Теории государства и права на тему: Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.

Содержание

Введение



1. Понятие формы государства



2. Форма правления



3. Форма государственного устройства



4. Государственно-правовой (политический) режим



Заключение



Список литературы

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 41.48 Кб (Скачать)

 

Политический  принцип предполагает так установить админи­стративно-территориальное  деление страны, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему мест­ного самоуправления.

 

Комплексное применение экономического, национального и  политического принципов, с учетом сложившихся традиций и иных факторов, позволяет осуществить рациональное выделение административно-территориальных  единиц. Их характерные признаки: четко  очерченные границы, компактность, непрерыв­ность и экономическая целостность  территории, право населе­ния формировать  органы государственной власти и  местного самоуправления. Именно в  силу этого права определенная терри­тория  обретает черты, присущие социально-политической орга­низации, и получает статус административно-территориальной  единицы.

 

Административно-территориальное  устройство каждой стра­ны имеет  особенности, а ее подразделения  — свои наименова­ния. В федерациях на административно-территориальные  еди­ницы делятся территории их субъектов, в унитарных государст­вах —  вся территория страны.

 

Так, например, в  США территории штатов, кроме Коннекти­кута  и Род-Айленда, делятся на графства. В двадцати штатах графства подразделяются на низовые административно-террито­риальные единицы: тауншипы и тауны. В штатах создаются спе­циальные округа, в том числе и школьные.

 

Территории субъектов  Российской Федерации делятся на районы, города, села и поселки. В  некоторых областях предпри­няты попытки  восстановить существовавшие в России до Октяб­ря 1917г. волости и уезды, а сами области и края переименовать  в губернии.

 

Организация России с точки зрения ее внутреннего  постро­ения с учетом национальных и территориальных факторов пред­ставляется  сложной и настолько важной, что от нее в значитель­ной степени зависят настоящее и будущее нашей страны и ее государственности.

 

До Октября 1917г. Россия представляла собой унитарное  государство, главным звеном административно-территориального устройства которого были губернии. На окраинах империи на правах губерний с рядом особенностей создавались  войсковые области, где формировались  специальные войсковые казачьи  части, выполнявшие главным образом  оборонительные, но вмес­те с тем  и хозяйственные функции. Ряд  регионов (Польша, Фин­ляндия, отдельные  районы Средней Азии) пользовались доста­точно широкой самостоятельностью.

 

Все это с формирующейся  культурно-национальной автоно­мией  обеспечивало необходимую устойчивость территориальной организации Российской империи.

 

Революционные события 1917г. охватили все основные сферы  российской действительности, всколыхнув мощное наци­ональное движение и  активизировав стремление народов  к наци­ональной государственности. После установления Советской власти создание федеративного государства, построенного по на­ционально-территориальному принципу, стало государственной  политикой.

 

В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов  принял Дек­ларацию прав трудящегося  и эксплуатируемого народа, согласно которой Советская Российская республика учреждалась на осно­ве свободного союза свободных наций как  федерация советских национальных республик, что нашло отражение  и в Конституции РСФСР 1918 г. В  статье II этого Основного Закона говорилось о том, что Советы областей, отличающиеся особым бытом и наци­ональным  составом, могут объединиться в автономные област­ные союзы, которые входят на началах федерации в РСФСР. Так  была заложена правовая основа для  создания федерации по наци­онально-территориальному принципу.

 

Русский народ  не имел своей собственной государственности, предполагалось, что ею является вся  Российская Федерация, в границах которой  в качестве ее субъектов образуются автономии. В таком виде Российская Федерация в 1922 г. объединилась с  другими республиками в Союз ССР.

 

С прекращением в 1991 г. существования СССР в Россий­ской  Федерации активизировались процессы суверенизации Автономные республики отказались от статуса автономий  и приняли Декларацию о государственном  суверенитете, авто­номные области (за исключением Еврейской) провозгласили  себя республиками, некоторые автономные округа ставят во­прос о выходе из состава краев и областей, о  преобразовании их в республики.

