Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:10, курсовая работа
Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
Введение
1. Понятие формы государства
2. Форма правления
3. Форма государственного устройства
4. Государственно-правовой (политический) режим
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1. Понятие формы государства
2. Форма правления
3.
Форма государственного
4. Государственно-правовой (политический) режим
Заключение
Список литературы
Введение
Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Четкого соотношения
между типом и формой государства
нет. Из-за этого, с одной стороны
в пределах государства одного
и того же типа могут встречаться
различные формы организации
и деятельности государственной
власти, а с другой стороны государства
различного типа могут обличаться в
одинаковую форму. Своеобразие конкретной
формы государства любого исторического
периода определяется, прежде всего,
уровнем зрелости общества и государственной
жизни, целями и задачами, которые
ставит перед собой то, или иное
государство. Другими словами, категория
формы государства
Кроме того, серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его традиции, религия, национальные особенности, географические и природные условия и многие другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями и объединениями, партиями, общественными движениями и другими организациями.
1. Понятие формы государства
Категория формы
государства показывает особенности
внутренней организации
Научное исследование различных аспектов формы государственности имеет важное теоретическое и практическое значение. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы.
Более полное представление
о форме конкретного государст
Форма правления
характеризует порядок
Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные).
Государственно-правовой режим представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти.
В юридической
литературе в качестве элемента формы
государства выделяется, как правило,
не государственный, а политический
режим. Однако, на наш взгляд, категория
политического режима больше характеризует
не государство, а политическую систему
в целом, так как складывается
в результате функционирования
как государства, так и политических
партий, общественных организаций,
политических движений, органов местного
самоуправления, т.е. всех субъектов
политической системы, использующих
богатую палитру средств
В зависимости от особенностей набора средств и способов государственного властвования различают:
- демократические
- авторитарные
государственно-правовые
2. Форма правления
Теоретическая наука
выделяет и исследует общие закономер
Существенные
черты той или иной формы государства
нельзя понять и объяснить, отвлекаясь
от характера тех производствен
Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.
Среди факторов,
обусловливающих специфику
На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.
При анализе формы
государств следует учитывать также
и влияние международных связей.
При современном многообразии экономических,
политических, культурных и иных зависимостей
между странами даже экономически мощные
государства не могут полноценно
развиваться в международной
изоляции. В этой связи происходит
известная адаптация
Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия —
это форма правления, при которой
вся полнота государственной
власти сосредоточена в руках
одного человека — монарха (царя,
короля, шаха, императора, султана и
т.п.), который наследует ее как
представитель правящей династии и
осуществляет пожизненно, выполняя и
функции главы государства, и
функции законодательной, а во многом
и функции исполнительной
Республика — форма правления, при которой государственная власть делегируется коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единоличному органу, избираемому на определенный срок.
При этом следует
отметить, что в процессе исторического
развития формы правления
Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской.
Среди монархий значительное
распространение получили восточные
деспотии, которые, будучи прообразом
неограниченной монархии, представляли
собой такую форму правления,
при которой вся полнота власти
принадлежала наследственному монарху,
деспоту, единолично управляющему страной
при опоре на сильный военно-
Особо следует сказать и об империях, которые явились такой сложной формой государственного устройства, которая создавалась насильственно при различной степени зависимости объединяемых территорий от верховной власти.
Республиканская форма правления существовала в виде аристократической и демократической республик.
В аристократической
республике основная масса населения
даже формально отстранялась от участия
в выборах высших органов государственной
власти. Таковыми были Спарта и Римская
республика V—II вв. до н.э. В Риме вся
реальная власть была сосредоточена
в руках должностных лиц
В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V—IV вв. до н.э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.
При феодализме также
существовали монархические и рес
Раннефеодальная
монархия создавалась в процессе
завоевания и передела территорий,
формирования крупных земельных
собственников. В результате разрушительных
войн, при опоре на народное ополчение,
сердцевину которого составляла господствующая
этническая группа (монголы у Чингисхана),
монарха ми создавались огромные
раннефеодальные империи с
Монархия периода феодальной раздробленности завершала процесс феодализации земель и населения. В этих условиях некоторые крупные земельные собственники приобретали значительное экономическое, политическое и военное влияние. Поэтому монарх вынужден был довольствоваться положением «первого среди равных». Его власть в отношении крупных феодалов носила номинальный, иллюзорный характер.
Развитие товарно-денежных
отношений, консолидация средних и
мелких земельных собственников, а
затем и горожан в борьбе против
феодальной раздробленности привели
к созданию единой, централизованной
сословно-представительной монархии,
в которой формально
Укрепление экономически
и политически независимой
Республики при феодализме носили городской характер. Они создавались по мере роста могущества и независимости некоторых крупных городов, устанавливающих господство не только над прилегающей сельской территорией, но и над некоторыми мелкими городами, а порой и колониями (Новгород, Псков, Венеция, Генуя, Флоренция).
Развитие буржуазной
государственности шло на основе
провозглашения
Монархия как
форма буржуазного государства
стала в значительной степени
лишь отражением национальных традиций
государственного
Республика стала наиболее распространенной формой государственности. Она представлена двумя ее основными разновидностями — парламентской и президентской республиками. Главное различие между ними состоит в особенностях политической 0тветственности правительств (совета, кабинета министров).
В классической парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством или даже меньшинством в парламенте (однопартийное, коалиционное), и несет перед парламентом политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия (Италия, Германия, Индия и др.)[3].
Информация о работе Теории государства и права на тему: Форма государства