Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 08:10, реферат
Тоталитарное государство есть вс е объемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапрещенное - позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное - запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан.
Введение
1. Теоретические основы тоталитаризма
1.1 Формирование теории тоталитаризма
1.2 Особенности тоталитарных идеологий и политического сознания
2. Сущность и условия функционирования тоталитарного режима
2.1 Предпосылки возникновения, сущность и отличительные свойства тоталитаризма
2.2 Социальные источники тоталитаризма
2.3 Институциональные и нормативные свойства тоталитаризма
3. Исторические формы тоталитаризма
3.1 Разновидности тоталитарного режима
3.2 Тоталитаризм и современность
Заключение
Список источников и литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,
УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
«Теория государства
и права»
Тоталитарное
государство
студента Фисай
А. А.
2-го курса
заочной формы обучения
Ноябрьск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические
основы тоталитаризма
1.1 Формирование
теории тоталитаризма
1.2 Особенности
тоталитарных идеологий и политического
сознания
2. Сущность и
условия функционирования
2.1 Предпосылки
возникновения, сущность и
2.2 Социальные
источники тоталитаризма
2.3 Институциональные
и нормативные свойства тоталитаризма
3. Исторические
формы тоталитаризма
3.1 Разновидности
тоталитарного режима
3.2 Тоталитаризм
и современность
Заключение
Список источников
и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Еще тридцать лет
тому назад никому и в голову не
приходило включать в науку права понятие
"тоталитарного" государства: не
потому, чтобы идея такого государства
никогда не появлялась на горизонте историка,
а потому, что такой режим казался невозможным
и никто его не злоумышлял. Если бы даже
кто-нибудь "выдумал" его (срв. напр.
проект Шигалева-Верховенского в "Бесах
" Достоевского!), то все сказали бы:
нет, на земле не найдется ни таких бессовестных
и безумных людей, ни таких чудовищных
государственных учреждений, ни таких
технических орудий и приспособлений,
чтобы осуществить эту всепроникающую,
всенасилующую, всерастлевающую политическую
машину. Но вот тоталитарный режим стал
историческим и политическим фактом, и
мы вынуждены с этим считаться: и люди
нашлись, и учреждения развернулись, и
техника явилась к услугам людей.
Что же такое тоталитарный
режим? Это есть политический строй, беспредельно
расширивший свое вмешательство в жизнь
граждан, включивший всю их деятельность
в объем своего управления и принудительного
регулирования . Слово "тотус" означает
по-латыни, "весь, целый". Тоталитарное
государство есть вс е объемлющее государство.
Оно отправляется от того, что самодеятельность
граждан не нужна и вредна, а свобода граждан
опасна и нетерпима. Имеется единый властный
центр: он призван все знать, все предвидеть,
все планировать, все предписывать. Обычное
правосознание исходит от предпосылки:
все незапрещенное - позволено; тоталитарный
режим внушает совсем иное: все непредписанное
- запрещено. Обычное государство говорит:
у тебя есть сфера частного интереса, ты
в ней свободен; тоталитарное государство
заявляет: есть только государственный
интерес, и ты им связан. Обычное государство
разрешает: думай сам, веруй свободно,
строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь;
тоталитарное государство требует: думай
предписанное, не веруй совсем, строй свою
внутреннюю жизнь по указу. Иными словами:
здесь управление - всеобъемлющее; человек
всесторонне порабощен ; свобода становится
преступной и наказуемой.
Отсюда явствует,
что сущность тоталитаризма состоит
не столько в особой форме государственного
устройства (демократической, республиканской
или авторитарной), сколько в объеме управления:
этот объем становится всеохватывающим.
Однако, такое всеобъемлющее управление
осуществимо только при проведении самой
последовательной диктатуры, основанной
на единстве власти, на единой исключительной
партии. Важна не государственная форма,
а организация управления, обеспечивающая
всеохват - до последнего закоулка городского
подвала, деревенского чулана, личной
души, научной лаборатории, композиторской
фантазии, больницы, библиотеки, газеты,
рыбачьей лодки и церковной исповедальни.
