Традиционные и религиозные системы права

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Проблема религиозных и традиционных правовых систем кажется мне достаточно актуальной. В наше время на ряду с всемирным прогрессом во всех отраслях, в том числе и в правовой, имеет место быть право в основном основанное на религии. Право возникшее десятки веков назад и до сих пор существующее, право сохранившее основную суть в условиях современного мира. Частичка старины и веры в усовершенствованном праве. Пусть и очень объемное по своей сути, сложное для понимания современного человека, но настолько ценное и единственное для истинного верующего.

Содержание

Введение 3
Глава 1 ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА 4
Глава 2 МУСУЛЬМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ CИСТЕМА 6
2.1 Общее понятие 6
2.2 Основные источники мусульманского права 9
2.3 Ведущие отрасли мусульманского права 10
2.4 Развитие мусульманского права в современном мире 11
Глава 3 ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ ИНДИИ 15
3.1 Общее понятие 15
3.2 Современное индусское право 17
3.3 Влияние общего права на индусское право 19
Глава 4 АФРИКАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА 20
4.1 Общее понятие 20
4.2 Традиционное африканское право 21
4.3 Влияние основных правовых систем на традиционное право Африки 22
4.4 Африка в современном мире 23
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

традицион и религ сист пр.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Необходимость такого шага обусловливалась тем, что светские суды, только что получившие полномочия на рассмотрение споров касающихся собственности и обязательств, едва ли могли опираться на средневековые своды законов. Новшество же состояло в том, что впервые правила шариата облеклись в форму параграфов в европейском стиле и вводилась в действие с санкции государства.

Маджалла применялась  в Турции до середины 20-х годов, а  в ряде арабских стран  - до середины XX в. В настоящее время она почти нигде не действует, но продолжает считаться одним из авторитетнейших источников мусульманского права.

          Стремясь избежать множественности подходов, османские халифы обнародовали еще в XV-XVI вв. законы под названием «кануннама», имевшие форму уголовно-правовых предписаний (танзимат). В 1840 г. В Османской империи был принят Уголовный кодекс, составленный под влиянием Французского уголовного кодекса 1810 г. В дальнейшем большая часть мусульманских стран последовала этому примеру. К середине XX в. сложилось представление, что, за исключением стран Аравийского полуострова, классическое мусульманское уголовное право нигде в полном объеме не действует5.

Однако развитие оказалось  зигзагообразным. Одновременно с активизацией ислама прошел процесс исламизации мусульманского права. Принятая в 1979 г. И обновленная в 1989 г. Конституция Исламской Республики Иран провозгласила, что все законодательство, в том числе и уголовное, должно соответствовать шариату, а суды в борьбе с преступностью обязаны применять установленные им меры наказания. Так, ст. 2 Конституции Ирана гласит: «Исламская республика – это система правления, основанная на вере в:

1)единого Бога, в то, что он устанавливает законы  шариата и что человек должен покоряться его воле;

2)божественные откровения  и их основополагающую роль  в толковании законов;

3)страшный Суд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу.

Статья ст.57 устанавливает, что управление осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями под контролем имама.

В апреле 1981г. Вступил  в силу так называемый закон о кисасе, 199 статей которого повторяют положения традиционного мусульманского уголовного права (широкое применение смертной казни, наказание плетьми, побитие камнями, наказание по принципу Талиона). Процесс исламизации уголовного права затронул и другие страны (Пакистан, Судан, Мавританию). Наиболее активно применяются уголовные нормы шариата в странах Аравийского полуострова.

Мусульманское судоустройство отличалось простотой. Единоличный  судья рассматривал дела всех категорий. Иерархии судов не существовало. В настоящее время некоторые мусульманские страны (например, Египет) полностью отказались от мусульманских судов. Однако в большинстве арабских стран они продолжают играть немалую роль в механизме социального действия права. Кое-где (например, в Судане) система мусульманских судов приняла даже многоступенчатый характер (несколько инстанций), в некоторых странах имеются параллельные системы мусульманских судов, соответствующих разным толкам, как, например, суннитские и джаффаратские суды в Ираке и Ливане. В одних государствах мусульманские суды в своей компетенции ориентированы на рассмотрение дел преимущественно личного статуса, в других (страны Аравийского полуострова и персидского залива) компетенция их шире и включает рассмотрение гражданских и уголовных дел. Как правило, к судьям предъявляются высокие квалификационные требования в плане их религиозно-правовой подготовки.

  Правовые системы разных мусульманских государств при их общности, единстве в главном, имеют в тоже время и существенные различия в структуре права, правовых учреждений, правовой культуре, эффективности правового регулирования. Такие различия существуют, например, между правовыми системами Саудовской Аравии, Ирана, Пакистана, Судана и правовыми системами такой группы государств, как Египет, Сирия, Ирак, Марокко, Иордания, Алжир.

