Типы государства: формационный и цивилизационный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в настоящей курсовой работе выступает типология государств при формационном и цивилизационном подходе.
Предметом курсового исследования является сущность, особенности и классификация формационного и цивилизационного подходов к типологии государств.
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть основные критерии разделения государств на типы при формационном и цивилизационном подходах, а также выявить преимущества и недостатки данных подходов по отношению друг к другу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………..…5

1.1 Понятие государства, его составные элементы………………………….5

1.2 Основные подходы к сущности государства………………………….…9

2 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ………………………………………...15

2.1 Понятие и особенности формационного подхода………………………15

2.2 Классификация государств при формационном подходе……………...17

2.3 Преимущества и недостатки формационного подхода типологии государств…………………………………………………………………22

3 ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ОТ ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА…………………………………….26

3.1 Особенности цивилизационного подхода и его отличие от формационного подхода………………………………………………….26

3.2 Типы государств согласно цивилизационной теории………………….30

3.3 Преимущества и недостатки цивилизационного подхода……………..32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..37

Работа содержит 1 файл

курс ОТП итог.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Кроме этих основных недостатков можно выделить и ещё один так же не менее важный. Основное внимание в цивилизационном подходе уделяется культуре, поэтому если формационная теория начинает постижение общества «снизу», выдвигая на первое место материальное производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества, его истории «сверху», т.е. с культуры во всем многообразии ее форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и проч.). Посвящая анализу культуры все свое внимание и энергию, сторонники цивилизационного подхода часто вообще не обращаются к материальной жизни. Таким образом, здесь появляется опасная возможность развития в данной теории признаков монизма - жесткой привязки к духовно-религиозному или психологическому началу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог настоящему курсовому исследованию, можно сделать следующие выводы:

Государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией полити­ческой власти экономически господствующего класса, оно одновременно является организатором «общих дел», вытекающих из природы всякого общества.

Подводя итог сказанному о двуединой общечеловеческой и классовой природе сущности и социального назначения государства, можно предложить один из возможных вариантов его краткого общего определения. Так, на наш взгляд, государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Рассматривая вопрос о соотношении и соперничестве цивилизационного и формационного подходов, необходимо отметить, прежде всего, что это две разные категории: первая – социокультурная, вторая – социоэкономическая.  За формацией стоит прерывность, дискретность, исторического процесса, за цивилизацией – его преемственность, непрерывность. Формация раскрывает природу общественного строя, цивилизация – полноту его исторического бытия. Формация концентрирует внимание, на универсальном, общем, повторяющемся, устойчивом; цивилизация – на локально-региональном, особенном, своеобразном, неповторимом. Формация может быть качественно определённым периодом или фазой в развитии цивилизации: рабовладение, феодализм, капитализм в рамках западной цивилизации. В то же время одна и та же формация может объединять различные цивилизации: США и Япония, например,  - разные цивилизации, но одна, единая формация.

Вместе с тем надо сказать, что цивилизация и формация очень близки друг к другу. В одинаковой мере они применимы как к человечеству в целом, так и к отдельным континентам, регионам, обществам. Цивилизация и формация во многом дополняют и взаимно ограничивают друг друга. Более того, резонно полагать, что формация является экономически структурированной (сведение всех общественных детерминаций к материальному производству) цивилизацией. В данном плане она кажется даже более стройной и последовательной, нежели цивилизация, которая рыхла и аморфна в отношении того, чем конкретно определяется её целостность, где берут начало силовые линии её интеграции. В этой рыхлости и аморфности, однако, есть и своё преимущество: выбирая цивилизацию, мы чувствуем себя более свободными и раскрепощёнными – не вообще, конечно, а в изучении или анализе истории. И поэтому в данном отношении уже цивилизационный подход, по сравнению с формационным, является более привлекательным, так как в нём больше методологического потенциала и исследовательской эвристики.

Таким образом, нельзя говорить о явном преимуществе какого либо из подходов – формационного или цивилизационного. Каждый из рассматриваемых подходов необходим и важен, но недостаточен сам по себе.

Цивилизационный подход не может сам объяснить причины и механизмы перехода от одной фазы цивилизационного развития к другой, а в рамках формационного подхода сложно описывать различие стран Запада и Востока. Отчётливо видно, что каждый из них имеет свои преимущества и недостатки по отношению к другому, но, как указывалось выше, оба подхода играют важную роль в понимании и развитии типологии государства.

