Типы государства: формационный и цивилизационный подход

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в настоящей курсовой работе выступает типология государств при формационном и цивилизационном подходе.
Предметом курсового исследования является сущность, особенности и классификация формационного и цивилизационного подходов к типологии государств.
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть основные критерии разделения государств на типы при формационном и цивилизационном подходах, а также выявить преимущества и недостатки данных подходов по отношению друг к другу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………..…5

1.1 Понятие государства, его составные элементы………………………….5

1.2 Основные подходы к сущности государства………………………….…9

2 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ………………………………………...15

2.1 Понятие и особенности формационного подхода………………………15

2.2 Классификация государств при формационном подходе……………...17

2.3 Преимущества и недостатки формационного подхода типологии государств…………………………………………………………………22

3 ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ОТ ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА…………………………………….26

3.1 Особенности цивилизационного подхода и его отличие от формационного подхода………………………………………………….26

3.2 Типы государств согласно цивилизационной теории………………….30

3.3 Преимущества и недостатки цивилизационного подхода……………..32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..37

Работа содержит 1 файл

курс ОТП итог.doc

— 185.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1        ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………..…5

1.1 Понятие государства, его составные элементы………………………….5

1.2 Основные подходы к сущности государства………………………….…9

2        ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ………………………………………...15

2.1 Понятие и особенности формационного подхода………………………15

2.2 Классификация государств при формационном подходе……………...17

2.3 Преимущества и недостатки формационного подхода типологии государств…………………………………………………………………22

3        ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ОТ ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА…………………………………….26

3.1 Особенности цивилизационного подхода и его отличие от формационного подхода………………………………………………….26

3.2 Типы государств согласно цивилизационной теории………………….30

3.3 Преимущества и недостатки цивилизационного подхода……………..32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..37

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….…..39

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Важнейшее значение в теории государства и права придаётся классификации государств на определенные типы, объединяющие государства со сходными признаками на основании тех или иных факторов.

Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Следует отметить, что особенно актуальны знания о государстве и его типологии именно сейчас, именно в нашей стране, когда происходит переоценка целей и ценностей общественной жизни. Именно в посттоталитарный период развития государства необходимы социально  актив­ные личности, с соответствующими знаниями для вы­работки какой-то духовной политической и социаль­ной основы в обществе.

Объектом исследования в настоящей курсовой работе выступает типология государств при формационном и цивилизационном подходе.

Предметом курсового исследования является сущность, особенности и классификация формационного и цивилизационного подходов к типологии государств.

Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть основные критерии разделения государств на типы при формационном и цивилизационном подходах, а также выявить преимущества и недостатки данных подходов по отношению друг к другу.

Цель работы определила ее задачи, которые заключаются в следующем:

- изучить понятие государства, его составные элементы, а также  основные подходы к сущности государства;

- исследовать типологию государств при формационном подходе, изучить его сущность и основную классификацию;

- проанализировать основные преимущества и недостатки формационного подхода типологии государств;

- рассмотреть классификацию государств при цивилизационном подходе, изучить его особенности и основные отличия от формационного подхода;

- выделить преимущества и недостатки цивилизационного подхода.

Методологическую  базу данного исследования составляет совокупность следующих частно-научных методов: метода статистического анализа, формально-юридического метода, сравнительно-правового, системно-структурного, историко-правового и других.

Изучением типологий государств при формационном и цивилизационном подходах занимались не только ученые правоведы, но также историки, политики и другие ученые. Среди основных представителей, занимающихся исследованием формационного и цивилизационного подходов можно выделить таких как Венгеров А.Б., Вехорев Ю.А., Панарин А.С., Плетников Ю. и другие.

Основополагающими источниками в исследовании темы курсовой работы являются: Матузов, Н.И. Теория государства  и  права.  Курс  лекций  / Н.И.Матузов,  А.В.Малько.- М.: Юристъ, 1997.- 672 с.; Марченко, М.Н. Теория  государства  и  права:  Курс  лекций /  М.Н.Марченко.- М.: Зерцало, 1997, - 475 с.; Панфилова, Т.В. Формационный и «цивилизационный» подходы: возможности и ограниченность / Т.В.Панфилова // Общественные науки и современность. 1993. - № 6. – С. 45-47. и др.

 

 

 

 

 

 

 

1        ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА

 

1.1 Понятие государства, его составные элементы

 

Вопрос о происхождении государства в течение не одного столетия был предметом долгих дискуссий.  Одним из самых старых объяснений происхождения государства является теократическая теория, т.е. божественного происхождения, согласно которой государство, как форма общения, предписано человеку Богом. Существует юридическая формула: всякая государственная власть происходит от Бога, и все государи осуществляют свою власть как исполнители воли божьей [2, с. 20].

