Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:57, реферат
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.
1. Введение.
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития, позволяет чётче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Среди теоретиков государства и права никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории нынешней России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право.
Не оспариваются
и многие другие исторические факты,
касающиеся происхождения государства
и права. Однако этого нельзя сказать
обо всех случаях, когда речь идет
о причинах, условиях, природе и
характере происхождения
В мире всегда
существовало и существует множество
различных теорий, объясняющих процесс
возникновения и развития государства
и права. Это вполне естественно
и понятно, ибо каждая из них отражает
или различные взгляды и
Объектами рассмотрения
в моей курсовой работе выступают
традиционные и современные теории
происхождения государства, а также
особенности концепций
2. Причины и условия происхождения права и государства.
Одним из общенаучных
методов изучения теории права и
государства является исторический
метод, поскольку объективное
Происхождение
права и государства тесно
связано с философским
Если историко-юридические
науки изучают содержание конкретных
исторических периодов происхождения
права и государства, в конкретных
странах, то теория права и государства
исследует общие
Право и государство существовали не всегда. Они появились на известной ступени развития человечества. Как показывают исследования, десятки тысяч лет люди современного типа существовали, не зная государственности, определяя свои отношения правилами обычаев.
Чтобы проанализировать
причины и условия
В теории права и государства обращается внимание на то, что самые ранние формы объединения людей были связаны с неупорядоченными семейно-родовыми связями, которые не носили постоянного характера. Это могли быть отдельные "семьи" и более крупные группы, образующие первобытное стадо. Только по прошествии многих тысячелетий первобытные люди научились создавать более совершенные орудия труда, предметы быта; возникли более устойчивые формы человеческих отношений. Но не только экономические предпосылки составляли основу формирования первобытного общества. В литературе указывается на тот факт, что условием выделения человека из мира природы, развития и формирования общества стали определенные социальные факторы. Одним из таких факторов, по мнению ряда ученых, явился запрет инцеста
(запрет на
кровосмесительные связи). Особенно
эта позиция раскрывается в
работах французского
Дальнейшим развитием социальной организации первобытных людей является родовая община. Научный анализ развития родовой организации на примере североамериканских индейцев дается в уже упоминавшейся выше работе Л. Моргана "Древнее общество". В нашей литературе родовая община представляется как "объединение людей", "группа лиц", "совокупность людей". Краснов и Енгибарян пишут, что, выделяясь из живой природы, люди очень рано стали опираться на такую систему норм и связей, которая заметно отличала их от животных и практически создавала общество как совокупность людей, связанных общими потребностями и целями и взаимодействовавших ради их удовлетворения[6]. При характеристике первобытного общества мы исходим из понятия, что общество — это система общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности[7]. Отсюда и состояние первобытного общества определяется по особенностям функционирования различных сфер жизнедеятельности данного общества. Однако данное общество постоянно находилось в развитии, проходя различные этапы, переживая определенные периоды. Так, профессор В.К. Бабаев в истории развития первобытного общества выделяет три основных этапа: первобытное стадо, родовая община и разложение родовой общины[8]. В других случаях считают, что первобытнообщинный строй последовательно проходит период дикости, т.е. первобытное стадо, и период варварства, который подразделяется на две крупные эпохи — бронзовый век и железный век[9]. Свою классификацию развития первобытного общества дает проф. А.Б. Венгеров. Он выделяет несколько видов такой периодизации — общеисторическую, археологическую, антропологическую[10]. В определенные периоды своего формирования первобытное общество отличалось по уровню развития различных сфер жизнедеятельности: экономической, социальной, по управлению обществом, семейной и других сфер.
Отсюда, главным
условием происхождения государства
и права является достижение определенного
уровня развития общества, возможности
формирования в его недрах элементов
государственности и
Важной предпосылкой
происхождения права и
Существенное
влияние на процесс происхождения
права и государства оказала
религия, религиозные воззрения. Во
многих случаях все отношения
в зарождающихся
В процессе формирования
государств, когда осуществлялось территориальное
обустройство, резко возросла борьба
за перераспределение территорий, участился
их насильственный захват, а в связи
с этим возросла необходимость защиты
традиционно принадлежащих
В рамках объективных факторов происхождения права и государства в отдельных частях мировой территории существовали значительные особенности. Эти особенности достаточно подробно рассматриваются в истории государства и права как России, так и зарубежных стран.
Наряду с процессами первоначального происхождения права и государства следует различать формирование источников права и образование новых государств вместо "отживших свой век государств и правовых систем"[13]. Образование вторичных, третичных государств во многом зависит от субъективного фактора. История знает многочисленные способы образования новых государств и правовых систем. Это - распад колоний, широкомасштабные войны, разнообразные перевороты, мирное объединение нескольких или двух государств и т.д.
3. Некоторые
особенности концепций
Анализ условий и причин происхождения права во многих работах аналогичен исследованию происхождения государства. Их возникновение идет параллельно в рамках единого процесса, отмечает проф. А.Ф. Черданцев. Это закономерно, ибо они тесно связаны между собой, не существуют одно без другого[14]. Вместе с тем, в теории права и государства исследуются особенности происхождения права, т.е. "процесса зарождения, становления права, его первоначального возникновения"[15]. В частности, обращается внимание на такую особенность, которая свидетельствует, что между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства[16]. Табу (запреты), обычаи, ритуалы (в первую очередь брачные), знаки-символы, мифы, правила, нормы и другие социальные регуляторы первобытного общества (по определению А.И. Першица, мононормы) несли нагрузку сохранения рода, племени, их нормального функционирования, были непререкаемы и не нуждались особом органе принуждения. Они отражали природные, естественные связи и не были основаны на каком-либо принципе, обобщающей идее.
Особенностью
происхождения права, как
Особенностью возникновения права является демократический характер его зарождения и появления. Основные источники первобытного общества — обычаи, которые в большей степени являлись прообразом правовых норм, выражали интересы всех членов родовой общины, обеспечивали равенство, справедливость во всей общественной жизни и нередко назывались "право", "правда", Выполнение таких социальных правил обеспечивалось добровольно, поддерживалось общественным мнением.
Важной стороной
зарождения права явилась дифференциация
источников, которые стали основой
формирования правовых систем в будущем.
Дифференцированно следует
защищались слабые и сковывался произвол сильных. Первоначальное становление теории естественного права проходило еще в Древней Греции и Древнем Риме (V-IV вв. до н.э.). В последующие периоды у римских юристов была уверенность в том, что наряду с положительным правом существует и естественное право (jus naturale) как отражение законов и естественного порядка вещей. История развития последующих периодов развития общества свидетельствует, что естественное право обосновывалось не только теоретически, оно завоевывалось народом. В результате Великой Французской буржуазно-демократической революции во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), в США был принят Билль о правах Конституции
США (1791 г.). Все это свидетельствует о том, что в свое время зародились, развивались и существуют самостоятельные правовые системы, основанные на естественном праве, правах человека. К сожалению, современная классификация правовых систем, разработанная Р. Давидом, не предусматривает одну из основных концепций