Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 08:10, реферат
Тоталитарное государство есть вс е объемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапрещенное - позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное - запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан.
Введение
1. Теоретические основы тоталитаризма
1.1 Формирование теории тоталитаризма
1.2 Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания
2. Сущность и условия функционирования тоталитарного режима
2.1 Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства тоталитаризма
2.2 Социальные источники тоталитаризма
2.3 Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма
3. Исторические формы тоталитаризма
3.1 Разновидности тоталитарного режима
3.2 Тоталитаризм и современность
Заключение
Список источников и литературы
3) активная мобилизация
населения на выполнение
Известный теоретик
К. Поппер усматривал черты тоталитарной
организации власти и общества в
строгом классовом делении
В этих описаниях
тоталитарных порядков главный упор делался
на определенных характеристиках государства.
Однако само по себе государство не может
стать системой тотального контроля, поскольку
в основе своей ориентировано на закон
и установленную им систему регламентации
поведения граждан. Тоталитаризм же делает
ставку на власть, рождаемую волей «центра»
как специфической структуры и института
власти. При данном политическом устройстве
в обществе формируется система власти,
стремящаяся к абсолютному контролю над
обществом и человеком и не связанная
ни законом, ни традициями, ни верой. Диктатура
становится здесь формой тотального господства
над обществом этого «центра» власти,
его всепоглощающего контроля за социальными
отношениями и систематического применения
насилия. То есть тоталитаризм -- это политическая
система произвола власти.
Установление
тоталитарных политических порядков не
является непосредственным продолжением
деятельности предшествующего легитимного
режима власти и связанных с ним
общественных традиций. Тоталитарные
режимы, а впоследствии и системы рождались
как воплощение определенных политических
проектов, предусматривавших построение
властью «нового» общества и отметавших
при этом все то, что не соответствует
или мешает реализации таких замыслов.
Главный акцент в этой политике делался
на отрицание старого порядка и утверждение
«нового» общества и человека. Например,
советский режим последовательно пытался
полностью уничтожить во всех сферах общественной
жизни любые проявления буржуазных отношений,
образцы складывавшейся в обществе предпринимательской
культуры, либерально-демократические
идеи, не регламентированную властью гражданскую
активность населения Соловьев А.И. Политология:
Политическая теория, политические технологии:
Учебник для студентов вузов. - М., 2001. .
Наиболее важным
механизмом формирования таких политических
и социальных порядков, подлинным движителем
этого процесса являлись идеологические
факторы. Именно идеология определяла
социальные горизонты развития общества
на пути утверждения того или иного политического
идеала, формировала соответствующие
институты и нормы, закладывала новые
традиции, создавала пантеоны своих героев,
ставила цели и задавала сроки их реализации.
Только идеология оправдывала реальность,
привносила смысл в действия властей,
в социальные отношения, культуру. Все,
что отрицалось идеологическим проектом,
подлежало уничтожению, все, что предписывалось
им, -- непременному воплощению. Занимая
центральное место в политических механизмах,
идеология превращалась из инструмента
власти в саму власть. В силу этого и тоталитарный
политический режим, и тоталитарная система
политической власти становились разновидностью
идеократии, или, с учетом священного для
властей характера этой доктрины, «обратной
теократией» (Н. Бердяев).
В качестве условий
формирования тоталитаризма выделяются
следующие: резкая ломка устоявшихся структур,
маргинализация различных социальных
групп; разрушение или отсутствие сфер
деятельности гражданского общества;
появление современных СМИ; деформация
политического сознания; отсутствие демократических
традиций, предрасположенность массового
общественного сознания к насильственным
способам решения вопросов; накопление
государственного опыта решения социальных
проблем путем мобилизации многомиллионных
масс населения; наличие возможностей
для создания разветвленного аппарата
репрессий и насилия Арендт Х. Начала тоталитаризма//
Антология мировой политической мысли.
Т.2 / Отв. ред. Т.А. Алексеева. - М., 2007..
В обощенном
виде можно выделить следующие характерные
черты тоталитаризма:
-- высокая концентрация
власти, ее проникновение во все
сферы жизни общества. Власть
претендует на роль выразителя
высших интересов народа; общество
отчуждено от власти, но не
осознает этого. В
-- формирование
органов власти осуществляется
бюрократическим путем и
-- существует
единственная правящая партия
во главе с харизматическим
лидером. Ее партийные ячейки пронизывают
все производственно-
-- демократические
права и свободы носят
-- в обществе
функционирует только одна
-- в тоталитарных
идеологиях история предстает преимущественно
как закономерное движение к определенной
цели (мировое господство, построение
коммунизма), во имя которой оправдываются
любые средства;
-- власть обладает
монополией на информацию и
полностью контролирует
-- власть располагает
мощным аппаратом социального
контроля, принуждения и запугивания
населения. Репрессивный аппарат имеет
особые полномочия;
-- государственные
органы жестко контролируют
-- политическая
социализация имеет целью
-- государственное
устройство носит унитарный
Тоталитарные
системы относятся не к саморазвивающимся
образованиям, основывающимся на естественно-исторических
механизмах эволюции (частный интерес,
свободный индивид, частная собственность,
неравенство), а к мобилизационным. Мобилизационные
системы функционируют за счет использования
ресурсов страха и принуждения. Они даже
могут достигать определенных успехов
в решении стратегических задач (например,
в проведении индустриализации, структурной
перестройки, прорыва в космос и т. д.).