Эти два подхода не исключают, а, наоборот, взаимно дополняют друг друга и настоящее время всё более усиливается тенденция, и осуществляются поиски в направлении их взаимного синтеза. Одной из предпосылок такого синтеза формационного и цивилизационного подходов является сложный, спиралевидный характер формационной теории общественного развития (а не линейно-стадиальный, как это многие себе представляют) [18]. Она может многое дать цивилизационной теории, указывая на единство развития мировой совокупности цивилизаций как целостной системы, а также может быть плодотворно приложена к задачам крупномасштабного членения исторического процесса, и к анализу исторической деятельности различных народов, протекающей в определенных географических, социально-экономических и культурных условиях.

В заключение, если говорить о типе современной Республики Беларусь, я бы отнесла ее к буржуазному типу - по теории К. Маркса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1        Андреева, И.А. Основы государства и права: учебник / И.А.Андреева. - М. 1993.

2        Букалов, А.В. – Интеграционная соционика. Типы коллективов, наций, государств / А.В.Букалов // Соционика, ментология и психология личности. – 1998. - № 5. – С. 20.

3        Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. / А.Б.Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

4        Вехорев, Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств / Ю.А.Вехорев // Вестник Нижегородского Университета, 1999.

5        Графский, В.Г. – Всеобщая история права и государства: учебник / В.Г.Графскпий. - М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000.

6        Дмитрук, В.Н. Теория государства и права: учеб. пособие / В.Н.Дмитрук – Минск: Амалфея, 1998.

7        Карасев, В.И. – Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов / В.И.Карасев. -  Москва : МПСИ, 2000.

8        Керимов, Д.А. Общая теория государства и права / Д.А.Керимов. – Москва, 1977.

9        Корельский В.М. Теория государства и права: учебник для вузов / В.М.Корельский, В.Д.Перевалов. – М.: Издательство «Норма-Инфра М». - 1998.

10   Лазарев, С.Н. Общая теория государства и права: учебник / С.Н.Лазарев. - М.: Юрист, 1996.

11   Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. - Т. 1. - / В.И.Ленин. – М.: Издательство «Политиздат». - 1963. 

12   Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. - Т. 4. - / В.И.Ленин. – М.: Издательство «Политиздат». – 1963.

13   Лившиц, Р.3. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов / Р.З.Лившиц // Советское государство и право. - 1990. - № 10. – С. 12-14.

14   Мальцев, Г.В. Правоведение: Учебник / Г.В.Мальцева. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 584 с.

15   Маркс, К. Предисловие к критике политической экономии / К.Марск.- М.: Издательство «Политиздат». - 1985.

16   Маркс, К. К критике политической экономии / К.Маркс, Ф.Энгельс. - Соч. - Т.13. – Москва, 1990. – 668 с.

17   Мартышин, О.В. Теория государства и права / О.В.Мартышен. – Москва: МГУ, 2007. - С. 221.

18   Марченко, М.Н. Общая теория государства и права: Акад. курс в 2-х т. Теория права, т. 2. / М.Н.Марченко. - М.: Зерцало, 1998. - 640 c.

19   Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / В.С.Нерсесянца. −М.: Норма, 2004. - 944 с.

20   Панарин, А.С. Возвращение в цивилизацию или формационное одиночество / А.С.Панарин // Философские науки. - 1991. - № 8. – С. 24

21   Панфилова, Т.В. Формационный и «цивилизационный» подходы: возможности и ограниченность / Т.В.Панфилова // Общественные науки и современность. 1993. - № 6. – С. 45-47.

22   Плетников, Ю. Цивилизационная и формационная триады / Ю.Плетнеков // Свободная мысль. – 1999. - № 3. – С. 40-42.

23   Сырых, В.М. Теория государства и права / В.М.Сырых. - М.: Былина, 1998.

24   Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби. – Москва: 1997. - С. 429.

25   Хропанюк, В.Н. Теория государства и  права:  учебное  пособие  для  высших учебных заведений / В.Г.Стрекозов. - М.: ИПП  «Отечество»,   1993.- 344 с.

 

Приложение 1

 

 

Классификация государств при формационном подходе

 

 

 

 

 

Рабовладельческое государство

 

 

Феодальное государство

 

 

Буржуазное государство

 

 

 

 

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

 

 

 

 

Социалистическое государство

 

 

Переходное государство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

Этапы развития цивилизаций

 

 

 

ЛОКАЛЬНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

(древнеегипетская, китайская, западноевропейская, инкская, эгейская и др)

 

 

 

 

ОСОБЕННЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

(индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.)

 

 

 

 

СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ С ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬЮ

 

 

 

12

 



Информация о работе Типы государства: формационный и цивилизационный подход