 

Неоднозначные процессы идут в исконно русских регионах — краях и областях. Стремление к самостоятельности националь­ных  районов, жизненные реальности побудили и их поставить вопрос об изменении  своего статуса, что привело к  признанию краев, областей, городов  Москвы и Санкт-Петербурга субъекта­ми  Федерации.

 

Таким образом, Российская Федерация в настоящее время  строится по национально-территориальному и территориально­му принципам. Первый положен в основу формирования респуб­лик и автономий, второй —  краев, областей, городов федерально­го  значения как субъектов Федерации.

 

Разновариантный характер субъектов Федерации, ее асим­метричность требуют четкого, в первую очередь правового, меха­низма функционирования государственных структур различных уровней, отлаженности системы федеральных связей. Россий­ская Федерация формировалась как федеративное государство на основании закона. Лишь одна автономная республика вступила с Россией в договорные отношения. 20 марта 1919 г. было подпи­сано Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии. Создание в 1922 г. Союза ССР было юридически закреплено договором.

 

Договорный характер регулирования федеративных отноше­ний был использован в 1992 г. для разграничения  предметов ве­дения и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации  Но этим договором Федерация не создавалась, им лишь упорядочивались отношения  внутри ее Две республики (Татарстан  и Чечня) Федеративный договор в 1992 г. не подписали. Но переговорный процесс про­должался, и в 1994 г был подписан договор Российской Федера­ции и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочии

 

Россия многонациональна и федеративна. Это положение должно лежать в основе российской государственной политики Учет особенностей республик и регионов, наделение их равны­ми социально-экономическими, бюджетно-финансовыми и иными, связанными с собственностью и рыночными отноше­ниями, правами позволит при сохранении многообразия до­биться единства по важнейшим стратегическим направлениям, определяющим облик общества, благополучие его народов Воз­можно, наряду с национальной автономией, созданной по на­ционально-территориальному принципу, образование тер­риториальных автономий, основанных по воле населения и его исторически сложившейся культурно-этнической общности (казачества, например), где это не ущемляет интересов других народов.

 

Вместе с национальной и территориальной автономией в  Российской Федерации широкое распространение  может получить культурно-национальная автономия (немцы Поволжья и других регионов) с тем, чтобы учесть и  сбалансировать интересы различных  народов.

 

Все это призвано способствовать укреплению российской государственности, объединившей в  федерации многие народы исторические судьбы которых нерасторжимы.

 

 

4.            Государственно-правовой (политический)  режим

 

Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполне­нии  своего функционального назначения органы государства взаимодействуют  друг с другом и населением, используя  опреде­ленные наборы средств и  способов управленческого воздействия.

 

Это настолько  важная для всей политической жизни  общества динамичная категория, что  некоторые юристы и политологи склонны  отождествлять ее с формой государства  вообще.

 

Государственный режим отражает уровень и формы  развития демократии, политический климат в стране в определенный пе­риод. Это связано с тем, что государство  занимает центральное место в  любой политической системе. Недаром  политические партии своей главной  целью ставят борьбу за обладание  государ­ственной властью.

 

В зависимости  от характера используемых государственной  властью средств и способов различают  демократический и авто­ритарный  государственно-правовые режимы.

 

Рассмотрим подробнее  общие черты антидемократических  режимов власти.

 

Авторитарный  режим связан с отстранением населения  от уп­равления обществом и государством с существенным ограниче­нием его  основных прав и свобод. Различают  конституционно-авторитарные и тоталитарные разновидности авторитарного ре­жима.

 

При конституционно-авторитарном режиме ограничения де­мократии  получают законодательное закрепление  в конститу­ции, которая лишь формально  провозглашает даже весьма огра­ниченные  права и свободы граждан. При  этом запрещается или существенно  ограничивается деятельность оппозиционных  пар­тий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент стано­вится  придатком исполнительной власти и  его значительная часть не избирается, а назначается[6].

