Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:10, курсовая работа
Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
Введение
1. Понятие формы государства
2. Форма правления
3. Форма государственного устройства
4. Государственно-правовой (политический) режим
Заключение
Список литературы
Политический
принцип предполагает так установить
административно-
Комплексное применение
экономического, национального и
политического принципов, с учетом
сложившихся традиций и иных факторов,
позволяет осуществить
Административно-
Так, например, в
США территории штатов, кроме Коннектикута
и Род-Айленда, делятся на графства.
В двадцати штатах графства подразделяются
на низовые административно-
Территории субъектов Российской Федерации делятся на районы, города, села и поселки. В некоторых областях предприняты попытки восстановить существовавшие в России до Октября 1917г. волости и уезды, а сами области и края переименовать в губернии.
Организация России с точки зрения ее внутреннего построения с учетом национальных и территориальных факторов представляется сложной и настолько важной, что от нее в значительной степени зависят настоящее и будущее нашей страны и ее государственности.
До Октября 1917г.
Россия представляла собой унитарное
государство, главным звеном административно-
Все это с формирующейся
культурно-национальной автономией
обеспечивало необходимую устойчивость
территориальной организации
Революционные события
1917г. охватили все основные сферы
российской действительности, всколыхнув
мощное национальное движение и
активизировав стремление народов
к национальной
В январе 1918 г. III
Всероссийский съезд Советов
принял Декларацию прав трудящегося
и эксплуатируемого народа, согласно
которой Советская Российская республика
учреждалась на основе свободного
союза свободных наций как
федерация советских
Русский народ
не имел своей собственной
С прекращением в 1991 г. существования СССР в Российской Федерации активизировались процессы суверенизации Автономные республики отказались от статуса автономий и приняли Декларацию о государственном суверенитете, автономные области (за исключением Еврейской) провозгласили себя республиками, некоторые автономные округа ставят вопрос о выходе из состава краев и областей, о преобразовании их в республики.
Неоднозначные процессы
идут в исконно русских регионах
— краях и областях. Стремление
к самостоятельности националь
Таким образом, Российская Федерация в настоящее время строится по национально-территориальному и территориальному принципам. Первый положен в основу формирования республик и автономий, второй — краев, областей, городов федерального значения как субъектов Федерации.
Разновариантный характер субъектов Федерации, ее асимметричность требуют четкого, в первую очередь правового, механизма функционирования государственных структур различных уровней, отлаженности системы федеральных связей. Российская Федерация формировалась как федеративное государство на основании закона. Лишь одна автономная республика вступила с Россией в договорные отношения. 20 марта 1919 г. было подписано Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии. Создание в 1922 г. Союза ССР было юридически закреплено договором.
Договорный характер регулирования федеративных отношений был использован в 1992 г. для разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации Но этим договором Федерация не создавалась, им лишь упорядочивались отношения внутри ее Две республики (Татарстан и Чечня) Федеративный договор в 1992 г. не подписали. Но переговорный процесс продолжался, и в 1994 г был подписан договор Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочии
Россия многонациональна и федеративна. Это положение должно лежать в основе российской государственной политики Учет особенностей республик и регионов, наделение их равными социально-экономическими, бюджетно-финансовыми и иными, связанными с собственностью и рыночными отношениями, правами позволит при сохранении многообразия добиться единства по важнейшим стратегическим направлениям, определяющим облик общества, благополучие его народов Возможно, наряду с национальной автономией, созданной по национально-территориальному принципу, образование территориальных автономий, основанных по воле населения и его исторически сложившейся культурно-этнической общности (казачества, например), где это не ущемляет интересов других народов.
Вместе с национальной
и территориальной автономией в
Российской Федерации широкое
Все это призвано способствовать укреплению российской государственности, объединившей в федерации многие народы исторические судьбы которых нерасторжимы.
4. Государственно-правовой (политический) режим
Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.
Это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.
Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.
В зависимости
от характера используемых государственной
властью средств и способов различают
демократический и авто
Рассмотрим подробнее
общие черты
Авторитарный
режим связан с отстранением населения
от управления обществом и
При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти и его значительная часть не избирается, а назначается[6].
Тоталитарный (фашистский, расистский) режим более реакционен и связан с ограничениями не только в политической, но и в личной жизни граждан. При данном режиме любые партии, кроме правящей, возглавляемой вождем, лидером организации и государства, как правило, запрещены. К выборам в парламент (если он существует) не допускается значительная часть населения.
Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государственно-правовых режимах, которые, как правило, носят временный характер.
Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам
Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.
Введение режима
чрезвычайного положения
Решение о введении
особого режима принимается высшими
представительными органами государственной
власти либо высшими должностными лицами
с немедленным уведомлением представительных
органов. Максимальная продолжительность
чрезвычайного положения
Итак, режимы осуществления государственной власти отличаются большим разнообразием. Их специфика определяется зависимостью как от элементов формы государства (абсолютная монархия и унитарная государственность тяготеют к более жестким, централизованным методам управления, а парламентская республика и федеративное построение государства — к введению альтернативных более демократических методов воздействия), так и от иных объективных и субъективных обстоятельств, национальные и исторические традиции, особенности культуры, религии и даже территориальные размеры государства и т.д.
Заключение
Серьезные потрясения переживает посттоталитарное национально-государственное устройство. В многонациональных унитарных государствах неизбежное в переходный период ослабление центральной власти и межрегиональных экономических связей вызывает самоизоляцию административных единиц: игнорирование местными руководителями законов и распоряжений правительства, переход в режим натурального хозяйства. Но по мере возникновения рыночных связующих механизмов и усиления новых государственных структур эти тенденции ослабевают и государственное единство постепенно восстанавливается.
В многонациональных федерациях центробежные процессы осложняются стремлениями наций к подлинному внутреннему, а часто и внешнему, самоопределению. Проявляются ранее подавляемые силой различные (в том числе территориальные) споры и противоречия. Помочь сохранить единое государство способно, как это ни парадоксально, неразбериха в национально - государственном устройстве - использование различных политико-правовых режимов для субъектов, претендующих на разный уровень самостоятельности: автономия, федеративные или даже конфедеративные отношения. Тогда между всеми «самоопределяющимися регионами» остаются определенные связи, а главное - снижается опасность военного разрешения конфликтов.
Список литературы
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 1999.
1.Большой Юридический Словарь. - М., 1998.
2.Денисов А.И. Сущность и форма государства. - М., 1960.
Информация о работе Теории государства и права на тему: Форма государства