Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:22, контрольная работа
Основной целью контрольной работы является рассмотрение трудовых споров и конфликтов в соответствии трудовому законодательству и способов их разрешения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
1. ТРУДОВЫЕ СПОРЫ ……………………………………………………………….5
1.1. Понятие, виды и причины трудовых споров…………………………..………..5
2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ТРУДОВЫХ СПОРОВ………………..………..15
2.1. Принципы рассмотрения трудовых споров………………………………..…..15
2.2. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров…………….….…19
2.3 .Понятие и виды коллективных трудовых споров……………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….34
Трудовые споры часто смешивают со спорами о пенсиях, пособиях и услугах, а также спорами из процедурных правоотношений по их назначению, что не относится к отрасли трудового права и регулируется отраслью права социального обеспечения. Трудовые споры - это споры из правоотношений сферы действия трудового законодательства. Ими оспариваются в юрисдикционном органе разногласия по трудовым правам и исполнению трудовых обязанностей. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и гл. 60 и 61 ТК уже в своем названии предусматривают трудовые споры, порядок разрешения которых устанавливается ими для зашиты индивидуальных или коллективных трудовых прав.
Трудовой спор - это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективным и другими договорами о труде или об установлении нового трудового субъективного или коллективного права (неисковые споры).
Все трудовые споры можно классифицировать по трем основаниям: по спорящему субъекту; по характеру спора; по виду спорного правоотношения.
По
спорящему субъекту все трудовые споры
делятся на индивидуальные и коллективные.
В индивидуальных спорах оспариваются
и защищаются субъективные права конкретного
работника, его законный интерес, а в коллективных
спорах - права, полномочия и интересы
всего трудового коллектива (или его части),
права профсоюзного органа как представителя
работников данного производства по вопросам
труда, быта, культуры. В коллективных
спорах защищаются права трудовых коллективов,
их жизненные интересы от волевого диктата
работодателей, административно-
По характеру спора все трудовые споры подразделяются на:
1)
споры о применении норм
2)
споры об установлении новых
или изменении существующих
Трудовой кодекс регулирует порядок разрешения индивидуальных трудовых споров работника с работодателем, его администрацией, а также порядок рассмотрения коллективных трудовых споров (гл. 60 и 61) как о правах, так и об интересах.
Коллективные споры могут возникнуть из правоотношений: 1) трудового коллектива с работодателем, включая и вышестоящий орган управления; 2) профсоюзного органа с работодателем, его администрацией; 3) социально-партнерских правоотношений представителей работников и работодателей с участием органов власти на федеральном, отраслевом, региональном и других уровнях.
По правоотношениям, из которых может возникнуть спор, все трудовые споры делятся на споры из правоотношений:
1) трудовых (их абсолютное большинство);
2) по трудоустройству (например, не принятого по брони инвалида или другого лица, с которым работодатель обязан заключить трудовой договор);
3) по надзору и контролю над соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда;
4)
по подготовке кадров и
5) по возмещению материального ущерба работником предприятию;
6) по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права трудиться;
7)
профсоюзного органа с
8)
коллектива работников с
9) социально-партнерских правоотношений на четырех более высоких уровнях.
Классификация
трудовых споров по трем указанным
основаниям необходима для того, чтобы
по каждому трудовому спору
Причины
трудовых споров - негативные факторы,
которые вызывают различную оценку
спорящими сторонами
Условия возникновения трудовых споров - это тоже негативные факторы, которые способствуют большему количеству трудовых споров по одним и тем же вопросам или значительно обостряют возникший спор. Но без причин сами условия не вызывают трудовой спор.
Служба
по урегулированию коллективных трудовых
споров «выявляет и обобщает причины
и условия возникновения
Причинами трудовых споров являются два субъективных негативных фактора (черты) спорящих сторон (или их представителей в коллективном споре), в результате которых по-разному оцениваются фактические обстоятельства, действия:
1)
отставание индивидуального
2) незнание или плохое знание трудового законодательства, как отдельными руководителями производства, так и многими работниками и их представителями, т. е. низкая правовая культура, правосознание.
