

Работа содержит 1 файл

upravlenie_delami_gosudarstva_i_obschestva.docx

— 42.92 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  «ГРОДНЕНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра «Экономика и управление на предприятии»

 

 

РЕФЕРАТ

по предмету: «Основы права»

 

 

  УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

 

Специальность “Экономика и управление на предприятии”

 

Автор работы    

Студентка 4 курса, 2 группы                                              И.А. Тюрина                                                                                      

Руководитель                                                            

Ст. преподаватель                                                                                Э.Ч. Колоша                                

                  

 

Гродно 2012

 

Данное право принадлежит только гражданам Республики Беларусь и реализуется ими, как сказано в статье 37 Конституции Республики Беларусь, как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Это право развивает содержащееся в статье 3 Конституции положение о народовластии.

 Существует ряд форм  прямого волеизъявления власти  народа: выборы депутатов; требование  непосредственного отчета от  органов государства, депутатов,  руководителей хозяйственных органов  и т.п.; обращение с просьбами,  жалобами и предложениями в  различные органы и общественные  формирования; участие во всенародных  обсуждениях; отзыв депутатов,  не оправдавших доверие; участие  в референдумах; собрания граждан  по месту жительства и др. Через  депутатов, избранных в Советы, граждане влияют на деятельность  органов и контролируют их.

Высшей формой непосредственной демократии принято считать референдум. Референдумы могут быть республиканскими и местными. Более подробно о них  будет сказано в одной из последующих  тем. Здесь мы ограничимся лишь констатацией, что порядок организации и  проведения референдумов в Республике Беларусь регулируется «Избирательным кодексом Республики Беларусь», принятым 11 февраля 2000г. (с изм. и дополн. от 04.07.2000г.).

 От референдума следует  отличать народное обсуждение, которое  также является одним из институтов  непосредственной демократии. Несмотря  на некоторую близость, эти институты  довольно самостоятельны и не  могут отождествляться. Если решение  референдума обычно является  обязательным, то при проведении  народных обсуждений выявляется  лишь мнение народа, которое юридически  не обязательно для органов  власти. Проведение народных обсуждений  регулируется Законом от 2 февраля  1988г. «О народном обсуждении  важных вопросов государственной  жизни Республики Беларусь».

 Одной из важных  форм непосредственного участия  граждан в управлении делами  общества и государства являются  республиканские и местные собрания, создаваемые по мере необходимости  для обсуждения вопросов государственной  и общественной жизни республиканского  или местного значения. Правовой  основой данных собраний является  Конституция Республики Беларусь (ст.37), Законы «О республиканских  и местных собраниях» от 12 июля 2000г., «О местном управлении и  самоуправлении в Республике  Беларусь» от 10 января 2000г. и иные  нормативные акты Республики  Беларусь.

 Со времени провозглашения  Беларуси суверенным государством  было проведено два республиканских  собрания граждан: 19-20 октября 1996г.  и 18 мая 2001г. Что касается  местных собраний граждан, то  практика их проведения пока  не получила широкого развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРЕНДУМ

 

 

Референдум - это голосование  граждан того или иного государства, какой-либо территории, имеющих избирательные  права, для решения важнейших  вопросов государственной и общественной жизни. В нашей республике могут  проводиться как республиканские, так и местные референдумы  в зависимости от решения вопросов, затрагивающих существенные интересы населения республики и соответствующей территории. [11,161]

 Выносимые на референдум  вопросы могут иметь обязательный  или консультативный характер.

 При консультативном  референдуме выявляется общественное  мнение, которое учитывается органами  государственной власти в принятии  какого-либо законодательного акта  или иного решения.

 Обязательным референдум  считается тогда, когда орган  его назначающий, обязан при  наличии определённых условий назначить его проведение. [11,162]

 В соответствии со  статьёй 73 Конституции Республики  Беларусь и статьёй 111 Избирательного  кодекса Республики Беларусь  референдум является способом  принятия гражданами Республики  Беларусь решений по важнейшим  вопросам государственной и общественной жизни.

 Согласно статье 112 Избирательного  кодекса Республики Беларусь  на республиканский референдум  могут выноситься вопросы государственной  и общественной жизни Республики  Беларусь. На местные референдумы  могут выноситься вопросы, имеющие  важнейшее значение для населения  соответствующих административно-территориальных  единиц и отнесённые к компетенции  соответствующих местных Советов  депутатов, исполнительных и распорядительных  органов.

 На республиканские  референдумы не могут выноситься:

 вопросы, которые  могут вызвать нарушение территориальной  целостности Республики Беларусь;

 вопросы, связанные  с избранием и освобождением  Президента Республики Беларусь, назначением должностных лиц,  назначение которых относится  к компетенции Президента Республики  Беларусь и палат Национального  собрания Республики Беларусь;

 вопросы о принятии  и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

 вопросы об амнистии, о помиловании. [12,137]

 На местные референдумы не выносятся вопросы, перечисления в части третьей статьи 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь (то есть вопросы, которые не могут выноситься на республиканский референдум), вопросы, имеющие значение для Республики Беларусь в целом, а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя. [12,138]

 Право инициативы  на проведение республиканского  референдума принадлежит Президенту  Республики Беларусь, Палате представителей, Совету республики и гражданам  Республики Беларусь.

