Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 22:16, курсовая работа
В современном мире существует множество правовых систем, поэтому они могут быть сведены лишь в ограниченное число семей. Тем самым можно достичь цели рассмотреть различные правовые системы, не входя в детали каждой из них, но акцентируя внимание на общих характеристиках и чертах основных правовых семей.
Введение……………………………………………………………………...стр.2
1. Понятие и значение современных правовых систем…………………. стр.4
2. Романо - германская правовая систем…………………………………..стр.11
3. Англо-саксонская правовая система, или система «общего права»…. стр.16
4. Религиозно-традиционная правовая система…………………………стр.20
4.1 Мусульманская правовая система……………………………………стр.21
4.2 Индусская правовая система…………………………………………. стр.24
4.3 Китайское право……………………………………………………… стр.27
4.4 Право в Японии………………………………………………………. стр.28
5. Социалистическая правовая система…………………………………. стр.30
Заключение…………………………………………………………………стр.33
Список литературы………………………………………………………. стр. 34
Процесс модернизации
Влияние западного права (европейского и американского) на национальные системы права мусульманских стран особенно усилилось в условиях современного международного сотрудничества различных государств и раз вития интеграционных процессов в области экономики, экологии, борьбы против международной преступности, защиты мирового правопорядка и т.д.
Однако эта общая позитивная тенденция к модернизации национальных систем права в духе западного права в целом ряде случаев прерывается попятными движениями, усилением в тех или иных мусульманских странах фактора исламского фундаментализма, роли традиционно го шариата, реанимацией шариатского суда, шариатских форм правления и т.д. Существенную роль исламский фундаментализм (и вместе с ним традиционный шариат) играет и во многих других странах (Афганистане, Пакистане, Судане и др.).
Заметное оживление и усиление исламского
фактора и роли традиционного шариата
происходит и в ряде постсоциалистических
стран и регионов с мусульманским населением
(некоторые бывшие советские республики
и автономии с мусульманским населением,
Албания, район Косово и т.д.).
4.2 Индусская правовая система.
Индусское
право основано на религии индуизма
и регулирует поведение членов индусской
общины. Это не право Индии, а право
общины, которое в Индии, Пакистане,
Бирме, Сингапуре и Малайзии, а
также в странах на восточном
побережье Африки исповедует индуизм.
Как и ислам, индуизм обязывает
своих последователей к принятию
на веру определенных религиозных догм
и к определенному
Идеи
индуизма (брахманизма) нашли свое выражение
уже в древнеиндийских
Главная
черта индусского права – тесная
связь с религией. Она является
неотъемлемой частью индуизма, в состав
которого наряду с правом входят также
различные религиозные
Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и догм морали. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере деяния преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием разрешает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Оно располагает и эффективными средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, по справедливости.
Правительству
разрешается
В период английского колониального господства индусское право претерпело существенные изменения. Прежде всего, ограничилась сфера его применения. В области права собственности и обязательств традиционные нормы очень скоро заменили нормы общего права, в то время как споры, касающиеся наследования, брака, касты и других традиционных институтов, по-прежнему решались в соответствии с нормами индусского права.
На
дальнейшее развитие индусского права
значительное влияние оказали
Модификация индусского права осуществлялась под влиянием социально-экономических перемен, внесенных в традиционный хозяйственный уклад развитием капиталистических отношений в колонии, посредством таких источников права, как закон и судебный прецедент.
После достижения независимости (в 1947 г.) в Индии был взят курс на модернизацию индусского права и национальной системы права в целом. Закон о наследовании 1956 г. закрепил право женщин в сфере наследственных отношений и включил их в круг наследников. Был изменен прежний режим семейного имущества, и многие виды имущества были законодательно признаны объектами личного имущества. По закону 1984 г. были созданы так называемые "семейные суды", которые должны решать семейно-брачные споры сторон независимо от их религиозной принадлежности.
Многие положения
В целом к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права. Судьи руководствуются в первую очередь законами и прецедентами. В ст. 141 Конституции Индии устанавливается, что суды должны следовать прецедентам, созданным Верховными судом.
Закон и судебный прецедент являются главными источниками права современной Индии. Законодательство и решения судов должны соответствовать Конституции. Контроль за конституционностью законов осуществляет Верховный суд.
Ныне сфера действия старых правовых обычаев резко сократилась. Однако и сейчас индусское право используется при регулировании таких вопросов, как правовое положение детей, опекунство, усыновление, брак, раздел и наследование имущества.
Система
национального права Индии в
значительной мере формировалась и
развивалась под большим
4.3 Китайское право.
Среди многочисленных философских идей, возникавших в многовековой истории Китая, наиболее важными являются даосизм, конфуцианство и легизм. Именно они оказали определяющее воздействие на китайское право понимание, которое затем стало составной частью правовой культуры мировой цивилизации и пристальным объектом для его изучения.
Даосизм считает, что во Вселенной господствует принцип Дао (путь). Существует нечто, состоящее из самого себя. Оно возникло (родилось) раньше небес и земли. Оно спокойно и пусто, а также независимо и неизменно. Оно является матерью света, но никому не дано знать его имени. Именно поэтому оно получило такое название в силу того, что более точного и лучшего слова, выражающего почтение к нему, не имеется.
Основной
смысл даосизма заключается в
том, что если «человек следует в
своих делах и мыслях этим великим
путем, не побуждаемый волевым усилием,
то все в порядке». Даосизму чуждо
силовое решение возникающих
проблем. Они предлагают плыть по
течению. В их понимании диета
— это не самоограничение, а здоровый
образ жизни, позволяющий жить умеренной
полноценной жизнью. Таким образом,
учение даосизм проповедует «недеяние»
Конфуцианство как философское учение имеет прямо противоположные даосизму взгляды. Его представители занимают гораздо более активную жизненную позицию. Конфуцианство проповедует процесс самосовершенствования посредством «взятия себя в железные рукавицы». В Китае символом подобного метода является карп, плывущий против течения.
Великий
китайский философ и
Легисты, в отличие от конфунианцев, считали, что все люди равны перед законом. Правильного социального поведения нельзя добиться только одним философским учением. Оно должно обязательно регламентироваться суровым наказанием в виде применения мер принуждения со стороны государства. Поэтому общественная жизнь должна регулироваться нормами позитивного права. Если конфунианцы считают, что порядок в обществе обеспечивается ритуальным правилам в силу добровольно признаваемой иерархии, то у легистов другая точка зрения.9
4.4 Право в Японии.
В Японии идеи права заменялись политикоэтическими нормами: послушание низших слоев — высшим, вассалов — сюзерену, личным предписаниям феодалов и военных.
Особую
роль играли и до сих пор играют
правила «внешне приличного»
поведения — уступчивость, примирение,
доброжелательность, патернализм. Саморегуляция
и самоопределение почитаются очень
высоко. Японская правовая система
испытала на себе влияние западного
и американского права. Здесь
существуют такие отрасли права,
как конституционное, административное,
гражданское, торговое, уголовное, гражданско-процессуальное,
уголовно-процессуальное, право социального
обеспечения и др. Законы, договоры и иные
акты являются источниками права.
5. Социалистическая правовая система