Это означает, что
тоталитарный режим держится не основными
законами, а партийными указами, распоряжениями
и инструкциями. Поскольку законы
вообще еще имеются, они всецело
подчинены партийным инструкциям. Поскольку
государственные органы еще с виду действуют,
они слагают только показную оболочку
партийной диктатуры. Поскольку "граждане"
еще существуют, они суть только субъекты
обязанностей и объекты распоряжений;
или иначе: индивидуальные люди суть рабочие
машины, носители страха и симулянты сочувственной
лояльности. Это есть строй, в котором
нет субъектов права, нет законов, нет
правового государства. Здесь правосознание
заменено психическими механизмами - голода,
страха, муки и унижения ; а творческий
труд - психофизическим механизмом рабского
надрывного напряжения.
Поэтому тоталитарный
режим не есть - ни правовой, ни государственный
режим. Созданный материалистами, он
весь держится на животных и рабских
механизмах «тела-души»; на угрожающих
приказах рабонадзирателен на их, внушенных
им сверху, произвольных распоряжениях.
Это не государство, в котором есть граждане,
законы и правительство; это социально-гипнотическая
машина; это жуткое и невиданное в истории
биологическое явление общества, спаянного
страхом, инстинктом и злодейством, - но
не правом, не свободой, не духом, не гражданством
и не государством.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ТОТАЛИТАРИЗМА
1.1 Формирование
теории тоталитаризма
Термин «тоталитаризм»
происходит от латинского слова «totalis»,
что означает «весь», «целый», «полный».
Тоталитаризм - это полный (тотальный)
контроль и жесткая регламентация со стороны
государства над всеми сферами жизнедеятельности
общества и каждым человеком, опирающиеся
на средства прямого вооруженного насилия.
При этом власть на всех уровнях формируется
закрыто, как правило, одним человеком
или узкой группой лиц из правящей элиты.
Осуществление политического господства
над всеми сферами жизнедеятельности
общества возможно лишь в том случае, если
власть широко использует развитую карательную
систему, политический террор, тотальную
идеологическую обработку общественного
мнения Арендт Х. Начала тоталитаризма//
Антология мировой политической мысли.
Т.2 / Отв. ред. Т.А. Алексеева. - М., 2007..
Однако значительно
раньше тоталитаризм развивался как направление
политической мысли, обосновывающее преимущества
этатизма (неограниченной власти государства),
автократии (от греческого «самовластный»,
«имеющий неограниченное право»). В далекой
древности идеи тотального подчинения
индивида государству были реакцией на
развившееся многообразие человеческих
потребностей и форм разделения труда.
Считалось, что примирить различные интересы
и тем самым достичь справедливости можно
только с помощью сильного государства,
которое будет управлять всеми социальными
процессами.
Представитель
одной из основных философских школ
Древнего Китая - школы закона («фа-цзя»)
Шан Ян (середина 4 тыс. до н. э.) отмечал,
что истинная добродетель «ведет
свое происхождение от наказания».
Установление добродетели возможно лишь
«путем смертных казней и примирения справедливости
с насилием». Государство, по Шан Яну, функционирует
на основе следующих принципов: 1) полное
единомыслие; 2) преобладание наказаний
над наградами; 3) жестокие кары, внушающие
трепет, даже за мелкие преступления (например,
человек, обронивший по дороге горящий
уголек, карается смертью); 4) разобщение
людей взаимной подозрительностью, слежкой
и доносительством.
Автократическая
традиция в управлении обществом
была свойственна политической мысли
не только Востока, но и Запада. Тоталитарные
идеи обнаруживаются в политической философии
Платона и Аристотеля, Так, для формирования
нравственно совершенного человека, по
Платону, необходимо правильно организованное
государство, которое способно обеспечить
общее благо. Для правильно организованного
государства главное состоит не в том,
«чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив,
но так, чтобы оно было счастливо все в
целом». Ради блага целого, т. е. справедливости,
запрещается или упраздняется все, что
нарушает государственное единство: запрещается
свободный поиск истины; упраздняются
семья, частная собственность, поскольку
они разобщают людей; государство жестко
регламентирует все стороны жизни, в том
числе частную жизнь, включая половую;
утверждается унифицированная система
воспитания (после рождения дети не остаются
с матерями, а поступают в распоряжение
специальных воспитателей) Арон Р. Демократия
и тоталитаризм. - М., 2004..
