Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 08:04, курсовая работа
Проблема религиозных и традиционных правовых систем кажется мне достаточно актуальной. В наше время на ряду с всемирным прогрессом во всех отраслях, в том числе и в правовой, имеет место быть право в основном основанное на религии. Право возникшее десятки веков назад и до сих пор существующее, право сохранившее основную суть в условиях современного мира. Частичка старины и веры в усовершенствованном праве. Пусть и очень объемное по своей сути, сложное для понимания современного человека, но настолько ценное и единственное для истинного верующего.
Введение 3
Глава 1 ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА 4
Глава 2 МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ CИСТЕМА 6
2.1 Общее понятие 6
2.2 Основные источники мусульманского права 9
2.3 Ведущие отрасли мусульманского права 10
2.4 Развитие мусульманского права в современном мире 11
Глава 3 ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ ИНДИИ 15
3.1 Общее понятие 15
3.2 Современное индусское право 17
3.3 Влияние общего права на индусское право 19
Глава 4 АФРИКАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА 20
4.1 Общее понятие 20
4.2 Традиционное африканское право 21
4.3 Влияние основных правовых систем на традиционное право Африки 22
4.4 Африка в современном мире 23
Заключение 24
Список использованной литературы 25
В традиционном праве правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, поэтому при решении конфликтов руководствуются идеей примирения.
Следует отметить большие различия между народами Африки, разнообразие их обычаев и обычного права. Даже племена, населяющие соседние географические районы, могут в этом плане существенно различаться. В пределах одного африканского современного государства могут проживать народности совершенно разного этнического и лингвистического происхождения (Например: Кения населена нилотами, нилохамитами, хамитами и банту). Все это многообразие дополняется большими различиями африканских народов по системам родства и семейного уклада.
В своем развитии право стран африканской правовой семьи прошло три этапа:
Первый этап – этап развития традиционного африканского права.
Второй этап – этап колониального развития обычного права и влияния на него основных правовых систем.
Третий этап – этап независимого развития, то есть формирования современных правовых систем африканских стран.
Африканское обычное право является правом групп или сообществ, а не правом индивидов. Эта характерная черта проявляется почти в каждой отрасли обычного права. В брачном праве брачный договор представлял собой скорее соглашение двух семейных групп, нежели союз двух индивидов, и развод возможен был только с согласия семей. Право собственности на землю принадлежит социальной группе. В наследственном праве имущество также, как правило, переходило не к индивидам, а к семьям или группам. При компенсации ущерба выплату производила одна семья или клан другой семье или клану, но не одно лицо другому. И наконец, тяжбы в африканском обществе тоже возникали главным образом между сообществами и группами.
В Африки действовали два основных типа судов, или две системы разрешения споров. И иногда в одном обществе они действовали одновременно. Их можно классифицировать как арбитраж и суд с соблюдением юридических формальностей. В обществе без вождей или при отсутствии сколько-нибудь централизованной политической власти (например, на территории нынешней Кении) споры решались преимущественно с помощью арбитража и переговоров внутри местной общины. А суды второго типа, соблюдавшие юридические формальности, действовали в обществах с более или менее централизованной властью. Обычно эти суды образовывали иерархию в соответствии с политической иерархией, и апелляции направлялись от низших судов (например, судов мелких вождей) к высшим (судам крупных вождей).
Следует подчеркнуть и роль сверхъестественного в традиционном праве. В судебных процедурах этот фактор проявлялся в основном в том, что для выяснения истины заставляли клясться и проводили испытание «судом божьим».
Колонизация Африки в XIX в. внесла крупные перемены в юридическую жизнь континента. Давление и влияние права колониальных держав становилось доминирующим.
Вся Африка за небольшим исключением была колонизирована европейскими державам. В XIX в. колониальные власти – английские, французские, португальские и бельгийские – в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Каждая колониальная держава навязала своим владениям собственную правовую модель: французское право было введено в Французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское – в Конго, португальское – в Анголе и Мозамбике, общее – в английских колониях, Романо-голландское, измененное позже под влиянием английского общего права, - в Южной Африке. Либерия заимствовала общее право и некоторые судебные обычаи у Англии и США.
Принцип прецедента был воспринят в ряде стран Африки. Но кроме Ганы, он нигде не имеет законодательного закрепления.