Условия трудовых споров носят по отношению к спорящей стороне объективный характер, отражающий недостатки в работе конкретного производства, отрасли или недостатки и пробелы в трудовом законодательстве. Условия трудовых споров могут быть двух видов: производственного и правового характера. Они связаны с организацией производства или правотворчества - с принятием норм права, поэтому по отношению к спорящей стороне существуют объективно в нашей жизни. В настоящее время с переходом к рыночным отношениям появилась и третья, уже объективная причина, - тяжелый кризис нашего народного хозяйства, производства.
В юридических вузах США, Англии и других стран изучается теория конфликтов (конфликтология); в США есть социальные центры по изучению и разрешению конфликтов, в которых подготавливают менеджеров по конфликтам.
В последние годы в нашей стране социологи и психолога разрабатывают теорию конфликтов (конфликтологию). Юристы не приступили, к сожалению, к ее разработке.
Условия
производственного характера
Условия трудовых споров правового характера вызываются недостатками в правотворчестве, в принятии, создании трудового законодательства (не совсем ясная и четкая формулировка отдельных норм; пробелы в законодательстве, позволяющие по-разному толковать нормы спорящими сторонами; определенное отставание отдельных норм от бурно развивающейся практики организации труда и распределения и др.).
Но
если причины трудовых споров отсутствуют,
то даже при наличии указанных условий
(обстоятельств) трудовой спор не возникает.
Профилактика трудовых правонарушений,
т. е. их предупреждение с учетом конкретных
условий и личности работника, - это одновременно
и профилактика трудовых споров. Это является
обязанностью администрации, профсоюзных
органов и юридических служб организации.
Она по сфере своего воздействия - общая
для всех рабочих и служащих. Но может
быть и специальной для определенных категорий
работников, например для несовершеннолетних,
как наиболее часто нарушающих трудовую
дисциплину, для хозяйственных руководителей.
Отраслевой, местной, локальной такая
профилактика является для трудового
коллектива.
В отличие от основных принципов трудового права, отражающих в кратком виде содержание норм всего трудового законодательства, принципы рассмотрения трудовых споров - это характерные черты конкретного института трудового права. В кратком виде они определяют сам порядок рассмотрения трудовых споров, его организационное построение и действия в нем субъектов процессуальных правоотношений.
Принципы порядка рассмотрения трудовых споров - основные положения, отражающие суть норм данного института трудового права, определяющие существенные характерные черты этого порядка и направленность развития системы его норм. В нашей стране порядок рассмотрения трудовых споров демократичен, прост, гласен, удобен и доступен для каждого работника. Он позволяет полно, быстро, бесплатно разрешить до конца любой возникший трудовой спор и восстановить нарушенные трудовые права, законные интересы трудящихся.
Принципами рассмотрения трудовых споров являются: 1) демократизм порядка, т. е. участие широких масс трудящихся в разрешении споров; 2) простота порядка, т. е. его бесплатность, доступность и удобство обращения в юрисдикционные органы с трудовым спором; 3) законность, гласность, объективность и полнота исследования доказательств по спорам; 4) быстрота разрешения спора; 5) обеспечение реального исполнения решения по трудовому спору, восстановления нарушенных трудовых прав. Рассмотрим подробнее каждый из этих принципов.
Демократизм,
участие трудящихся через профсоюзы,
трудовые коллективы в разрешении споров.
В КТС участвуют от сотрудников
избранные члены трудового
Бесплатность, доступность и удобство обращения трудящихся в юрисдикционный орган с трудовым спором. Работники для разрешения трудовых споров не теряют много времени и не несут никаких материальных затрат. Все юрисдикционные органы близки к трудящимся. Спор может быть решен в КТС в той же организации, где работает работник, и в нерабочее для него время. Примирительные комиссии находятся непосредственно на производстве и состоят из работников данного производства. Суд, рассматривающий трудовой спор, находится в том же районе, где занят работник. Коллективные трудовые споры рассматриваются примирительной комиссией и трудовым арбитражем также на производстве данного трудового коллектива и всегда бесплатно.
При предъявлении иска по трудовому спору истцы - рабочие и служащие во всех юрисдикционных органах освобождены от государственной пошлины и других расходов по ведению дела. Каждый трудящийся и представитель профсоюзного органа, трудового коллектива может получить по возникшему трудовому спору бесплатную юридическую помощь в юридических консультациях профсоюзных органов (вышестоящих). Все это создает удобство и доступность защиты трудовых прав.
Информация о работе Трудовые споры и порядок их рассмотрения