Теория правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена рассмотрению темы «Теория правового государства» не случайно. Развитие концепций «правового государства» всегда волновало, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Философы, юристы и историки, независимо от своих взглядов и научных убеждений, во все времена не обделяли своим вниманием философских и юридических проблем развития и существования правового государства, как практического института.

Содержание

Введение………....................................................................2
Зарождение и развитие идеи правового государства………..5
Формирование концепции правового государства…………..15
Понятие и основные признаки и принципы правового государства…………20
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина как принцип правового государства в современной России………..25
Заключение…………32
Список литературы………….34

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 69.80 Кб (Скачать)

Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак  правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя в условиях такого плюрализма, различные  социальные силы в лице своих политических организаций ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными  методами, в честном политическом противоборстве со своими противниками. Политический и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической организации, и идеологической пристрастности.

Идеологический плюрализм  обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций. Политический и идеологический плюрализм является выражением и  олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену  самому решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической организации, и идеологической пристрастности.

Все права и свободы, перечисленные  в Декларации, должны быть реально  обеспечены в государстве. Это достигается, прежде всего, принятием и проведением  в жизнь разнообразных законодательных  актов, закрепляющих их в соответствующей  сфере общественных отношений.

В числе международных  документов о правах человека также  следует указать Международный  пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию  о правах ребенка.

В закреплении основ правового  положения человека и гражданина большое значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация закрепляет новое  важное положение: общепризнанные международные  нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущества перед законами Российской Федерации и непосредственно  порождают права и обязанности  граждан Российской Федерации. Права  и свободы человека и гражданина также закреплены в Конституции  Российской Федерации, которая была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ст. ст. 2, 6 - 8,13 - 14, а также  полностью глава 2 - права и свободы человека и гражданина ст. ст. 17 - 64) . Часть 3 ст. 55 гласит: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

А статья 56 Конституции Российской  гласит: «Федерации не допускает возможности  ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения (право  на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго  имени, свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами».

Статья 2 гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства". Статья 17 закрепляет положение  о том, что в Российской Федерации  признаются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права. В  соответствии со ст. 17 права и свободы  человека неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения, являются непосредственно  действующими (ст. 18). Это означает, что  государственные и судебные органы, должностные лица в своей деятельности непосредственно руководствуются  и применяют нормы Конституции. На основании статьи 80 Конституции  Российской Федерации Президент  Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации  вправе приостанавливать действие актов  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим  судом (часть вторая статьи 85 Конституции).

 В Российской Федерации  все равны перед законом и  судом. Конституцией провозглашается  недопустимость использования прав  и свобод для посягательства  на конституционный строй, права  и свободы других лиц, недопустимость  лишения человека прав и свобод  и их ограничения. Значительное  внимание уделено в Конституции  личным, гражданским и политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право частной собственности охраняется законом (ст. 35). Закрепляется право частной собственности на землю (ст. 36) , а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), что обеспечивает создание надежной конституционной базы для продвижения экономической реформы, стабильного развития рыночной экономики. Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит: "1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной, власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд... " Конституцией Российской Федерации гарантируются: право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст. 47); право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст. 50). Существуют и другие декларируемые Конституцией Российской Федерации гарантии прав и свобод человека.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Эта  защита обеспечивается не только наличием в Конституции общего положения (ст. 46), но и специальным закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту важнейших прав и свобод - права на тайну переписки (ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25), права  частной собственности (ст. 35). Более  того, статья 46 гарантирует и международно-правовую защиту прав и свобод человека путем  обеспечения гражданам возможности  обращаться, в случае необходимости, в межгосударственные правозащитные  органы. В Российской Федерации гарантируется  государственная защита прав и свобод человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). Решения и действия (или  бездействие) органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46). Никто не может быть лишен  права на рассмотрение его дела в  том суде и тем судьей, к подсудности  которых оно отнесено законом (ст. 47, ч. 1). При этом Конституция впервые  вводит в судебную практику новый  институт - присяжных заседателей. Обвиняемый в совершении преступления имеет  право на рассмотрение его дела судом  с участием присяжных заседателей (ст. 123, ч. 4).

К сожалению, в реальной жизни  повсеместно нарушаются права и  свободы граждан, и не только в  нашей стране, но и во всем мире. Это  выражается в: нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов.

В России отсутствуют специальные  правовые механизмы, которые бы обеспечивали права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни  нередко происходит вопиющее нарушение  самых элементарных прав и свобод. Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и свобод человека - это преступления геноцида, различные способы расовой  дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также  преступления против человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог темы, можно сказать, что в основе организации и деятельности  правового государства лежит принцип разделения властей на  законодательную, исполнительную и судебную. Каждая власть осуществляет свои строго предназначенные только ей функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, тем самым  обеспечивая гарантию против нарушения демократических норм и  злоупотребления властью. Кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае  необходимости корректировать их действия.

