Тоталитарное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 08:10, реферат

Описание работы

Тоталитарное государство есть вс е объемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапрещенное - позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное - запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан.

Содержание

Введение


1. Теоретические основы тоталитаризма


1.1 Формирование теории тоталитаризма


1.2 Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания


2. Сущность и условия функционирования тоталитарного режима


2.1 Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства тоталитаризма


2.2 Социальные источники тоталитаризма


2.3 Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма


3. Исторические формы тоталитаризма


3.1 Разновидности тоталитарного режима


3.2 Тоталитаризм и современность


Заключение


Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

3) активная мобилизация  населения на выполнение политических  и социальных задач с помощью  целого ряда монополистических  институтов, включая единственную, массовую партию, которые практически  душат в зародыше любую форму  автономной общественной и политической организации. 

Известный теоретик К. Поппер усматривал черты тоталитарной организации власти и общества в  строгом классовом делении последнего; в отождествлении судьбы государства  с судьбой человека; в стремлении государства к автаркии, навязывании государством обществу ценностей и образа жизни господствующего класса; в присвоении государством права на конструирование идеального будущего для всего общества и т.д Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. - М., 2005.. 

В этих описаниях тоталитарных порядков главный упор делался на определенных характеристиках государства. Однако само по себе государство не может стать системой тотального контроля, поскольку в основе своей ориентировано на закон и установленную им систему регламентации поведения граждан. Тоталитаризм же делает ставку на власть, рождаемую волей «центра» как специфической структуры и института власти. При данном политическом устройстве в обществе формируется система власти, стремящаяся к абсолютному контролю над обществом и человеком и не связанная ни законом, ни традициями, ни верой. Диктатура становится здесь формой тотального господства над обществом этого «центра» власти, его всепоглощающего контроля за социальными отношениями и систематического применения насилия. То есть тоталитаризм -- это политическая система произвола власти. 

Установление  тоталитарных политических порядков не является непосредственным продолжением деятельности предшествующего легитимного  режима власти и связанных с ним  общественных традиций. Тоталитарные режимы, а впоследствии и системы рождались как воплощение определенных политических проектов, предусматривавших построение властью «нового» общества и отметавших при этом все то, что не соответствует или мешает реализации таких замыслов. Главный акцент в этой политике делался на отрицание старого порядка и утверждение «нового» общества и человека. Например, советский режим последовательно пытался полностью уничтожить во всех сферах общественной жизни любые проявления буржуазных отношений, образцы складывавшейся в обществе предпринимательской культуры, либерально-демократические идеи, не регламентированную властью гражданскую активность населения Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М., 2001. . 

Наиболее важным механизмом формирования таких политических и социальных порядков, подлинным движителем этого процесса являлись идеологические факторы. Именно идеология определяла социальные горизонты развития общества на пути утверждения того или иного политического идеала, формировала соответствующие институты и нормы, закладывала новые традиции, создавала пантеоны своих героев, ставила цели и задавала сроки их реализации. Только идеология оправдывала реальность, привносила смысл в действия властей, в социальные отношения, культуру. Все, что отрицалось идеологическим проектом, подлежало уничтожению, все, что предписывалось им, -- непременному воплощению. Занимая центральное место в политических механизмах, идеология превращалась из инструмента власти в саму власть. В силу этого и тоталитарный политический режим, и тоталитарная система политической власти становились разновидностью идеократии, или, с учетом священного для властей характера этой доктрины, «обратной теократией» (Н. Бердяев). 

В качестве условий  формирования тоталитаризма выделяются следующие: резкая ломка устоявшихся структур, маргинализация различных социальных групп; разрушение или отсутствие сфер деятельности гражданского общества; появление современных СМИ; деформация политического сознания; отсутствие демократических традиций, предрасположенность массового общественного сознания к насильственным способам решения вопросов; накопление государственного опыта решения социальных проблем путем мобилизации многомиллионных масс населения; наличие возможностей для создания разветвленного аппарата репрессий и насилия Арендт Х. Начала тоталитаризма// Антология мировой политической мысли. Т.2 / Отв. ред. Т.А. Алексеева. - М., 2007.. 

