Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 08:10, реферат
Тоталитарное государство есть вс е объемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапрещенное - позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное - запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан.
Введение
1. Теоретические основы тоталитаризма
1.1 Формирование теории тоталитаризма
1.2 Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания
2. Сущность и условия функционирования тоталитарного режима
2.1 Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства тоталитаризма
2.2 Социальные источники тоталитаризма
2.3 Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма
3. Исторические формы тоталитаризма
3.1 Разновидности тоталитарного режима
3.2 Тоталитаризм и современность
Заключение
Список источников и литературы
И все же большинство
ученых полагало, что концепт тоталитаризма
все же теоретически описывает реальные
политические порядки. Однако ряд ученых
видели в нем лишь разновидность
авторитарной политической системы. Американский
историк А. Янов представил тоталитаризм
как проявление универсальных, общеродовых
свойств государственной власти, которая
постоянно пытается расширить свои полномочия
за счет общества, навязывания ему своих
«услуг» по руководству и управлению.
Наиболее яркие исторические примеры
такой экспансии государства, его стремления
к всевластию виделись в поползновениях
персидской монархии на захват греческих
республик, в наступлении Оттоманской
империи (XV--XVI вв.), в расширении абсолютизма
в европейских монархиях XVIII столетия
и т.д. Данный подход в целом позволял рассматривать
гитлеровский и сталинский режимы как
обычные формы проявления тенденции к
перманентной тирании государства Гаджиев
К.С. Политическая наука: Учебное пособие.
- М., 1995..
Тем не менее, наряду
с такими подходами, большинство
ученых придерживается мнения, что
тоталитаризм представляет собой весьма
специфическую систему
1.2 Особенности
тоталитарных идеологий и
Несмотря на
различия социальных целей, формулируемых
в различных тоталитарных режимах,
их идейные основания были по сути идентичными.
Все тоталитарные идеологии предлагали
обществу свой собственный вариант установления
социального счастья, справедливости
и общественного благополучия. Однако
установление такого идеального строя
жестко увязывалось и основывалось на
утверждении социальных привилегий определенных
групп, что оправдывало любое насилие
по отношению к другим общностям граждан.
Например, советские коммунисты связывали
установление общества «светлого будущего»
с определяющей ролью пролетариата, рабочего
класса. В то же время немецкие нацисты
вместо класса ставили в центр созидания
нового общества нацию, германскую расу,
которая должна была занимать центральное
место в построении «рейха». Таким образом,
независимо от занимаемого этими идеологиями
места в идейно-политическом спектре,
все они становились орудием обеспечения
интересов социальных лидеров и, следовательно,
средством оправдания репрессий и насилия
над их противниками Джилас М. Лицо тоталитаризма.
- М., 2003..
Тоталитарные
идеологии относятся к типу мифологических
идейных образований, поскольку
делают акцент не на отображение реальности,
а на популяризацию искусственно
созданной картины мира, повествующей
не столько о настоящем, сколько
о будущем, о том, что необходимо
построить и во что требуется свято верить.
Конструируя образ будущей светлой жизни,
идеологи тоталитаризма действуют по
принципу «упрощения» реальности, т.е.
схематизации живых социальных и политических
связей и отношений и подгонки действительности
под заранее созданные образы и цели.
Такие идеологемы
оказываются чрезвычайно
Непременным фактором
роста влияния тоталитарных идеологем
на общественное мнение является и их
неразрывная связь с авторитетом сильного
лидера, партии, которые уже успели продемонстрировать
обществу свою решительность в достижении
намеченных целей, особенно в борьбе с
врагами «народного счастья».
Мифологические
идеологии чрезвычайно
Примечательно,
что интенсивность репрессий не менялась
из-за признания «внешнего» или «внутреннего»
врага. Так, для советских коммунистов
политическими противниками была не только
«мировая буржуазия», но и представители
целого ряда социальных кругов: сторонники
царского режима (белогвардейцы), служители
культа (священники), представители либеральной
гуманитарной интеллигенции («прислужники
буржуазии»), предприниматели, кулачество
(воплощавшие непереносимый коммунистами
дух частной собственности). Германские
нацисты внутренними врагами объявляли
евреев и других представителей «низших
рас», которые якобы несли угрозу рейху.
Характерно, что,
несмотря на различие в идеологических
целях режимов, методы, применявшиеся
ими для борьбы с идейными противниками,
были практически одними и теми же:
изгнание из страны, помещение в концентрационные
лагеря, физическое уничтожение. Непрерывность
идеологической борьбы за чистоту помыслов
выражалась в систематическом применении
репрессий против целых социальных и национальных
слоев. Уничтожив или подавив на время
конкурентов в обществе, правящие партии
неизменно переносили острие очистительной
идейной борьбы внутрь своих рядов, преследуя
недостаточно лояльных членов, добиваясь
более полного соответствия их поведения
и личной жизни провозглашаемым идеалам.
