Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:57, реферат
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.
Сторонники договорной теории различают два вида права. Одно- естественное, предшествующее обществу и государству. Второе- позитивное право- является порождением государства. Естественное право включает в себя такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, свободное развитие, участие в делах общества и государства. Позитивное же право основывается на требованиях естественного.
Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных правах человека и гражданина, которые являются общеобязательными для каждого государства.
Римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что «закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон». Тем не менее, « закон, властвуя над людьми, принуждает его ко многому, что противно природе».[27]
По мере развития человеческой мысли данная теория также совершенствовалась. В XVII- XVIII вв. Она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией. Идеи естественной теории в этот период поддерживались и развивались многими великими мыслителями и просветителями. В Голландии - это Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Томас Гоббс и Локк, во Франции – Жан - Жак Руссо, Гольбах. В России одним из главных представителей этой теории права был Радищев.
Изложенные в их работах идеи нашли закрепление в американской Декларации независимости (1776 г.), во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789 г.) и в других государственных актах. Естественные, прирожденные права человека получили конституционное закрепление во всех современных правовых государствах.
Например в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.:
- каждый имеет право на жизнь ( Глава 2, ст.20 );
- на свободу и личную неприкосновенность ( ст.22 );
- каждому гарантируется свобода мысли и слова ( ст. 29 );
- каждый имеет право на труд и отдых ( ст.37 ).
В цивилизованном
обществе нет оснований для
Теория насилия
Теория насилия
принадлежит к числу
Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумплевича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления - это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. Общество, по мнению Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований.
При таком
положении дела, когда общество состоит
из двух равных лиц, неравенство и
рабство невозможны. Для объяснения
происхождения государства
Австрийский социолог и государствовед Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильного племени более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведет к появлению частной собственности и классов. С частной же собственностью связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, оседлому быту. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего.
Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побежденными, превращается в государство. Лишь там, пишет Каутский, где имеет место внешнее насилие, «возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая - угнетенным и эксплуатируемым классом».
Ссылаясь на пример образования ряда стран Европы и Азии, которые возникали, по мнению ученого, не иначе, как путем насилия, Л. Гумплович сделал окончательный вывод, согласно которому «вследствие подчинения одного класса людей другому образуется государство», а из потребности победителей обладать «живыми орудиями» возникали экономическая основа античной семьи, отношения властвования, существовавшие между господином и его слугою…
[1] Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К.. М., 1999 . стр. 31 - 51
[2] С.А. Комаров. Общая теория государства и права. М., 1997. стр. 36 - 42
[3] А.Б. Венгеров. Теория государства и права. М., 1998. стр. 25 - 57
[4] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие (издание 1910-1912). Т.1. Вып. 1. М., 1995. стр. 212 - 213
[5] Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. М. 1999. стр. 51
[6] Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 1999. стр. 19
[7] Бобылев А.И. Общество, гражданское общество, личность, государство, право. Их взаимодействие на современном этапе / Право и политика. 2001. №3. стр. 70
[8] Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К.. М., 1999 . стр 32
[9] Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997 стр. 20 - 24
[10] А.Б. Венгеров. Теория государства и права. М., 1998. стр. 26
[11] А.Ф. Черданцев. Указ. соч. стр. 53 – 54
[12] А.Б. Венгеров. Теория государства и права. М., 1998. стр.32
[13] Общая теория государства и права. Академический курс / под . ред. Марченко М.Н. Т 1. М.,1998 стр.31
[14]Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. М. 1999. Стр. 41.
[15]Общая теория государства и права. под ред. Марченко М.Н. стр. 39
[16]Теория
государства и права. Учебник
для ВУЗов. Под ред.
стр. 41
[17] Давид Р. Основные правовые системы современности. М. 1998
[18] Венгеров
А.Б. Теория государства и
[19]Мэн Г.С.
Древнее право. Его связь с
древней историей общества и
его отношение к новейшим
1983. стр.15.
[20] Черданцев А.Ф. Указ. соч. стр. 65
[21] Марченко
М.Н. Теория государства и
[22] Там же стр. 24
[23] Дидро Д. Соч. Т. VII. М., 1939. стр. 236.
[24] Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. СПб., 1907. стр. 87.
[25] Руссо
Ж.-Ж. Об общественном
[26] Коркунов М.Н. Лекции по общей теории права. СПб., 1894 С. 184-185.
[27] Гиппий, 460-400 гг. до н.э.