Типология государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало объективной основой концептуального плюрализма типологии государств.
Этим и объясняется актуальность данной работы. Целью работы является по возможности полное рассмотрение различных критериев для типологизации государств и непосредственно типов. Исходя из этой цели, можно выделить несколько конкретных задач этой работы:
- Изучить понятие «типология государства»
- Рассмотреть возможные критерии и основы для классификации государств
- Описать выделяемые типы государств
Работа состоит из двух глав. В первой главе мною были рассмотрены основные определения, виды типологии государства. Во второй главе я описал подробно основные подходы к классификации государства. В работе была использована учебная и научная литература различных авторов.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава I. Основные положения…...........................................................................6
§1. Понятие типологии государства…………………………...….……....…….6
§2. Основные подходы в типологии……………………………….………...….9
Формационный подход ………………………………………..…………...12
Цивилизационный подход ……………………………………..…………...14
Глава II. Типология государства…………………………………….………..18
§1. Формационный подход…………….………………………...….…………18
Рабовладельческое государство…………………………...….….……… 18
Феодальное государство……………………………………….….………20
Буржуазное (капиталистическое) государство ………….…......………21
Социалистическое государство………………………………...….……..24
§2. Цивилизационный подход………………………………………..…...…...27
§3. Переходное государство ………………………………….……...………..30
Заключение...........................................................................................................32
Список литературы………………………………….………..………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по ТГП.docx

— 62.49 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Глава I. Основные положения…...........................................................................6

§1. Понятие типологии государства…………………………...….……....…….6

§2. Основные подходы в типологии……………………………….………...….9

   Формационный  подход  ………………………………………..…………...12

   Цивилизационный подход  ……………………………………..…………...14

Глава II. Типология государства…………………………………….………..18

§1. Формационный подход…………….………………………...….…………18

   Рабовладельческое государство…………………………...….….………  18

   Феодальное  государство……………………………………….….………20

   Буржуазное (капиталистическое) государство ………….…......………21

   Социалистическое  государство………………………………...….……..24

§2. Цивилизационный подход………………………………………..…...…...27

§3. Переходное государство ………………………………….……...………..30

Заключение...........................................................................................................32

Список  литературы………………………………….………..………………34 
 
 
 
 
 

Введение

     Тема  курсовой работы – «Типология государства». Вопрос о типах государства и их классификации является актуальным и одним из основных в теории государства и права. Актуальность заключается в следующем: развитие и становление государственности  у каждого общества и  государства свои из-за следующих условий: географических; политических; религиозных, таким образом,  главный вопрос типологии государства в их правильной  классификации. На протяжении истории было изобретено много подходов к типам государства (основными являются формационный авторы К.Маркс, и Ф.Энгельс; и цивилизационный авторы А.Тойнби и У. Ростоу).

     Особенности государства конкретного исторического  периода определяются состоянием и  уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной  власти, суверенитета) государство  по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.

     Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в  развитии государственно-организационного общества у различных народов  в различное историческое время  позволяют, тем не менее выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.

     Аристотель  считал, что основными критериями разграничения государств являются:

1.     Количество властвующих в государстве 

2.     Осуществляемая государством цель.

     По  первому признаку он различал правление  одного, правление немногих, правление  большинства. По второму признаку все  государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель считал главное различие государств в том, какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

     Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) – естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается  по бесконечному кругу, который включает фазы зарождения, становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят  одна в другую, и цикл повторяется  вновь. История подтверждает, что  цикличность в развитии государственно-организованного  общества – закономерный процесс. Тем  не менее, главное в воззрениях Полибия  состоит в том, что за основу смены  циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении  государственной власти и человека.

     Разнообразие  научных подходов в оценке этого  чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало  объективной основой концептуального  плюрализма типологии государств.

     Этим  и объясняется актуальность данной работы. Целью работы является по возможности  полное рассмотрение  различных  критериев для типологизации  государств и непосредственно типов. Исходя из этой цели, можно выделить несколько  конкретных задач этой работы:

- Изучить понятие «типология государства»

- Рассмотреть возможные критерии и основы для классификации государств

- Описать выделяемые типы государств

Работа состоит из двух глав. В первой главе мною были рассмотрены основные определения, виды типологии государства. Во второй главе я описал подробно основные подходы к классификации государства. В работе была использована учебная и научная литература различных авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Основные положения

§1. Понятие типологии  государства.

     Понятие государства. Понятие государства неразрывно связано, по меньшей мере, с двумя методологически очень важными обстоятельствами.     