Такая важнейшая для сохранения режимов
политика сопровождалась кампаниями «по
промыванию мозгов», поощрению доносительства,
контролю над лояльностью.
В угоду укоренению
новой системы ценностей
Однако, не имея
возможности подкрепить пропагандируемые
цели и идеалы устойчивым ростом народного
благосостояния, раскрепостить гражданскую
активность, утвердить атмосферу
безопасности и доверительности
к власти, тоталитаризм неизбежно
«вымывал» собственно идейное, смысловое
содержание своих высоких целей, стимулировал
поверхностное и формальное восприятие
этих идеалов, превращал идейные конструкции
в разновидность некритически воспринимаемых
вероучений. Так создаваемая солидарность
государства и общества поощряла не сознательную
заинтересованность населения в укреплении
и поддержке режима, а бездумный фанатизм
отдельных индивидов. И ни жесткая фильтрация,
ни контроль за информацией не приносили
успеха. «Железный занавес» не спасал
людей от их привычки к свободному мышлению.
Тоталитарный
политический режим может существовать
десятилетия, поскольку формирует
такой тип личности, который не
мыслит иного способа правления
и постоянно воспроизводит
Характерными
чертами тоталитарного
2. СУЩНОСТЬ И
УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
2.1 Предпосылки
возникновения, сущность и
Отдельные элементы
тоталитарной системы исторически
обнаруживаются во многих типах диктатур.
Так, в восточных деспотиях можно
было видеть жесткость правления
и абсолютный авторитет владыки,
в средневековых государствах Европы
требования церкви придерживаться одних
и тех же верований от рождения до смерти
и т.д. Однако в целостном виде все то, что
органично присуще этому политическому
порядку, проявилось только в определенный
исторический период.
Как самостоятельные
и качественно целостные тоталитарные
политические системы исторически сформировались
из соответствующих диктаторских режимов,
которые искусственно выстроили однотипные
юридические, социальные и экономические
отношения. В целом тоталитаризм явился
одной из тех альтернатив, которые были
у стран, оказавшихся в условиях системного
(модернизационного) кризиса. Общими отличительными
чертами такого рода кризисов являются:
депрессия и утрата населением социальных
ориентиров, экономический упадок, резкое
социальное расслоение, распространение
нищеты, преступности и т.п. В сочетании
с наличием мощных пластов патриархальной
психологии, культом сильного государства,
деятельностью хорошо организованных
партий с их железной дисциплиной и крайне
амбициозными лидерами, а также распространением
остро конфронтационных идеологических
доктрин и некоторых других факторов указанные
характерные особенности кризисов способствовали
тому, что эти общества и встали на путь
создания тоталитарных систем Мухаев
Р.Т. Политология: учебник для студентов
юридических и гуманитарных факультетов.
- М., 2006. .
Особым фактором,
способствовавшим ориентации обществ
на построение тоталитарных порядков
и обладавшим существенным значением
именно в России, были традиции подпольной
деятельности, террористических организаций,
революционизировавших политическую
активность населения и легитимизировавших
в общественном мнении идеи насильственного
передела власти и богатства, избавления
от лиц, мешавших и прогрессу и установлению
справедливости. Эти традиции, утверждавшие
презрение к ценности человеческой жизни
и авторитету закона, впоследствии послужили
одним из самых мощных источников распространения
повседневного «стукачества», бытового
доносительства, оправдывавшего предательство
людьми своих родных и близких во имя «идеалов»,
из страха и уважения к власти. Не случайно
Павлик Морозов, предавший своих близких,
на долгие десятилетия стал в нашей стране
символом преданности идеям социализма
и гражданского долга.
Первоначально
системная характеристика тоталитарных
политических порядков шла по пути выделения
наиболее важных и принципиальных черт
тоталитаризма. Так, Фридрих и Бжезинский
в упоминавшейся работе выделили шесть
его основных признаков: наличие тоталитарной
идеологии; существование единственной
партии, возглавляемой сильным лидером;
всесилие секретной полиции; монополию
государства над массовыми коммуникациями,
а также над средствами вооружения и над
всеми организациями общества, включая
экономические Политология. Учебник для
вузов / Под ред М.А.Василика. - М., 2005..
Основываясь на
выводах К. Фридриха и 3. Бжезинского
и обобщая практику франкистского
режима в Испании, X. Линц выделил
следующие элементы тоталитарного
режима:
1) сильно централизованная,
монистическая структура
2) монопольная,
детализированная идеология,