Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 17:29, контрольная работа
Тема толкование права является традиционной в юридической науке, а само толкование правовых норм занимает существенное место в процессе правореализации, оно является важнейшим условием их правильного понимания и применения. Если бы толкования не было, сложный процесс правореализации был бы крайне затруднен, а в некоторых случаях не возможен. Необходимость толкования подтверждена многовековым правовым опытом, юридической практикой судьбами конкретных людей.
Введение 3
1. Понятие и формы толкования права. Значение толкования права для правоприменительной деятельности 4
2. Способы толкования норм права 8
3. Виды толкования по субъекту: официальное толкование и неофициальное толкование 15
4. Виды толкования по объему 18
5. Интерпретационные акты 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Неофициальное толкование является доктринальным, когда оно осуществляется специалистами в области права, имеет научный характер (статьи, монографии).
Особенность заключается в их убедительности, основанной на авторитете и научном подходе лица, дающего толкование. Доктринальное толкование играет важную роль в единстве понимания правовых норм.
Обыденное неофициальное толкование осуществляется при разъяснении права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции.
По объему выделяют три вида толкования: буквальное, расширительное и ограничительное.
Буквальное (адекватное) толкование точно соответствует тексту нормы. Это типичный, часто встречающийся вид толкования. При чем действительное содержание нормы права, установленное в ходе использования всех необходимых для данного случая приемов толкования, совпадает с результатом, полученным на основе простого прочтения ее текста (смысл и буква закона совпадают). Этот вид толкования не порождает разногласий и споров.
Расширительное
толкование шире текста правовой нормы,
поскольку смысл правового
Например,
согласно ст. 1068 Гражданского кодекса
РФ предусматривается
Ограничительное толкование права выражается в таком результате интерпретации, когда подлинный смысл нормы права следует понимать ограничено уже, чем это выражено в словестном тексте.
Например, согласно п.3 ст.38 Конституции РФ «трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботится о своих нетрудоспособных родителях». В результате толкования выясняется, что такая обязанность не возлагается на детей, которые сами являются не трудоспособными.
Необходимость
в распространительном или
Интерпретационные акты – это акты-документы, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, выражающие разъяснение юридических норм.
Характерная особенность интерпретационных актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативными юридическими актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы, находятся от них в зависимости и в принципе разделяют судьбу закрепляемых ими юридических норм.
В
этом отношении все
В то же время правовая природа интерпретационных актов неодинакова. Здесь следует различать:
- интерпретационные акты правотворчества. Это – нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентического или легального делегированного толкования (интерпретационные указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР и Президиумов Верховных Советов союзных республик, разъяснения ряда государственных комитетов Совета Министров СССР). Эти интерпретационные акты имеют "двойную" юридическую природу: будучи органической частью системы (подсистемы) интерпретационных актов, они в то же время являются результатом правотворческой деятельности компетентных органов и представляют собой источники права, содержащие конкретизирующие юридические нормы (сохраняя одновременно свои интерпретационные качества, в частности зависимый характер от толкуемых норм).
- интерпретационные акты правоприменения. Это – специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права (постановления Пленума Верховного Суда СССР и Пленумов Верховных судов союзных республик). Данная разновидность – особый вид правовых актов, отличающийся от нормативных юридических актов (актов правотворчества). Интерпретационные акты рассматриваемой группы не являются результатом правотворческой деятельности компетентных органов, а представляют собой своеобразную форму юридической практики, обобщения опыта применения юридических норм.
Таким
образом, при рассмотрении соотношения
нормативных и
Акты же правоприменительного нормативного толкования являются интерпретационными в строгом, узком смысле этого слова: функция разъяснения-для них единственная, и, следовательно, только она определяет их юридическую природу.
По мнению А.С. Пиголкина, нормативное разъяснение оформляется в виде специальных актов, но последние, не могут рассматриваться в качестве самостоятельного вида актов. Автор, в принципе, прав, когда утверждает, что интерпретационный акт разделяет судьбу нормативного (точнее, норм, в нем содержащихся) и по своим существенным главным чертам сходен с ним. Более того, акты аутентического и легального толкования вообще являются актами правотворчества.
Ряд интерпретационных актов действительно по своей правотворческой природе не отличается от нормативных юридических актов. Но все же правовые акты, выполняющие интерпретационную функцию, образуют "третье звено" системы правовых актов. Они вплотную примыкают к нормативным юридическим актам, имеют родственные черты, частично перекрещиваются с ними, но с ними не сливаются.
Здесь уместно еще раз обратить внимание на конструктивность обобщающей категории "правовой акт". Нормативные, интерпретационные, индивидуальные правоприменительные акты и акты реализации прав и обязанностей образуют подсистемы единой системы правовых актов. Место каждой из этих подсистем, их субординация, взаимозависимости обусловлены свойствами тех активных содержательных элементов правовой системы (юридических норм; правоположений юридической практики; индивидуальных велений и волеизъявлений при реализации), которые они закрепляют и выражают. Вместе с тем, не вдаваясь в более подробную характеристику структурных и функциональных связей в системе правовых актов – а такой анализ в теоретическом отношении весьма перспективен, – принципиально важно подчеркнуть, что ядром, стержнем в этой системе являются нормативные акты правотворчества.
Для того, чтобы успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, также как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. Следует отметить, что представления об источниках права, так же, как и видах актов толкования права, никогда не оставались неизменными.
Анализ юридической литературы и правовой жизни различных стран показывает, что в каждой правовой системе существует огромное разнообразие форм и источников права и актов толкования права.
Стремительное развитие федерального законодательства, а также законодательства субъектов РФ порождает множество проблем для правоприменителя. В связи с этим толкование норм права как один из элементов механизма правового регулирования должно способствовать точному и единообразному применению закона, установлению и поддержанию правопорядка в обществе.
Значимость толкования стала причиной формирования на современном этапе семиотики права - науки, рассматривающей его в виде знаковой системы, изучающей содержание правовых понятий и форм их языкового выражения и основывающейся на формировании в правосознании правовых моделей, определяющих тождественность восприятия и оценки независимых от мышления объектов.
Правовое понятийное поле следует воспринимать как социально-правовой, нравственно-правовой, религиозно-правовой знаковый пласт, перегороженный языковыми и этнокультурными барьерами, и требующий социальной и исторической локализации.
Закрепление правовых разъяснений в форме актов толкования права наиболее последовательно отвечает требованиям правового регулирования, облегчают надзор за исполнением норм права.
1993 г.
Проблемы соотношения материального и процессуального права. М. 1980 г.
новые идеи (третий выпуск). М. - 1993.