Иное объяснение дается государству с точки зрения теории договорного происхождения. Переход от естественного (догосударственного) состояния общества к государственному достигается сразу - путем соглашения, заключения договора, которым люди соединяются в одно государство и подчиняются тут же устанавливаемой государственной власти.

Наука знает и другие гипотезы происхождения государства, которые, как и вышеназванные, не подкрепляются данными исторической науки, рассматривающей государство как результат закономерного исторического развития.

Государство - продукт внутреннего развития общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В различные эпохи в различных условиях государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования.

Термин «государство» обозначает особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими чертами:

а) отношением власти и подчинения;

б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью;

в) наличием юридического порядка;

г) относительным постоянством;

д) институциональным измерением.

Таким образом, государство - это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство - это не физическое явление, которое может быть выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого [7, с. 147].

Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок определённого государства действует не вечно и не во всех государствах, так как его применимость сужена до данной территории в течение данного периода.

Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуляция поведения людей посредством нормативных норм.

Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются население, территория, и власть. Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства. Без территории государство не существует, хотя она может изменяться во времени. Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы. Одна из главных целей элит, не состоящих на службе иностранных держав, заключается в гарантировании территориальной целостности государства.

Таким образом, относительно стабильная и обладающая гарантированной целостностью территория является существенным условием сохранения государства. Именно вокруг вопроса о контроле за физической основой государства разворачиваются многие внутренние и внешние политические конфликты.

Следующим составляющим элементом государства является население, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Народ как родовое понятие может быть охарактеризован как относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней, благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Люди, принадлежащие к какому-либо народу, обладают более или менее выраженным сознанием вхождения в отличную от других общность. Национальное сознание предполагает отождествление себя с общими культурными ценностями, а также наличие эмоциональных солидарных связей между лицами, принадлежащими к одной нации [5, с. 130].

Таким образом, любое государство опирается по крайней мере на один народ. И хотя не существует государства без национальной основы, могут существовать народы без государства. Итак, нация - это необходимое, но не достаточное условие формирование государства, необходимы территория и государственная власть.

Следующим составляющим элементом государства является власть, то есть отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.

Политическая элита, используя юридические нормы, принудительно навязывает власть. Принудительный характер юридических норм сказывается в той мере, в какой их нарушение позволяет государственным органам применять санкции. Власть же осуществляется посредством этих норм. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в полной мере. Таким образом, политическая власть является регулятором поведения населения данного государства, поскольку нормы определяют его поведение.

Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует  институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.

Возникновение государства связано с разложением родового строя, появлением частной собственности, классовым расслоением общества и другими причинами.

Государство можно определить как “особую организацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающую волю и интересы господствующего класса или всего народа” [25, с. 234].

Государство, его механизм (система государственных органов) не остаются неизменными. Государство изменяется вместе с изменением общества, политической формой организации которого оно является. Мы можем говорить об особенностях государственного механизма рабовладельческого, феодального, буржуазного общества и др.

В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно разделить на внешние и внутренние.

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства в пределах данной страны. Они характеризуют внутреннюю политику государства. К внутренним функциям относятся охранительные и регулятивные.

Осуществление охранительных функций предполагает деятельность государства по обеспечению и защите всех закрепляемых и регулируемых правом общественных отношений. В этих целях государство обеспечивает правопорядок в обществе, равную защиту всем формам собственности, прав и свобод граждан, а также охрану окружающей природной Среды и так далее.

Осуществление регулятивных функций предполагает роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для формирования личности. В этих целях государство осуществляет регулирование хозяйственной жизни в интересах человека и общества, заботясь о материальном благосостоянии и духовном развитии человека [23, с. 125].

Внешние функции проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

 

1.2 Основные подходы к сущности государства

 

Сущность государства как общественного явления представляет собой «многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы» [13, с. 14].

Государство возникает как классовая организация политической власти. Это положение прямо или косвенно доказано мировой наукой и исторической практикой.  Анализ определенных экономических и социальных закономерностей возникновения и  функционирования государства преимущественно с классовых позиций позволил дать «универсальное» определение сущности государства – государство есть «лишь организация, которую создает себе буржуазное общество для охраны общих внешних условий капиталистического способа производства» [11,                 с. 26]. Однако, качественные изменения в жизни общества привели к изменению сущности государства. Возникновение советского государства, а потом ряда других государств после второй мировой войны уже не вкладывалось в вышеприведенную формулировку. Это позволило сделать вывод, что «развитие государства – сложный диалектико-логический процесс. Он характеризуется многими противоречивыми тенденциями, среди которых в конечном счете начинают преобладать прогрессивные» [11, с. 26].

Информация о работе Типы государства: формационный и цивилизационный подход