Типология государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало объективной основой концептуального плюрализма типологии государств.
Этим и объясняется актуальность данной работы. Целью работы является по возможности полное рассмотрение различных критериев для типологизации государств и непосредственно типов. Исходя из этой цели, можно выделить несколько конкретных задач этой работы:
- Изучить понятие «типология государства»
- Рассмотреть возможные критерии и основы для классификации государств
- Описать выделяемые типы государств
Работа состоит из двух глав. В первой главе мною были рассмотрены основные определения, виды типологии государства. Во второй главе я описал подробно основные подходы к классификации государства. В работе была использована учебная и научная литература различных авторов.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава I. Основные положения…...........................................................................6
§1. Понятие типологии государства…………………………...….……....…….6
§2. Основные подходы в типологии……………………………….………...….9
Формационный подход ………………………………………..…………...12
Цивилизационный подход ……………………………………..…………...14
Глава II. Типология государства…………………………………….………..18
§1. Формационный подход…………….………………………...….…………18
Рабовладельческое государство…………………………...….….……… 18
Феодальное государство……………………………………….….………20
Буржуазное (капиталистическое) государство ………….…......………21
Социалистическое государство………………………………...….……..24
§2. Цивилизационный подход………………………………………..…...…...27
§3. Переходное государство ………………………………….……...………..30
Заключение...........................................................................................................32
Список литературы………………………………….………..………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ТГП.docx

— 62.49 Кб (Скачать)

В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные большими деформациями переходные к социалистическому  типу. Сегодня китайские теоретики  более реалистичны, они доказывают, что для построения социализма в  Китае нужны не десятилетия, а  столетия. (Марксизм-ленинизм отводил  строительству социализма и социалистического  государства непродолжительное  время). Кроме того, догматизм в  теории, волюнтаризм, субъективизм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных ошибок и деформаций в практической деятельности. Тем не менее большой опыт по строительству социалистической государственности должен быть глубоко проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны как живущим, так и грядущим поколениям, ибо идеи социализма и благородны, и бессмертны.9

Основные  достоинства формационного подхода:

1) выявлена  принадлежность политической власти  тому или иному классу, определена  роль различных классов в управлении  государством;

2) определена  зависимость государственной власти  от социально-экономических факторов, которые играют существенную  роль в государственно-правовой  жизни общества;

3) показан  эволюционно-исторический процесс  развития государственности, выявлена  историческая преемственность типов  государств.

Основные  недостатки формационного подхода:

1) не  учитываются иные факторы: духовные, культурные, психологические, национальные, географические, и т.д.., которые также  наряду с социально-экономическими  оказывали влияние на развитие  государственности;

2) заранее  предопределена схема закономерной  смены одного типа государства  другим, хотя многоаспектность становления  и развития государственности  в различных регионах не позволяет  ограничить данный процесс определенными  рамками;

3) не  учитывается восточный тип государства  со свойственными ему азиатским  способом производства; рабовладение  выступает как первичная форма  государственности, в то время  как первые государства, возникшие  на Востоке, определяются как государства не рабовладельческого, а восточного типа.

4) игнорируется  общесоциальное предназначение  государственной власти, призванной  обеспечивать интересы не только  одного класса, но и всего общества;

5) социалистическое  государство представляется единственным  «неэксплуататорским» типом в  отличие от рабовладельческих,  феодальных и буржуазных государств;

6) в  результате всеобщей социалистической  революции уйдет в прошлое  буржуазное государство, а затем  уже и государство как таковое  в процессе неизбежного строительства  коммунистического общества, соответственно  предопределяется временный характер  социалистического «полугосударства»,  характеризуется процесс его  «отмирания».

Однако, несмотря на целый ряд на целый  ряд существенных недостатков, классификация  государств на типы в рамках формационного  подхода, имеющая свою рациональную основу, применяется до сих пор  в совокупности с другими подходами.

§2. Цивилизационный  подход

     Суть  цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В совокупности эти факторы образуют понятие "культура", которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию.