Во второй половине XIX – XX в. Развитии права мусульманских стран проходит  под воздействием правовых систем Запада, романо-германского права и общего права. В странах мусульманского права вместе с комплексом норм «личного статуса» (брак, наследование, завещание, правосубъектность) сформировались такие отрасли права, как гражданское и торговое право, государственное, административное, трудовое, судебно-процессуальное, уголовное права. Проводится систематизация законодательства, разработаны и приняты кодексы, совершенствуется организация и деятельность судов. В ряде стран сохранились и действуют мусульманские суды, юрисдикция которых включает прежде всего рассмотрение дел личного статуса. В других странах (государства Аравийского полуострова, Персидского залива) действует многоуровневая система мусульманских судов. Эти суды рассматривают дела, относящиеся не только к личному статусу, но и гражданские и уголовные6.

Рационалистически настроенные правоведы мусульманских стран внимательно изучают правовые системы и опыт стран Западной Европы и Америки, проводят работу по совершенствованию своих национальных  систем права, опирающихся на идеологию ислама.

 

 

 

 

 

 

Глава 3 ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ ИНДИИ

3.1 Общее понятие

Индия занимает второе место  по численности населения. Выходцы  из Индии проживают также в  странах Юго-Восточной Азии и  в ряде стран Африки. Правовая система индии обладает оригинальностью, отражает самобытность истории развития страны, ее народа, а также воздействие английского права, особенно в период, когда она была колонией Англии. Для понимания права Индии, правосознания ее народа в современных условиях необходимо обратиться к индусскому праву, которое имеет многовековую историю. Индусское право – это религиозная правовая система, право общины, исповедующей индуизм в Индии и других странах Юго-Восточной Азии и Африки. Главной чертой индусского права является его органическая связь с религией.

Классическое индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Индуизм признает первенствующую роль заповедей и нравоучений для разных каст – слоев общества. Духовные книги служили важнейшими путеводителями людей и способствовали внедрению в их сознание и поведение представлений о справедливости и совести. Обычаи и решения каст, подкаст, общин служили разрешению споров. Послушание человека как части целого формировались изнутри, вследствие чего правовые нормы, судебные споры и прецеденты долгое время не играли заметной роли.

Основу индуизма составляют учения о перевоплощении души и о  карме. Согласно этим учениям, все хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, образуют зародыш его следующего существования, которое определяется моральным качеством истекшей жизни.

Каста – это группа людей, объединенных специфическими занятиями  или профессиями. Они подчиняются  своду правил, регулирующих их поведение в общении между собой и, что еще важнее, по отношению к членам других каст. Существует несколько тысяч каст и подкаст. Традиционно выделяются четыре большие группы: брахманы (первоначально священнослужители), кшатрии(воины), вайшья(торговцы) и шудра (слуги и ремесленники).

Переход из одной касты  в другую невозможен, несмотря на служебные  успехи, богатство и политическую власть. Касты образуют иерархию, подкрепляемую идеей о том, что каждая из них обладает своей «чистотой», которая не должна быть запятнана контактом с некоторыми предметами, общением с членами низших каст.

На основе положений  индийской Конституции 1950 г. К настоящему времени отменены все правила, регулировавшие привлечение к ответственности за нарушение понятий о кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской местности, и сегодня придерживаются традиционных правил поведения. До сих пор крайне редко заключаются браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к высшей касте. Нечасто и вдовы вторично выходят замуж, хотя в 1956 г. Было отменено старое правило индусского права, по которому такой брак признавался недействительным,  а дети от него – незаконнорожденными.

Классическая индусская  система права – одна из древнейших в мире. Веды – сборники индийских  религиозных песен, молитв, гимнов и  присловий, созданные на разных отрезках II тысячелетия до н.э. и раньше, - содержат древнейшие тексты, отдельные строки которых можно истолковать как правила поведения. Но хотя индусы считают веды божественным откровением и источником религии и права, их практическое влияние на духовную жизнь индусского населения было весьма незначительным.

Древнейшие произведения индусской литературы, часть которых  можно охарактеризовать как юридические справочники, называются «смрити», что в переводе с санскрита означает «дарованная» мудрость старых жрецов и ученых.

 

Затем появились дхармасутры – первые книги по вопросам права, детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя по отношению  к богам, царю, жреца, свои предкам, родственникам, соседям и животным. Однако эти правила – на санскрите дхарма – не делают четкого различия между требованиями религии, морали и права.

Дальнейшее развитие классического индусского права  связанно с дхармашастрами – обширными сводами правил дхарма, которые приписывают известным ученым. Из этих творений особенно хорошо известны дхармашастры Ману – дошедший до нас из II в. до н.э. сборник правил, приписываемых царю Ману. В дхармашастрах впервые можно найти относительно упорядоченную сумму правил, которые можно назвать юридическими.

