Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 08:04, курсовая работа
Проблема религиозных и традиционных правовых систем кажется мне достаточно актуальной. В наше время на ряду с всемирным прогрессом во всех отраслях, в том числе и в правовой, имеет место быть право в основном основанное на религии. Право возникшее десятки веков назад и до сих пор существующее, право сохранившее основную суть в условиях современного мира. Частичка старины и веры в усовершенствованном праве. Пусть и очень объемное по своей сути, сложное для понимания современного человека, но настолько ценное и единственное для истинного верующего.
Введение 3
Глава 1 ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА 4
Глава 2 МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ CИСТЕМА 6
2.1 Общее понятие 6
2.2 Основные источники мусульманского права 9
2.3 Ведущие отрасли мусульманского права 10
2.4 Развитие мусульманского права в современном мире 11
Глава 3 ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ ИНДИИ 15
3.1 Общее понятие 15
3.2 Современное индусское право 17
3.3 Влияние общего права на индусское право 19
Глава 4 АФРИКАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА 20
4.1 Общее понятие 20
4.2 Традиционное африканское право 21
4.3 Влияние основных правовых систем на традиционное право Африки 22
4.4 Африка в современном мире 23
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Проблема религиозных и традиционных правовых систем кажется мне достаточно актуальной. В наше время на ряду с всемирным прогрессом во всех отраслях, в том числе и в правовой, имеет место быть право в основном основанное на религии. Право возникшее десятки веков назад и до сих пор существующее, право сохранившее основную суть в условиях современного мира. Частичка старины и веры в усовершенствованном праве. Пусть и очень объемное по своей сути, сложное для понимания современного человека, но настолько ценное и единственное для истинного верующего.
В каждой стране действует множество разнообразных по содержанию и формам выражения юридических норм, но все они служат общим целям и задачам. Всякая новая норма вплетается в существующую правовую ткань: ее регулятивные свойства в значительной мере определяются качествами всего правового целого. Иными словами, множество юридических норм образует систему права. Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей. Это понятие выражает очень важную идею, а именно: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и тоже время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему.
В соответствии с этими критериями можно выделить следующие правовые системы:
۰Семья Романо-германского права (Континентального права)
۰Семья Англо-саксонского права (Общего права)
۰Семья религиозно-традиционного права
۰Семья социалистического права1
Правовые системы многих стран Азии и Африки не обладают той степенью единства, которая свойственна Англо-Саксонской, Романо-Германской, Социалистической и другим правовым системам. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно, все эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции. Что в западных странах. Считается, что принципы, которыми руководствуются незападные страны, бывают двух видов:
1.признается большая ценность
права, но само право понимаетс
2.отбрасывается сама идея
К первой группе относятся страны мусульманского, индусского и иудейского права, ко второй – страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.
мировой правовой культуры, одна из
самостоятельных правовых систем
современности.
Под мусульманским правом в широком смысле слова понимается комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления, предписания, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом ислама, нравственные и юридические нормы.2
Правовые системы
Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку, через своего Пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Правда, согласно теории мусульманского права, божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что и ушли века кропотливой работы мусульманских юристов-факихов. Однако их усилия были направлены не на создание нового права, а лишь на то, чтобы приспособить данное Аллахом правок практическому использованию.
Поскольку, согласно исламу, мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы общественной жизни, а не только те, которые обычно относятся к правовой сфере. Так, мусульманское право в широком смысле определяет молитвы, которые мусульманин должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен совершать. Причем к соблюдению этих правил нельзя принуждать. В этом смысле мусульманское право рассматривается как единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включается в себя, как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные, а так же обычаи.
Хотя ислам – самая молодая из трех мировых религий (его возраст приближается к четырнадцати векам), он получил очень широкое распространение.
У истоков всех мусульманских правовых школ, суннитских и шиитских, учения которых признаются, стояли две школы – школа Медины и Иранская школа. Эти старейшие школы использовали обычное право, укоренившееся на контролируемых ими территориях, и приспособили его к потребностям исламской веры. В силу исторических причин сегодня насчитывается: четыре суннитских – ханифитская, маликитская, шафиитская, ханбалитская; и три шиитских – джафаритская, исмаилитская, зейдитская школы мусульманского права. Каждая школа имеет свою юридическую методику и концепцию, и каждая претендует на то, чтобы считаться самостоятельной системой мусульманского права.
Мусульманское право базируется на непререкаемых постулатах, придающих системе незыблемость. Мусульманские юристы осуждают все, что в какой-то мере неопределенно или случайно. По своей структуре правовые нормы, сформированные этими юристами, всегда основаны на внешних факторах. Мотивы и намерения индивида никогда не принимаются во внимание. Все психологические элементы сознательно исключаются из рассмотрения. Закон в понятии позднеримского и Романо-германского права в мусульманском правопонимании не существует. Теоретически только Бог имеет законодательную власть. В действительности, единственным источником мусульманского права являются труды ученых юристов. Мусульманское право представляет собой замечательный пример права юристов. Оно было создано и развивалось частными специалистами. Правовая наука, а не государство играет роль законодателя: учебники имеют силу закона. При рассмотрении дела судья никогда прямо не обращается к Корану или сунне – преданиям о Пророке. Вместо этого он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан.