В обощенном  виде можно выделить следующие характерные  черты тоталитаризма: 

-- высокая концентрация  власти, ее проникновение во все  сферы жизни общества. Власть  претендует на роль выразителя  высших интересов народа; общество  отчуждено от власти, но не  осознает этого. В тоталитарном  сознании власть и народ предстают  как единое, неразделимое целое; 

-- формирование  органов власти осуществляется  бюрократическим путем и неподконтрольно  обществу. Управление осуществляет  господствующий слой -- номенклатура; 

-- существует  единственная правящая партия  во главе с харизматическим  лидером. Ее партийные ячейки пронизывают все производственно-организационные структуры, направляя их деятельность и осуществляя контроль. Попытки создания альтернативных политических и общественных объединений подавляются. Происходит слияние госаппарата с аппаратом правящих партий и общественных организаций; 

-- демократические  права и свободы носят декларативный,  формальный характер. Вместе с  тем государство выполняет определенные  социальные функции, гарантируя  право на труд, образование, отдых,  медицинское обслуживание и пр.; 

-- в обществе  функционирует только одна идеология,  претендующая на монопольное  владение истиной. Все иные  идейные течения подвергаются  преследованию, оппозиционные взгляды  проявляются преимущественно в  форме диссидентства; 

-- в тоталитарных идеологиях история предстает преимущественно как закономерное движение к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма), во имя которой оправдываются любые средства; 

-- власть обладает  монополией на информацию и  полностью контролирует средства массовой информации, которые используются для манипулирования общественным сознанием. Политическая пропаганда служит целям прославления режима, сакрализации верховной власти; 

-- власть располагает  мощным аппаратом социального  контроля, принуждения и запугивания населения. Репрессивный аппарат имеет особые полномочия; 

-- государственные  органы жестко контролируют экономику,  обладая достаточно высокой способностью  мобилизации ресурсов и концентрации  усилий для достижения узко  ограниченных целей, например военного строительства, освоения космоса; 

-- политическая  социализация имеет целью воспитать  «нового человека», преданного  режиму, готового на любые жертвы  во имя «общего дела». Подавляются  проявления индивидуальности, насаждаются  представления о государстве как источнике распределения всех благ, поощряются угодничество и доносительство; 

-- государственное  устройство носит унитарный характер. Права национальных меньшинств  декларируются, но на деле ограничены  Мухаев Р.Т. Политология: учебник  для студентов юридических и гуманитарных факультетов. - М., 2006. . 

Тоталитарные  системы относятся не к саморазвивающимся  образованиям, основывающимся на естественно-исторических механизмах эволюции (частный интерес, свободный индивид, частная собственность, неравенство), а к мобилизационным. Мобилизационные системы функционируют за счет использования ресурсов страха и принуждения. Они даже могут достигать определенных успехов в решении стратегических задач (например, в проведении индустриализации, структурной перестройки, прорыва в космос и т. д.).  

Однако ресурсы  страха и принуждения недостаточно долговечны и требуют постоянного  внешнего стимулирования. Для этого  правящая элита формирует «образы  врага» (внутреннего и внешнего) для концентрации социальной энергии  масс при решении конкретных задач. Не случайно несущей конструкцией тоталитарных режимов оказываются массовые партии, обладающие монополией на власть. Они становятся элементами государства, сращиваясь с ним. 

Конечно, нельзя ограничивать ресурсы тоталитарных режимов только принуждением и страхом в чистом виде. Кроме того, тоталитарный тип власти апеллирует и к ценностям (либо классовым, либо национальным), проводит тотальное промывание мозгов. Однако мобилизационные системы должны формировать и собственную социальную базу, на которую могли бы опереться. Поэтому можно выделить и третий ресурс, который используют тоталитарные режимы - вознаграждение индивидов, групп или целых социальных классов символическими или статусными знаками отличия (повышение статуса, предоставление экономических или материальных преимуществ определенным категориям или населению в целом) Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. - М., 2005.. 