     Первое. Государство - это всегда итог, результат  социально-духовного, политического, культурного, психоэмоционального творчества людей, общества. Оно представляет собой материально-предметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда. Оно -объективно меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества. Государство может и реально переживает, например, такие фазы в своем существовании - становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества. В связи с этим, естественно, может со стороны общества или исследователя меняться не только субъективная оценочная, ситуативная характеристика государства, но и само его понятие. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства, одинаково успешно "работающее" и объясняющее государства в различные эпохи, в различных формациях и цивилизациях его существования.

     Второе. В процессе познания нельзя смешивать  понятие (или определение) и понимание государства. Одно из назначений определения государства состоит в том, чтобы выделить государство из окружающих его мира вещей, форм, институтов в различных сферах жизни общества и человека. Определение государства лежит в самом начале познания государства. Понимание же государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы понятий и определений, в которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства - сущность, формы, функции, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган и др. Понять государство - это значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений

различных сторон государства, т.е. создать своего рода его конкретный теоретический портрет.1

     Понятие типология. Типология — осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев).

     Тип государства это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно экономической формации или(и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества2.

     Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных  для каждого типа, признаков. Типология  может рассматриваться как разновидность  классификации, которая включает в  себя:

а) исследование оснований деления на типы;

б) характеристику самих типов.

     Вообще  классификация является не только способом упорядочения, систематизации результатов  научных исследований, но и мощным средством получения нового знания: она позволяет предсказать существование  неизвестных ранее объектов (характерный  пример - таблица химических элементов  Менделеева) или вскрыть новые  связи и зависимости между  уже известными явлениями.

     Формациониый  и цивилизационный подходы - это  подходы не только к делению государств на типы. Типология государства на их основе - это частный случай формационного и цивилизационного подходов к познанию истории вообще, к познанию истории общества.

     В основе формационного подхода лежит  понятие "общественно-экономическая  формация" (почему подход и назван "формационным"), которая призвана характеризовать тип общества в  единстве его базиса (типа производственных отношений, экономической структуры  общества) и надстройки. Этот подход разработан в рамках марксистской теории.

     В основе цивилизационного подхода лежит  понятие "цивилизация" (от лат. civilis - гражданский). Само это понятие  характеризуется по-разному. Например, проф. Венгеров определяет цивилизацию  как "социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого  общества и вместе с тем поддерживающую его необходимую интеграцию через  создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей".

     Вообще  основное предназначение термина "цивилизация" видится в том, чтобы обозначить тип культуры. Отсюда и в понимании  цивилизации следует исходить из понимания культуры.

     Дело  в том, что человек как существо не только биологическое, но и социальное, стал, наряду с естественной природной  средой, создавать для себя новую, искусственную среду обитания - "вторую природу". И вот эта деятельность человека и ее результаты и называются "культурой". Основной категорией в оценке и характеристике культуры является понятие "ценность". В  процессе деятельности человек создает  как объекты материальной культуры, так и духовные ценности. В том  числе и такие ценности, как  право и государство.

     С этих позиций цивилизацию можно  определить как своеобразную и целостную  совокупность (систему) материальных и  духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека.3

§2. Основные подходы  в типологии

    Выявление природы государства предполагает рассмотрение как вопроса о его  соотношении с социально-экономическим  строем, так и проблемы типологии  государства. Решение того и иного  вопроса в отечественной теории государства и права ранее  традиционно опиралось на марксистское учение об общественно-экономических  формациях, то есть на формационный подход.

     В соответствии с марксистскими положениями  о формационном подходе классовая  сущность государства, определяется экономическим  фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в  целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим  базисом. Иначе говоря, и по существу, и по форме государство обусловлено  экономическим строем  общества. Оно вторично, а экономика первична. Экономическая структура общества, как подчеркивал Ф. Энгельс, образует ту реальную основу, которой и объясняется  в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Отсюда производный характер государства  от социально-экономического строя4.

    В настоящее время, наряду с формационным подходом широко применяется и другой - цивилизационный подход.

    Понятие «цивилизация» утвердилось в  европейской науке в эпоху  просвещения и с тех пор  приобрело такую же многозначность, как и понятие «культура». С  учетом этой многозначности и разрабатывается  сегодня цивилизационный подход учеными запада и востока. В своих  исследованиях они опираются на труды крупнейших представителей философско-социологической мысли, как О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер, С. Эйзенштадт, П. Сорокин, М. Зингер.

Информация о работе Типология государства