Мусульманское право как совокупность определенных норм сформировалось за первые два века существования ислама. Последующие века практически не принесли ничего нового. Этот застой приписывается так называемому закрытию врат человеческих усилий – иджтихаду. Однако шиитские школы никогда не признавали этого «закрытия». Поэтому право шиитов всегда было гораздо более гибким, чем право, исповедуемое суннитскими школами. В целом вплоть до XIX в. эволюция мусульманского правосознания находила свое отражение преимущественно в религиозно-юридических комментариях и сборниках фетв, которые по-новому истолковывали традиционные положения и принципы шариата, никогда не отвергая их прямо и не изменяя их привычного звучания. Этому способствовали сравнительно медленные темпы общественного развития, господство религиозной формы общественного сознания.
К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих.
Четыре корня-источника:
1) Коран – священная книга ислама
2) Сунну, или традиции, связанные с посланцем Бога
3) Иджму, или единое соглашение мусульманского общества
4) Кийас, или суждение по аналогии3
История мусульманского права начинается с Корана – собрания изречений Пророка Мухаммеда, составленного через несколько лет после его смерти. Коран состоит главным образом из положений, касающихся нравственности и носящих слишком общий характер, чтобы быть точными и целенаправленными. Например, Коран поучает мусульманина выказывать сострадание слабым неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятку судьям, уклоняться от ростовщичества и азартных игр. Однако в нем не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов,правила поведения касаются большей частью молитвенных ритуалов, поста и паломничества. Даже в тех случаях, когда Коран затрагивает проблемы права в узком смысле, относящиеся, например, к семейному праву, он не содержит единой системы правил, а лишь предлагает решение нескольких проблем, которыми занимался Пророк Мухаммед, будучи судьей. Согласно Корану, в этой роли Пророк Мухаммед всегда исходил из положений обычного права, изменяя его только тогда, когда оно казалось ему недостаточным или противоречило его политической цели заменить старый арабский трайбализм сообщностью людей, связанных с верой в Аллаха. Так, в обычном праве арабов Муххамед нашел правило, согласно которому право наследования имели только родственники покойного мужского пола. Мухаммед изменил это правило, признав, что дочери, вдовы и сестры умершего имеют определенные права наследования наравне с наследниками мужского пола. Этим обозначился переход от традиционной патриархальной организации племени к новой модели, в которой семья являлась основной ячейкой общества4.
Вторым по значимости источником права после Корана является сунна – собрание преданий (хадисов) о поступках и высказываниях о Пророке Мухаммеде. Сунна явилась итогом толкования Корана в первые десятилетия после смерти Пророка и отражала политическую и религиозную борьбу вокруг его наследства.
Юридические нормы, содержащиеся в Коране и сунне, мусульманские ученые-юристы считают имеющими божественное происхождение и в принципе неизменными в отличии от правил поведения, сформулированных на основе других источников мусульманского права.
Из четырех-корней источников важнейшее значение имеет согласованное заключение правоведов-факихов, поскольку в конечном счете именно оно определяет с использованием аналогии или без нее, какое справедливое правило закона можно извлечь из Корана или сунны. Появление этих источников мусульманского права было в юридическом плане обусловлено тем, что Коран не был полным сводом юридических норм, а сунна, наоборот представляла собой громадное множество (многие тысячи хадисов), которые зачастую противоречили друг другу и в которых простые мусульмане и даже судьи практически не могли самостоятельно разобраться.
В трудах мусульманских
ученых-юристов отсутствует
Мусульманское уголовное право основано прежде всего на различии между твердо установленными (худуд) и дискреционными (та’зир) наказаниями. К установленным – весьма жестким – мерам наказания приговаривают только за шесть преступлений.Это убийство, прелюбодеяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, воровство, употребление спиртных напитков, вооруженное ограбление и бунт. Кроме наказания за перечисленные преступления кади (судья) мог по своему усмотрению наказывать за любое другое нарушение закона. Следовательно, ему предоставлялась большая свобода усмотрения, и ряд мусульманско-правовых норм были созданы именно таким путем.
До начала XIX в. социально-экономическое положение народов мусульманского мира изменялось очень медленно и шариат, несмотря на неизменность его положений, вполне отвечал их потребностям. Однако с упадком Османской империи на Ближнем Востоке усилилось политическое влияние западноевропейских государств. Мусульманские лидеры после контакта с внешним миром осознали, что для того, чтобы выдержать политическую и экономическую конкуренцию с европейскими государствами, необходима модернизация государственной и правовой системы. Естественно, все предложения о реформе в мусульманском государстве и праве противоречили традиционной исламской доктрине, согласно которой божественные предписания непреложны и не должны укладываться в законодательные рамки. Тем не менее процесс законодательных реформ начался, и в сферу отношений, которые раньше регламентировало лишь мусульманское право, вторглись нормативные источники европейского происхождения. Этот процесс, начавшийся в середине XIX в., затронул прежде всего сферы, в которых конфликт с традиционным мусульманским правом был не слишком острым: торговое право и процесс, морское право. Однако власти Османской империи пошли еще дальше. Была принята Маджалла – закон из 1851 статьи. Это была попытка создать свод мусульманско-правовых норм в области права собственности и обязательственного права на основе выводов ханифитской школы. Семейное и наследственное право не было кодифицировано.
Информация о работе Традиционные и религиозные системы права