3.2 Современное индусское  право

В ходе борьбы за национальную независимость обсуждался план полной кодификации индусского права, и вскоре после провозглашения государственной независимости в 1947 г. Правительство Индии представило на рассмотрение парламента проект Индусского кодекса, который должен был охватить семейное и наследственное право. Однако в результате сопротивления консервативных сил, проект был снят с повестки дня и правительство пошло по пути подготовки отдельных законопроектов. Такая тактика удалась. Первым в 1955 г. Вступил в силу закон о браке, унифицировавший брачное право индусов и приспособивший его к современному мировоззрению. По традиционному учению дхармашастры, брак – таинство, означающее начало нерушимого союза супругов. Поэтому ортодоксальные индуисты смотрели на развод как на нечто недопустимое, хотя во многих областях Индии среди низших каст он разрешался обычаем. Расторжение брака в принципе воспрещалось, но в определенных условиях муж мог взять вторую жену, если, например, первая не выполняла супружеских обязанностей. Однако полигамия никогда не была широко распространена среди индусов. Брак обычно совершался по указанию родителей будущих супругов. Такое положение во многом сохранилось и по сегодняшний день. По правилам дхармашастры, для вступления в брак не требовалось ни согласия будущих супругов, ни достижения определенного минимального возраста. Вместе с тем индусское право создало удивительно много препятствий к браку: запрещались браки между членами разных каст, даже между очень дальними родственниками. Эти правила соблюдаются и сегодня, особенно  в сельских районах Индии. В этом отношении закон о браке по степени родства, отменивший запрет на брак между членами разных  каст, возможно, несколько определил социальную действительность.

В 1956 г. Вступили в действие еще три закона: закон о несовершеннолетних и опекунстве, закон о наследовании, закон об усыновлении и о выплате средств на содержание членов семьи.

Таким образом, к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права, судьи  руководствуются прежде всего новыми законами и прецедентами.

В современный  период индусское право – это  совокупность норм, применяемых только к индусской части населения  Индии. Индусское право и право  Индии в современных условиях – это не одно и то же. Различия здесь примерно такие же, как различия между мусульманским правом и правом отдельной мусульманской страны.  Право Индии – это национальное право, совокупность норм, действующих на территории всего государства, это индийское право.

3.3 Влияние общего права  на индусское право

Классическое индусское право претерпело существенные изменения в период английской колониальной экспансии.

Англичане появились  в Индии тогда, когда там уже  была создана своя правовая культура. Как и во многих других случаях, созданные  английские суды не отвергали тех норм, которыми руководствовались жители Индии. Слиянию индусского, мусульманского и английского общего права способствовало то, что в Индии не существовало отдельной системы религиозных судов. Все споры решались судами общего права.

В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы  очень скоро заменили нормы английского общего права. Иначе обстояло дело в области семейного и наследственного права, где все тяжбы, касающиеся наследования, брака, касты и других обычаев или институтов, решались в соответствии с нормами индусского права. Британским судьям было нелегко применять нормы, которых в начале они вообще не знали. Поэтому к судам прикрепили пандитов – образованных индусов, у которых судьи могли получить информацию по тому или иному вопросу. От такой практики отошли в 1864 г. К тому времени судьи приобрели опыт, увеличилось число книг по вопросам права и, что самое главное, накопились судебные прецеденты. Однако правило прецедента, свойственное английскому общему праву, далеко от традиций индусского права, которое вовсе не считает судебное решение обязательным. В Индии прецедентное право вступило в сложное взаимодействие с нормами индусского и мусульманского права. И в итоге сложилось, что-то вроде агло-индусского права. Несмотря на влияние английского права, полного вытеснения индусского права не произошло и отдельные его традиционные нормы и институты продолжали действовать.

Сформировавшись еще  в древности и пройдя двухтысячелетний и сложный путь исторического  развития, индусское право сохранило свое регулирующее значение (пусть и в ограниченных пределах) вплоть до настоящего времени и выступает ныне одним из важнейших компонентов правовой системы индийского общества.7

Глава 4 АФРИКАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

4.1 Общее понятие

Африканская правовая семья охватывает правовые процессы на громадном континенте. В результате особенностей исторического развития право африканских государств, обретших национальную независимость в результате распада колониальной системы, сочетается на пороге XIX столетия с элементами старого, с религиозным правом, обычным правом, которое все еще действует в относительно широкой сфере общественных отношений.

Термин «обычное право» чаще всего используется для обозначения  традиционного права, существовавшего  у африканских народов до колонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров «племенного законодательства», традиционное право представляло собой преимущественно совокупность неписанных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение. Английский юрист А.Эллот отмечал, что африканское обычное право не знало юридических произведений. Не было ни юридических текстов, ни манускриптов по вопросам права, ни сформулированных на бумаге исковых заявлений, ни повесток в суд, ни орденов на выполнение судебных постановлений, ни письменных документов о передаче имущества, ни ученых комментариев докторов права.

Информация о работе Традиционные и религиозные системы права