     Ученые  заметили, что духовно-культурные факторы  способны: а) полностью блокировать  влияние того или иного способа производства; б) частично парализовать его действие; в) прервать поступательное формационное движение; г) усиливать социально-экономическое развитие.

     Следовательно, экономические процессы и факторы  цивилизации тесно взаимодействуют, стимулируя развитие друг друга. Это особенно наглядно на примере теории современного американского социолога У. Ростоу, который классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений. Тем самым ученый показал зависимость экономического прогресса от духовно-культурных условий развития общества. Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества.

     Цивилизационный подход к изучению общества позволяет  объяснить многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и избирают разные пути движения к прогрессу.

Выделяют  главным образом этапы цивилизации, например:

а) локальные  цивилизации, существующие в отдельных  регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);

б) особенные  цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.);

в) всемирная  цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее  время и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

     Принцип глобального гуманизма не отрицает национальных обычаев и традиций, разнообразия верований, сложившегося миропонимания и т.д. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Благо человека рассматривается как высший критерий оценки уровня жизни, прогресса общества.

     В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки.

     Это объясняется ключевой ролью государства  в развитии социально-экономической сферы. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.

     Государство вторичной цивилизации не так  всесильно, как в первичных цивилизациях, оно не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс.

     Среди вторичных цивилизаций обычно называют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

     Классификация по цивилизационному признаку страдает схематизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностью. Очевидно, что типологию государств по цивилизационному критерию еще предстоит науке разработать.

Основные  достоинства цивилизационого подхода:

1) духовно-культурные  факторы оказали существенное влияние на процесс развития государственности;

2) при  познании сущности, социальной роли  того или иного государства  необходимо учитывать его духовно-историческое  развитие, идеологию, религию, традиции и иные социальные ценности, существующие в конкретном обществе.

Основные  недостатки цивилизационого подхода:

1) не  учитываются социально-экономические  факторы, которые играют существенную  роль  в государственно-правовой  жизни общества;

2) не  определяется принадлежность политической  власти тому или иному классу, обществу в целом

3) характеристика  общества с позиции культурно-исторического  развития теряет государственно-политический  оттенок и в итоге становится  характеристикой не государства,  а конкретной культурно-исторической  общности.10

§3. Переходное государство

     Исходя  из основных исторических типов государств, формационная теория утверждает, что  в рамках одного и того же исторического  типа государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение  при одинаковой экономической и  классовой базе  и классовой  природе обусловлено наличием специфических  условий – это соотношение  классовых сил в стране, климатические  условия, внешние условия и др.

    Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных государствах власть принадлежит  не одному, а коалиции двух или нескольких классов. Пример – государства, возникавшие  в период перерастания буржуазно-демократической  революции в социалистическую. В  такие периоды возникали и  хотя недолго, но все же функционировали  государства революционно-демократической  диктатуры пролетариата и крестьянства. В первые годы после второй мировой  войны переходную природу имели восточно-европейские государства народной демократии, которые позже мирно эволюционировали в ту или иную разновидность социалистического государства.

     Необходимость ввести в формационную теорию понятие  «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства, что в рамках формационного подхода оказывается  затруднительно описать, объяснить  и спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного  народа.11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    В курсовой работе изучены типы государств, согласно двум подходам – формационному и цивилизационному.

    Как объясняет формационный подход, любое  общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический  базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений  собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

    Последовательное  развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств  производства становятся новые более  прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более  высокому типу общественно-экономической  формации.

    Первый  исторический тип государства –  рабовладельческое государство, возникшее  в результате разложения первобытнообщинного  строя и представляющее собой  политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Второй тип государства – феодальное. Третий – буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип –  социалистическое государство, где  господствует общественная собственность  и власть трудящихся.

    Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты  ее государственной власти.

    В развитии цивилизации проходят несколько  этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство. Второй – особенные  цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская) с соответствующими типами государств.

Информация о работе Типология государства