Следует отметить, что наряду с внедрением собственных правовых институтов колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права и африканского судопроизводства, которая, по их мнению, не противоречила их интересам.
Дуализм судов проявлялся весьма заметно. С одной стороны, действовали колониальные суды с европейскими судьями, руководствовав-
шимися правом метрополии и колониальным законодательством, а с другой – были организованы местные суды. Британская колониальная администрация старалась по возможности сохранить эти суды. Разбирательством дел в них занимались традиционные местные старейшины; юрисдикция этих судов распространялась на африканцев. Решения в таких судах принимались в соответствии с обычным правом, действовавшим на территории, которая подпадала под их юрисдикцию.
Современный этап развития правовой семьи характеризуется многослойностью, но с более отчетливой тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие норм африканских межгосударственных объединений и институтов, а также общих норм международного права. Общей тенденцией многих африканских стран является также постепенное формирование общетерриториальной правовой системы. С усилением роли конституционного права как юридического фундамента государственной независимости нормы обычного, колониального и английского права преобразуются в нормы общетерриториального права. Его источники еще находятся на этапе становления.
Существует много правовых систем, но религиозные и традиционные наверное самые необычные и сложные из них.
Как говорил Л.Р. Сюкияйнен: «главная особенность мусульманского права, раскрывающая его природу и отличающая его от других правовых систем заключается во взаимодействии в нем сакрального и светского, религиозного и собственного юридического начал, что проявляется в специфики его происхождения и исторической эволюции, источников структуры, механизма действия и правопонимания мусульманских юристов, соотношения этого права с государством и позитивным (светским) законодательством».8
Как и в мусульманском так и в индусском правах сочетаются и нормы обычаев, и юридические нормы. Удивительные по своей природе правовые системы, которые всегда будут жить в нашем мире, ибо вера крепка. И навряд ли мусульмане когда-то откажутся от Аллаха (соответственно и Корана), а Индусы забудут о кастовом разграничении общества. Африканцы всегда будут заниматься шаманизмом, и соблюдать древние традиции. Для этих народов это жизнь, а мы уже давно отошли от этого.
Изучать эти системы очень интересно, но, даже прочитав все книги невозможно понять все тонкости правовой системы, в них все взаимосвязано, одно идет от другого.
Но современный мир все равно постепенно меняет эти системы, и современные правовые системы вторгаются и видоизменяют их, хотя вера всегда остается на первом месте.
1. Давид, Р. Основные правовые системы современности/ Р.Давид, К. Жоффре-Спинози.-М.: 1996.- 450с.
2. Сюкияйнен, Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики/ Л.Р. Сюкияйнен.- М.: 1986.- 346с.
3. Саидов, А.Х. Сравнительно правоведение (основные правовые системы современности): учебник/ А.Х.Саидов.- Под ред. Проф. В.А. Туманова.- М.: Юристъ,2000.- 448с.
4. Теория государства и права: учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Перевалова и проф. В.М Корельского.- 2-е изд., изм. и доп.- М.: Норма, 2000.- 616с.
5. Теория государства и права: учебник/ Под ред. Проф. В.В. Лазарева.- М.: новый Юрист, 1997.- 432с.
6.Теория государства и права: учебник/ Под ред. В.К.Бабаева.- М.: Юристъ, 204.- 592с.
7. Теория государства и права: учебник/ Под ред. М.Н. Марченко.- 3-е изд., расширенное и доп.- М.: Зерцало, 2001.- 624с.
8. Теория государства и права: курс лекций/ под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2001.-776с.
1 Теория государства и права/ под ред. проф. В.В.Лазарева.- М.,1997
2 Теория государства и права/ под ред. Проф. В.М. Перевалова и проф. В.М. Корельского.- М., 2000
3 См. там же стр.4
4 Саидов, А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): учебник/ А.Х.Саидов; под ред. В.А.Туманова.-М.,2000
5 Давид,Р.Жоффре-Спинози,К. Основные правовые системы современности. М.,1996
6 Теория государства и права/ Под ред. Н.И. Матузвоа и А.В. Малько.- М., 2001
7 Теория государства и права/ по ред. В.К. Бабаева.- М., 2004
8 Сюкияйнен, Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики.- М., 1986
Информация о работе Традиционные и религиозные системы права