Государственная власть в  правовом государстве подзаконна. Ее  подзаконность  выражается   признанием за отдельной личностью неотъемлемых  и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом.

Правовое государство  имеет ряд общих и объединяющих всех членов  гражданского общества правовых основ, которые по своей  сути носят  надклассовый и общечеловеческий характер.

Итак, правовое государство  обеспечивает:

1. Верховенство закона  во всех сферах общественной  жизни.

2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного

 развития.

3. Взаимную ответственность  государства и личности

4. Прочный режим законности  и стабильности правового порядка. 

Так же  понятие правового  государства  концентрируются общечеловеческие ценности, которые сформированные в  процессе  длительного развития государственно и организованного  общества.

Для  России, принявшей  общечеловеческие ценности, нет иного  пути, кроме  как построения и  развития правового государства. Естественный же прогресс  человеческой жизни  вносит и будет вносить новые  элементы в теорию и  практику строительства  правового государства

На данный момент альтернативы правовому государству нет.

Так же, хотелось бы дополнительно  обратить внимание на основные проблемы, связанные с разработкой и  воплощением в жизнь концепции  правового государства, которые  в большинстве своем не влияют на сложность структурирования государственности  как таковой,  на формирование права  в целом и правосознания граждан  в частности.

На основании изложенного  в работе , можно  сделать вывод  о том, что большинство исторический идей и концепций о правовом государстве  не выдерживают критики со стороны  психологического, биологического и  эволюционного пути развития человеческого  общества, а значит, не являются абсолютно  обоснованными.

Правовое государство  для нас это тот горизонт, к  которому необходимо стремится в  своем движении к верховенству Закона, дееспособному гражданскому обществу, справедливому механизму регулирования  взаимоотношений, в общем, к совершенству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1 Нормативно- правовые  акты

  1. Конституция РФ 1993г.
  2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1946 г
  3. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991, 52.

 

2. Книги

1) Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 1915. С. 46.

2) Платон. Законы: Книга 4 / Платон // Антология мировой правовой  мысли: в 5 т.- М., 1999. - С. 148-149

3) Теория государства  и права.  Марченко М.Н. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2004- С. 147

4) Вадим Серов: Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений

5) Античная литература. Рим:  Хрестоматия. М., 1981. С.469

6) Философия права. М., 1990. С. 95

7) История политических и правовых учений.  Под ред. Нерсесянца В.С –М. 1995 С.269

8) История политических  и правовых учений: Учебник Под  ред. О.Э. Лейста М.: Юридическая  литература, 1997. – 576 с.

9) Мазутов Н.И., Малько  А.В. Теория государства и права.  — М., 2007.с.129

10) Черданцев А.Ф. Теория  государства и права: Учебное  пособие. М.:-Юрайт, 2007.с.156

3.Статьи

1)Журнал Знание-сила №  3- 2008 

2) Олег В.М. Политико-правовые идеи и концепции правового государства//журн. Самиздат 2006 № 12-С.2,С.3

3)Политологические статьи. "Историческое развитие социально-политической  мысли"-С 13

4)Маркс К., Энгельс Ф.  Соч. Т. 26. 4.1. С. 371.

5)Абдулаев, М. И. Учение  Канта о праве и государстве. //Правоведение. 1998. - № 3. - С. 148 - 154

6)История политических  и правовых учений.  Под ред.  Нерсесянца В.С –М. 1995 С.269

7)А.А Валентий Соотношений понятий «гражданское общество» и «правовое государство»//журн.современное право 2009 №9-С.26, С.25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 1915. С. 46.

2 Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 1915. С. 46.

3 Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 1915. С. 46

4 Котляревский С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. М., 1915. С. 48

5 Платон. Законы: Книга 4 / Платон // Антология мировой правовой мысли: в 5 т.- М., 1999. - С. 148-149

6 Теория государства и права.  Марченко М.Н. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2004- С. 147

7 Вадим Серов: Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений

8 Теория государства и права.  Марченко М.Н. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2004- С. 147

9 Журнал Знание-сила № 3- 2008 

10 Теория государства и права.  Марченко М.Н. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2004-С. 418

11 Теория государства и права.  Марченко М.Н. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2004-С. 418

12 Античная литература. Рим: Хрестоматия. М., 1981. С.469

13 Теория государства и права.  Марченко М.Н. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2004-С.419

14 Теория государства и права.  Марченко М.Н. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2004-С.419

15 Олег В.М. Политико-правовые идеи и концепции правового государства//журн. Самиздат 2006 № 12-С.2

16 Олег В.М. Политико-правовые идеи и концепции правового государства-С 2

Информация о работе Теория правового государства