Однако ресурсы
страха и принуждения недостаточно
долговечны и требуют постоянного
внешнего стимулирования. Для этого
правящая элита формирует «образы
врага» (внутреннего и внешнего)
для концентрации социальной энергии
масс при решении конкретных задач. Не
случайно несущей конструкцией тоталитарных
режимов оказываются массовые партии,
обладающие монополией на власть. Они
становятся элементами государства, сращиваясь
с ним.
Конечно, нельзя
ограничивать ресурсы тоталитарных
режимов только принуждением и страхом
в чистом виде. Кроме того, тоталитарный
тип власти апеллирует и к ценностям (либо
классовым, либо национальным), проводит
тотальное промывание мозгов. Однако мобилизационные
системы должны формировать и собственную
социальную базу, на которую могли бы опереться.
Поэтому можно выделить и третий ресурс,
который используют тоталитарные режимы
- вознаграждение индивидов, групп или
целых социальных классов символическими
или статусными знаками отличия (повышение
статуса, предоставление экономических
или материальных преимуществ определенным
категориям или населению в целом) Политология.
Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика.
- М., 2005..
2.2 Социальные
источники тоталитаризма
Однако объяснить
установление тоталитаризма только способностью
правящей элиты подчинить все общественные
процессы реализации коллективной цели
недостаточно. Оказывается, что эта способность
подпитывается ментальностью и культурой
населения, историческими традициями,
социальной и экономической структурой
общества.
До XX в. установление
тоталитаризма осложнялось
Растущее разделение
и специализация индустриального труда
разрушали патриархальные, традиционные
коллективистские связи и ценности, прежние
формы социально-культурной идентификации.
Усиливалась отчужденность личности,
ее беззащитность перед безжалостным
миром рыночной стихии и конкуренции.
Рынок создал иную систему ценностей и
предпочтений - индивидуально-достижительную,
к которой доиндустриальный или зависящий
от государства работник не сразу адаптировался.
В этих условиях
у работника, выбитого из прежней
системы социальных связей (коллективистско-
Громадный управленческий
аппарат государства, бюрократия, чиновничество,
служит своеобразным «приводным ремнем»
политики правящих кругов. Свою роль в
распространении подобных социальных
стандартов и предрассудков сыграли
и определенные слои интеллектуалов
(интеллигенции), которые систематизировали
эти народные чаяния, превратив их в морально-этическую
систему, оправдывающую эти ментальные
традиции и придавшую им дополнительный
общественный резонанс и значение.
Дифференциация
социальных ролей и функций, обусловленная
разделением труда в индустриальных обществах,
усиливала взаимозависимость индивидов
и групп в рамках социума. Потребность
в преодолении этого многообразия и обеспечении
целостности социально-дифференцированного
общества заметно повышала интегративную
роль государства и сокращала объемы индивидуальной
свободы.
Объективно благоприятные
предпосылки для формирования тоталитарных
режимов вовсе не означают фатальной
неизбежности их установления - все
зависит от зрелости гражданского общества,
наличия демократической политической
культуры, развитых демократических традиций.
Названные факторы позволили большинству
индустриально развитых стран преодолеть
кризис 1929 - 1933 гг. и сохранить институты
демократии Джилас М. Лицо тоталитаризма.
- М., 2003..
Исторический
опыт показывает, что тоталитарные
режимы чаще всего возникают при
чрезвычайных обстоятельствах: в условиях
нарастающей нестабильности в обществе;
системного кризиса, охватывающего
все сферы жизни; необходимости
решения какой-либо стратегической
задачи, чрезвычайно важной для страны.
Так, возникновение фашизма в странах
Западной Европы было реакцией на кризис
либеральных ценностей и институтов парламентаризма,
оказавшихся не в состоянии обеспечить
стабильность и интеграцию системы в условиях
глубокого кризиса 1929 - 1933 гг. Формирование
коммунистического тоталитаризма в советском
обществе было обусловлено, при всех прочих
причинах, необходимостью проведения
индустриализации в исторически сжатые
сроки, что было возможно при условии концентрации
власти в руках лидера и узкого круга его
сторонников.