 Инициатива Палаты  представителей и Совета Республики  на проведение республиканского  референдума выражается в виде  предложения, которое принимается  на их раздельных заседаниях  большинства голосов от полного  состава каждой из палат и  вносится на рассмотрение Президенту  Республики Беларусь. Инициатива  граждан на проведение республиканского  референдума выражается в виде  предложения, внесённого не менее  450 тысяч граждан, обладающих избирательным  правом, в том числе не менее  30 тысяч граждан от каждой из  областей и города Минска. [12,138]

 В случае, если с инициативой проведения республиканского референдума выступают граждане, ими образуется группа по проведению референдума из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска.

 Инициативная группа  обращается в Центральную комиссию  с заявлением о регистрации  инициативной группы и вопроса,  предлагаемого ею на референдум. К заявлению прилагаются протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение об образовании группы, выдвижении инициативы о проведении референдума, вопросе (проекте решения), предлагаемого на референдум, избрании председателя группы и координаторов по областям и городу Минску, список участников собрания, подписанный председателем и секретарём собрания, а также список членов инициативной группы, давших согласие на участие в работе инициативной группы, что должно быть подтверждено их собственноручными подписями, подлинность которых подлежит нотариальному засвидетельствованию. [11,164]

 Выносимый на республиканский  референдум вопрос должен быть  сформулирован инициативной группой  чётко и ясно с тем, чтобы  на него был возможен однозначный  ответ.

 Документы, представленные  инициативной группой о проведении  республиканского референдума, и  вопрос, предлагаемый на референдум, направляются центральной комиссией  на заключение в Министерство  юстиции и Прокуратуру Республики  Беларусь, которые проверяют соответствие  вопроса требованиям законодательства  Республики Беларусь и соблюдение  порядка образования инициативной  группы. Этот вопрос с учётом  заключения Министерства юстиции  и Прокуратуры Республики Беларусь, и состав инициативной группы  регистрируется Центральной комиссией. [12,139]

 В регистрации отказывается  в случае нарушения требований  законодательства Республики Беларусь. Отказ может быть обжалован  в месячный срок в Верховный  Суд Республики Беларусь. [11,165]

 После регистрации  инициативной группы Центральная  комиссия выдаёт ей свидетельство  о регистрации и образец подписного  листа для сбора подписей граждан  под предложением о проведении  республиканского референдума. Членам  инициативной группы выдаётся  соответствующее удостоверение. [12,140]

 Материальное обеспечение  агитации по инициированию республиканского  референдума гражданами осуществляется  за счёт средств инициативной  группы, которая открывает для  этого счёт в банке. [11,165]

 Сбор подписей граждан  под предложением о проведении  референдума осуществляется только  членами инициативной группы  в двухмесячный срок со дня  регистрации инициативной группы.

 Решение о результатах  сбора подписей граждан в подписных  листах в поддержку инициативы  проведения республиканского референдума  принимаются соответствующими районными,  городскими исполнительными комитетами, районной администрацией города  и направляются в областной,  Минский городской исполнительный  комитет. [12,141]

 Областные, Минский городской исполнительный комитет при необходимости в пятидневный срок могут проверить достоверность подписей граждан в подписных листах. После этого областные, Минский городской исполнительный комитеты составляют заключительный акт о сборе подписей и представляют его в центральную комиссию. [11,166]

 Центральная комиссия проверяет соответствие заключительного акта инициативной группы и поступивших решений областных и Минского городского исполнительных комитетов требованиям Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь и составляет заключение о соблюдении данной группой требований Избирательного кодекса. [12,143]

 Заключительный акт  инициативной группы вместе со  своим заключением и протоколом, если отсутствуют основания для отклонения предложения о проведении референдума, Центральная комиссия передаёт Президенту Республики Беларусь. [11,166]

 Президент Республики  Беларусь назначает референдум  в двухмесячный срок после  внесения на его рассмотрение  в соответствии с Избирательным  кодексом предложений палат Национального  собрания Республики Беларусь, либо  граждан.

 В указе Президента  Республики Беларусь о назначении  референдума предусматриваются:

 дата поведения референдума

 юридическая сила  решения, принятого референдумом

 формулировка вынесенного  на референдум вопроса

 иные организационные  мероприятия по обеспечению проведения  референдума.

 Если на референдум  выносится законопроект, то он  прилагается к указу Президента  Республики Беларусь о назначении  референдума.

 Дата проведения референдума  устанавливается не позднее 3-х  месяцев со дня издания указа  Президента о назначении референдума.

 Принципы проведения  референдумов закреплены в Избирательном  кодексе. Референдум проводится  путем всеобщего, свободного, равного  и тайного голосования. В референдумах  не участвуют те же лица, что  и в выборах.

 Местные референдумы  назначаются соответствующими местными  представительными органами:

 по своей инициативе;

 по предложению не  менее 10% граждан, обладающих избирательным  правом и проживающих на соответствующей  территории.

 В случае, когда граждане  выступают с инициативой о  проведении местного референдума,  ими образуется инициативная  группа из числа лиц, имеющих  право участия в референдуме:

 в области и городе  Минске - не менее 50 человек

 в районе, городе, районе  в городе - не менее 20 человек

 в посёлке, сельсовете - не менее 10 человек. [12,151]

 Документы на проведение  местного референдума, предоставленные  инициативной группой, и вопрос, предлагаемый на референдум, направляются  местным исполнительным и распорядительным  органом на заключение в соответствующий  областной, Минский городской  орган юстиции, которые проверяют  соответствие вопроса, выносимого  на референдум, требованиям законодательства  и соблюдение порядка образования  инициативной группы. В течении 30 дней со дня обращения за регистрацией инициативной группе выдаётся свидетельство о регистрации, образец подписного листа, а членам инициативной группы - соответствующие удостоверения. [12151]

Информация о работе Управление делами государства и общества