Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:28, курсовая работа
Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало объективной основой концептуального плюрализма типологии государств.
Этим и объясняется актуальность данной работы. Целью работы является по возможности полное рассмотрение различных критериев для типологизации государств и непосредственно типов. Исходя из этой цели, можно выделить несколько конкретных задач этой работы:
- Изучить понятие «типология государства»
- Рассмотреть возможные критерии и основы для классификации государств
- Описать выделяемые типы государств
Работа состоит из двух глав. В первой главе мною были рассмотрены основные определения, виды типологии государства. Во второй главе я описал подробно основные подходы к классификации государства. В работе была использована учебная и научная литература различных авторов.
Введение..................................................................................................................3
Глава I. Основные положения…...........................................................................6
§1. Понятие типологии государства…………………………...….……....…….6
§2. Основные подходы в типологии……………………………….………...….9
Формационный подход ………………………………………..…………...12
Цивилизационный подход ……………………………………..…………...14
Глава II. Типология государства…………………………………….………..18
§1. Формационный подход…………….………………………...….…………18
Рабовладельческое государство…………………………...….….……… 18
Феодальное государство……………………………………….….………20
Буржуазное (капиталистическое) государство ………….…......………21
Социалистическое государство………………………………...….……..24
§2. Цивилизационный подход………………………………………..…...…...27
§3. Переходное государство ………………………………….……...………..30
Заключение...........................................................................................................32
Список литературы………………………………….………..………………34
В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающего его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей.
Цивилизационный
подход к решению вопроса о
соотношении государства и
Каждое
государство становится полем борьбы
двух видов воздействия на него:
формационного и
В работах А. Тойнби, С. Хантингтона и других выделяются те культурные и цивилизационные критерии, которые позволяют классифицировать различные типы государств. Например, у С. Хантингтона выделяются христианские, особенно православные, и мусульманские цивилизации, которые, по его прогнозу уже вошли в противостояние.
Такой
подход наполняет конкретным содержанием
такие категории, как «Восток-Запад»
и «Север-Юг». Формационные критерии
мало что объясняют в современных
государственных
Формационный подход
До
последнего времени в теории государства
и права вопросы типологии
государств рассматривались
Марксистский подход в исследовании исторического процесса (известная «триада» К. Маркса) предполагал деление мировой истории человеческого общества на три больших периода (макроформации): первичный (архаичный), вторичный (экономический) и третичный (коммунистический), получившие название общественных («Gesell-schaftformation», «formation de la societe»), которые применяются для обозначения глобальных исторических эпох.
Под первичной (архаичной) и третичной (коммунистической) общественными формациями К. Маркс понимал общества, в которых отсутствуют отношения эксплуатации.
Основными
критериями такой классификации
являются наличие или отсутствие
частной собственности, эксплуатации
человека человеком, антагонистичных
классов, товарного производства. В
этом случае вполне можно считать, что
макроформации идентичны
Понятие «экономическая общественная формация» свидетельствует о том, что главной чертой, свойственной всем включенным в нее периодам, К. Маркс считал экономический характер жизнедеятельности общества, т.е. такой способ взаимодействия между членами социума, который определяется не религиозными, нравственными или политическими, а в первую очередь хозяйственными, экономическими факторами, иными словами, период, характеризующийся господством в общественной жизни отношений, базирующихся на частной собственности, индивидуальном обмене и возникающей как следствие этого эксплуатации.
При
формационном подходе в основу деления
истории социального развития положена
идея естественно-исторического
Каждая
новая общественная формация на первом
этапе становления обеспечивает
прогресс в развитии производительных
сил в силу того, что производственные
отношения по своему характеру опережают
их уровень. Второй этап характеризуется
соответствием характера
Наряду
с формационным подходом к решению
вопроса типологии государств широко
применяется Цивилизационный
Для истории вообще, и истории государства и права в частности, характерна такая форма систематизации научного материала, как периодизация. В наше время колеблются устои привычной систематизации – по общественно-экономическим формациям и соответственно по типам государства и права. Прежняя четкая схема: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое государство и право – заменяется другими категориями, строго говоря, исключающими всякую периодизацию. Наиболее модным стал так называемый Цивилизационный принцип. При нем общества и государства характеризуются по внешним признакам культуры, порой трудноуловимым. Вместе с тем большинство авторов используют маленькую хитрость: они подменяют прежние формации новыми «цивилизациями». Рабовладельческое общество становится античным, феодальное – средневековым, буржуазное – «современным» и т.д. Очевидно, что такое новшество мало что дает науке.7
При
цивилизационном подходе тип
государства и права
В
последнее время этот подход все
чаще связывают с именем английского
ученого-историка А. Тойнби. Прежде всего
он подходит к исследованию истории
как совокупности человеческих отношений,
так как ее подлинный предмет
– жизнь общества, взятая как
во внутренних, так и во внешних
аспектах. Внутренняя сторона есть
выражение жизни любого данного
общества в последовательности глав
его истории, в совокупности всех
составляющих его общин, а внешняя
– это отношения между
А.
Тойнби пишет, что культурный элемент
представляет собой душу, кровь, лимфу,
сущность цивилизации; в сравнении
с ним экономический и тем
более политический планы кажутся
искусственными, несущественными, заурядными
созданиями природы и движущих сил
цивилизации. Понятие цивилизации
он сформулировал как относительно
замкнутое и локальное
Эти
общества принято называть цивилизациями
(полностью независимых –
Из
21 цивилизации, считает А. Тойнби, сохранились
лишь те, которые смогли последовательно
освоить жизненную среду на основе
разделения труда, приобщиться к
социальным ценностям на базе социального
подражания, перейти из статического
состояния в динамическое и развить
духовное начало во всех видах человеческой
деятельности (египетская, китайская,
иранская, сирийская, мексиканская, западная,
дальневосточная, православная, арабская
и т.д.). Каждая цивилизация придает
устойчивую общность всем государствам,
существующим в ее рамках. Интересно,
что А. Тойнби характеризует и
альтернативный способ возникновения
цивилизации – «через отчуждение
пролетариата от правящего меньшинства
ранее существовавших обществ, утративших
свою творческую силу. Правящее меньшинство
такого рода обществ статично, и
отделение пролетариата представляет
собой динамическую реакцию именно
на эту статичность, что в конечном
счете оказывается главным
Представляется,
что понятие «цивилизация»
Глава II. Типология государства
§1. Формационный подход