Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 14:26, курсовая работа
Данная работа посвящена рассмотрению темы «Теория правового государства» не случайно. Развитие концепций «правового государства» всегда волновало, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Философы, юристы и историки, независимо от своих взглядов и научных убеждений, во все времена не обделяли своим вниманием философских и юридических проблем развития и существования правового государства, как практического института.
Введение………....................................................................2
Зарождение и развитие идеи правового государства………..5
Формирование концепции правового государства…………..15
Понятие и основные признаки и принципы правового государства…………20
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина как принцип правового государства в современной России………..25
Заключение…………32
Список литературы………….34
Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою независимость, с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. По его мнению государственная власть основана на воле народа, который является сувереном. "Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти»18. Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья.
Среди первых, кто дал теоретическое обоснование правового государства, был Спиноза. Он дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законом, обеспечивает действительные права и свободы человека.
Свободу человека Гоббс рассматривал, как «право делать все то, что не запрещено законом»19.
По Д.Локку государство
устанавливает законы для устройства
и учреждения собственности. По словам
К. Маркса, он был "классическим выразителем
правовых представлений буржуазного
общества в противоположность
Ш. Монтескье (1689 - 1775 гг.) развивает теорию разделения властей. Он выделяет законодательную, исполнительную и судебную власть. Путем разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обеспечить соблюдение прав и свобод граждан.
Большой вклад в теорию правового государства внесли Кант и Гегель. Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в "Метафизике нравов", оно представляет собой "объединение множества людей, подчиненных правовым законам"21.
Он считал что, в правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Правовую организацию.Кант так же как и Локк связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом. Такой способ организации власти, по мнению И. Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.
Гегель рассматривал
государство и право как
Термин «правовое государство» в 1813 году впервые применил в своих работах немецкий ученый К. Велькер, а ввел его в научный оборот в 1832 г. немецкий ученый Роберт фон Моль. Он рассматривал правовое государство, как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве.
Проблема правового государства в России имеет глубокие исторические корни. О правовом государстве писали и российские ученые.
С середины XIV до конца XVIII века М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев, А.И.Герцен занимались вопросом о реорганизации Российского общества.
Значительный интерес к теории правового государства был проявлен и российскими правоведами в конце XIX — начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального государства к буржуазному, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы.
Так, знаменитый русский
ученый-юрист, профессор Петербургского
университета Н. М. Коркунов, рассуждая
о механизме обеспечения
а) разделением отдельных функций между различными органами;
б) совместным осуществлением одной и той же функции не сколькими органами (например, двумя палатами парламента);
в) выполнением различных функций одним и тем же органом, но в различном порядке.
Ученый полагал ,что этого мало для обеспечения режима законности . Поэтому он ставил вопрос о создании таких особых средств и органов надзора которые бы следили за соблюдением законности в деятельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций, т. е. жалоб.
Высказанные Н. М. Коркуновым идеи актуальны и сегодня, так как они позволяют обеспечить реальную реализацию прав и свобод граждан.
Российские ученые правоведы М.М.Ковалевский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, С.А. Котлеровский, и В.М. Рессен на основе изучения исторических опытов западноевропейских мыслителей создали концепцию правового государства, применимую к Российской действительности.
Г.Ф.Шершеневич в понятие правового государства включал: а) неотъемлемые права личности, б) правовое самоограничение власти, в) принцип разделения властей, г) подчиненность государства стоящему над ним праву.
Таким образом, идея правового государства, которая зародилась еще в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии нашла свое практическое воплощение в ряде стран мира.
Правовое государство - это такое государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека.
Считается, что прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как реакция на деспотизм и тиранию.
Со времени возникновения
государства и права
2.Формирование
концепции правового
Теоретическая конструкция правового государства, сложилась в ХVIII-ХХ веках. Она включала в себя: разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную), верховенство права, взаимную ответственность личности и государства, установление реальных гарантий прав и свобод личности. идея правового государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, а именно определение частной собственности в качестве первичной и исходной. Правовое государство — тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая, непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей, с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти. В его основу заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Исторически процесс образования правового государства состоял и сейчас состоит в распространении принципа суверенности на право. Этот процесс проходил три этапа. Первый, наиболее ранний по времени, - это признание суверенитета власти. После длительной борьбы за права народа, путем мятежей, восстаний, переворотов и социальных революций был завоеван суверенитет народа. Следующим шагом стала борьба за приоритет права перед властью, волей гражданина, общества или какой-либо его части большинства или меньшинства. Равенство (Паритет) и приоритет означают установление зафиксированных законом отношений между всеми сторонами отношений, особенно сложными между властью и правом не только в силу суверенитета власти (государства) и традиции попрания закона, но потому, что само право создается властью, обладающей преимущественным правом законотворчества. Таким образом, власть должна ограничивать свои права и свободы же созданными ею законами.
Негативное отношение власти к праву, стремление к привилегиям, желание стать выше закона привели к тому, что противоправная практика власти оказалась еще более не преодолимой, чем аналогичная практика граждан, пытающихся действовать вне закона. Потребовалось глубокое преобразование общества и его правосознания, чтобы коренным образом изменить отношение к праву в государстве, а также большая конструктивная работа для преобразования его политической системы в политико-правовом отношении.
Решающим событием в истории
преобразования политико-правовых отношений
стала разработанная и
Но общество в состоянии
добиться этого на достаточно высоком
уровне гражданского, культурного, цивилизованного,
материального и
Основой реально значимых правовых отношений в правовом государстве служат элементарные свойства порядочности, нравственности, чувство долга, сознание ответственности, способность человека и общества к критическому самопознанию, самоотчету, привычка к дисциплине и умение дисциплинировать себя, подлинная гражданственность С гражданственностью, е совместимы такие социальные пороки, как взятка, коррупция, подкуп, подмена общественных связей кровнородственными, клановыми, экономическое, социальное или политическое подполье и т.п.. Член правового государства и гражданского общества пользуется свободой, общественным доверием, уважением, развитым правосознанием, что исключает мысль что исключает мысль о его исключительности, его особом, неподвластном закону статусе, связанным с его положением в обществе, с привилегией стоять выше закона.
Правовое государство
и гражданское общество формируются
совместно, и процесс их создания
занимает длительное историческое время.
Он совершается также вместе с
развитием общества и требует
целенаправленных усилий. Ни правовое
государство, ни гражданское общество
не вводятся единовременным актом и
не могут стать результатом
Именно гражданское общество является одной из главных предпосылок формирования этого государства.
Идея гражданского общества
пережила длительную эволюцию в истории
политической мысли, нон всегда воспринималось
как нечто противоположное
Другую традицию в исследовании гражданского общества представляет подход Г.Гегеля, рассматривавшего гражданское общность как « совокупность индивидов, удовлетряющих свои потребности»24
Правовое государство — многогранное социальное явление
По мнению А.В. Малько, «правовое
государство – такое
А.Ф. Черданцев кратко выражает
суть правового государства так:
«правовое государство –
В ходе общественного прогресса
оно приобретает новые
Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
Основы правового государства (экономическая, социальная, нравственная).
1)Экономической основой
правового государства
2)Социальную основу правового
государства составляет