 

Тоталитарный (фашистский, расистский) режим более реак­ционен и связан с ограничениями не только в политической, но и в личной жизни граждан. При данном режиме любые партии, кроме правящей, возглавляемой вождем, лидером организации и государства, как правило, запрещены. К выборам в парламент (если он существует) не допускается значительная часть насе­ления.

 

Особо следует  сказать о переходных и чрезвычайных государ­ственно-правовых режимах, которые, как правило, носят вре­менный характер.

 

Переходные режимы формируются в результате победы ради­кальных оппозиционных сил, могут  существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направ­ленностью. Среди них своей  спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных  переворотов. При этих режимах вся  власть в центре и на местах принадлежит  военным и назначаемым ими  чиновникам

 

Чрезвычайные  государственно-правовые режимы устанавли­ваются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных ката­строфах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормаль­ному функционированию государственных институтов. Они  могут распространяться как на всю  территорию государства, так и на его отдельные регионы.

 

Введение режима чрезвычайного положения связано  с запре­щением митингов, шествий, демонстраций, ограничением сво­боды печати и других средств массовой информации приоста­новлением  деятельности некоторых политических партий пере­движения транспортных средств, установлением комендантско­го  часа и т.д.

 

Решение о введении особого режима принимается высшими  представительными органами государственной  власти либо высшими должностными лицами с немедленным уведомлением представительных органов. Максимальная продолжительность  чрезвычайного положения устанавливается  законом и при необ­ходимости может быть продлена лишь по решению  компетент­ных органов государства.

 

Итак, режимы осуществления  государственной власти отли­чаются  большим разнообразием. Их специфика  определяется за­висимостью как  от элементов формы государства (абсолютная монархия и унитарная  государственность тяготеют к более  жест­ким, централизованным методам  управления, а парламентская республика и федеративное построение государства  — к введе­нию альтернативных более демократических методов  воздейст­вия), так и от иных объективных  и субъективных обстоятельств, национальные и исторические традиции, особенности  культуры, религии и даже территориальные  размеры государства и т.д.

 

 

 

Заключение

 

Серьезные  потрясения  переживает  посттоталитарное  национально-государственное устройство.  В многонациональных унитарных государствах  неизбежное  в переходный  период  ослабление  центральной власти  и межрегиональных экономических связей  вызывает  самоизоляцию  административных  единиц:  игнорирование местными  руководителями  законов и распоряжений  правительства,  переход в режим натурального  хозяйства.  Но  по  мере  возникновения рыночных  связующих механизмов  и усиления  новых государственных структур  эти тенденции ослабевают  и государственное единство  постепенно  восстанавливается.

 

В  многонациональных  федерациях  центробежные  процессы  осложняются  стремлениями  наций  к  подлинному  внутреннему,  а  часто  и  внешнему,  самоопределению.  Проявляются   ранее  подавляемые  силой  различные  (в  том  числе  территориальные)  споры  и  противоречия.  Помочь  сохранить  единое  государство  способно,  как  это  ни  парадоксально,  неразбериха  в  национально - государственном  устройстве -  использование  различных  политико-правовых  режимов  для  субъектов,  претендующих  на  разный  уровень  самостоятельности:  автономия,   федеративные  или  даже  конфедеративные  отношения.  Тогда  между  всеми  «самоопределяющимися  регионами»  остаются  определенные  связи,  а  главное - снижается  опасность  военного  разрешения  конфликтов.

 

 

 

Список литературы

 

1.  Венгеров  А.Б.  Теория государства и права.  – М., 1999.

 

1.Большой Юридический  Словарь. - М., 1998.

 

2.Денисов А.И.  Сущность и форма государства. - М., 1960.

Информация о работе Теории государства и права на тему: Форма государства