2.2 Социальные  источники тоталитаризма  

Однако объяснить  установление тоталитаризма только способностью правящей элиты подчинить все общественные процессы реализации коллективной цели недостаточно. Оказывается, что эта способность подпитывается ментальностью и культурой населения, историческими традициями, социальной и экономической структурой общества. 

До XX в. установление тоталитаризма осложнялось отсутствием  условий, которые могли бы обеспечить тотальный контроль государства  за обществом и личностью. Только с вступлением человеческого  общества в индустриальную фазу развития, ознаменовавшуюся появлением системы массовых коммуникаций, предоставившей возможности для идеологического контроля за обществом и тиражирования определенных ценностей, государство оказалось в состоянии целиком подчинить себе общество. 

Растущее разделение и специализация индустриального труда разрушали патриархальные, традиционные коллективистские связи и ценности, прежние формы социально-культурной идентификации. Усиливалась отчужденность личности, ее беззащитность перед безжалостным миром рыночной стихии и конкуренции. Рынок создал иную систему ценностей и предпочтений - индивидуально-достижительную, к которой доиндустриальный или зависящий от государства работник не сразу адаптировался. 

В этих условиях у работника, выбитого из прежней  системы социальных связей (коллективистско-корпоративных), но пока не вошедшего в индустриально-рыночную систему, возрастает желание найти защиту в лице сильного государства. Более обостренно данную потребность ощущают маргиналы, т. е. промежуточные слои, потерявшие социальные связи со своей прежней средой и группой. Им свойственны повышенная чувствительность, агрессивность, озлобленная завистливость, честолюбие, эгоцентричность. Именно маргиналы и крайняя форма их проявления - люмпены становятся социальной базой тоталитарных режимов. Следовательно, тоталитаризм явился реакцией социального и этнического маргинала на индивидуализм, на возрастающую сложность социальной жизни, жесткую конкуренцию, глобальное отчуждение индивида, бессилие перед окружающим враждебным миром. Маргинальные слои прельщали лозунги массовых партий (социалистических или национал-социалистических), которые обещали гарантировать социальную защищенность, стабильность, повышение жизненного уровня, уравниловку (под видом равенства) Бердяев Н.А. Истоки русского коммунизма. - М., 1990.. 

Громадный управленческий аппарат государства, бюрократия, чиновничество, служит своеобразным «приводным ремнем»  политики правящих кругов. Свою роль в  распространении подобных социальных стандартов и предрассудков сыграли  и определенные слои интеллектуалов (интеллигенции), которые систематизировали эти народные чаяния, превратив их в морально-этическую систему, оправдывающую эти ментальные традиции и придавшую им дополнительный общественный резонанс и значение. 

Дифференциация  социальных ролей и функций, обусловленная разделением труда в индустриальных обществах, усиливала взаимозависимость индивидов и групп в рамках социума. Потребность в преодолении этого многообразия и обеспечении целостности социально-дифференцированного общества заметно повышала интегративную роль государства и сокращала объемы индивидуальной свободы. 

Объективно благоприятные  предпосылки для формирования тоталитарных режимов вовсе не означают фатальной  неизбежности их установления - все  зависит от зрелости гражданского общества, наличия демократической политической культуры, развитых демократических традиций. Названные факторы позволили большинству индустриально развитых стран преодолеть кризис 1929 - 1933 гг. и сохранить институты демократии Джилас М. Лицо тоталитаризма. - М., 2003.. 

Исторический  опыт показывает, что тоталитарные режимы чаще всего возникают при  чрезвычайных обстоятельствах: в условиях нарастающей нестабильности в обществе; системного кризиса, охватывающего  все сферы жизни; необходимости  решения какой-либо стратегической задачи, чрезвычайно важной для страны. Так, возникновение фашизма в странах Западной Европы было реакцией на кризис либеральных ценностей и институтов парламентаризма, оказавшихся не в состоянии обеспечить стабильность и интеграцию системы в условиях глубокого кризиса 1929 - 1933 гг. Формирование коммунистического тоталитаризма в советском обществе было обусловлено, при всех прочих причинах, необходимостью проведения индустриализации в исторически сжатые сроки, что было возможно при условии концентрации власти в руках лидера и узкого круга его сторонников. 

Информация о работе Тоталитарное государство