Всякий раз, когда
в развитии человеческого общества
происходили заметные сдвиги в системе
разделения труда и появлялись новые группы
потребностей, это приводило к определенной
потере управляемости социальными процессами.
Заметно усложненное и дифференцированное
общество далеко не сразу находило адекватные
способы регуляции, что вызывало рост
социальной напряженности. Власти на первых
порах пытались преодолеть возникающий
хаос начального этапа структурных изменений
системы простыми решениями, поиском идеи,
способной объединить все группы общества.
Так происходило теоретическое приращение
идей тоталитаризма.
Позже, в начале
XX в., тоталитарная мысль воплотилась
в политическую практику в ряде стран,
что позволило
Термин «тоталитаризм»
появился в 20-х гг. XX столетия в Италии,
в политическом словаре социалистов.
Его широко использовал Бенито Муссолини(1883--1945)
- глава итальянской фашистской партии
и итальянского фашистского правительства
в 1922-1943 гг., который придавал ему положительный
смысл в своей теории «органистского государства»
(stato totalitario), олицетворявшего мощь официальной
власти и призванного обеспечить высокую
степень сплочения государства и общества.
Муссолини говорил: «Мы первыми заявили,
что чем сложнее становится цивилизация,
тем более ограничивается свобода личности...»
Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное
пособие. - М., 1995.
В более широком
смысле положенная в основу данной
теории идея всесильной и всепоглощающей
власти разрабатывалась теоретиками фашизма
Дж. Джентиле и А. Розенбергом, встречалась
в политических сочинениях «левых коммунистов»,
Л. Троцкого. Параллельно представители
«евразийского» течения (Н. Трубецкой,
П. Савицкий) выработали концепцию «идеи-правительницы»,
освещавшую установление сильной и жестокой
по отношению к врагам государства власти.
Настойчивая апелляция к сильному и могучему
государству способствовала вовлечению
в теоретическую интерпретацию этих идеальных
политических порядков и трудов этатистского
содержания, в частности, Платона с его
характеристикой «тирании» или произведений
Гегеля, Т. Гоббса, Т. Мора, создавших модели
сильного и совершенного государства.
Но наиболее глубоко предлагавшаяся система
власти описана в антиутопиях Дж. Оруэлла,
О. Хаксли, Е. Замятина, которые в своих
художественных произведениях дали точный
образ общества, подвергшегося абсолютному
насилию власти.
Однако самые
серьезные теоретические
В частности, Ханна
Арендт утверждала, что нацизм и сталинизм
-- новая современная форма государства.
Тоталитаризм стремится к тотальному
господству внутри страны и вне ее. В качестве
характерных черт тоталитаризма выделяла
единую идеологию и террор.
Причинами возникновения
тоталитаризма она называла империализм,
породивший расистские движения и претензию
на мировую экспансию, превращение европейского
общества в общество людей, настолько
одиноких и дезориентированных, что их
можно было легко мобилизовать с помощью
идеологии.
Впоследствии на
базе все более широкого включения в анализ
тоталитаризма разнообразных исторических
и политических источников в науке сложилось
несколько подходов к его трактовке. Ряд
ученых, занявших наиболее радикальные
позиции, не относили тоталитаризм к научным
категориям, усматривая в нем пусть и новую,
но всего лишь метафору для отображения
диктатур. Иными словами, они рассматривали
тоталитаризм как средство художественного
отражения хорошо известных в теории явлений.
Другие ученые, как, например, Л. Гумилев,
разделяя сходные представления, не считают
тоталитаризм какой-то особой политической
системой, и даже системой вообще, усматривая
в нем «антисистемные» качества или свойства
антигомеостатичности, т.е. наличие способности
к сохранению своей внутренней целостности
только под влиянием систематического
насилия.