Теории государства и права на тему: Форма государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы является чрезвычайно интересной. Актуальность данной темы определяется практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.

Содержание

Введение



1. Понятие формы государства



2. Форма правления



3. Форма государственного устройства



4. Государственно-правовой (политический) режим



Заключение



Список литературы

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 41.48 Кб (Скачать)

 

Президент такой  республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей  из членов парламента. Формально он может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальным главой государства.

 

В классической президентской  республике республике президент одновременню является и главой государства и главой исполнительной власти. Поэтому он свободен в выборе министров, а парла­мент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом. Президент в президентской республике, как и парламент, избирается населением и потому непосредственной ответственности перед парламентом не несет, однако нуждается в его поддержке (особенно в вопросах бюджета). В то же время он не может распустить парламент. Отношения между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов (США, Сирия, Зимбабве).

 

Последние десятилетия  показывают, что классические формы  парламентской и президентской  республик не всегда способству­ют  согласованности и взаимодействию высших органов государ­ства, что  ведет к снижению управляемости  государством, к кри­зису всей политической системы. Так, если в парламентской  рес­публике парламент состоит  из многочисленных противоборству­ющих  фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и  отставки. Президентская же республика имеет тенден­ции к авторитаризму.

 

Для устранения этих и некоторых иных негативных проявле­ний  создаются смешанные, «гибридные»  формы современной го­сударственности. Это выражается в том, что на основе демокра­тизации политических режимов  практически утрачиваются раз­личия  между монархией и республикой. Ведь в настоящее время существуют такие монархии, где глава государства (индивидуаль­ный или даже коллегиальный) не наследует трон, а переизбирается через определенный период времени (Объединенные Араб­ские Эмираты, Малайзия). В то же время в некоторых современ­ных республиках при тоталитарных режимах проявляется монар­хический признак — несменяемый глава государства.

 

Достаточно широкое  распространение и признание  получила, практика государственного строительства, когда на основе сни­жения  роли президента в президентской  республике и повыше­ния его роли в парламентской республике создаются  полупрези­дентские, полупарламентские республики. К таким странам можно отнести: Австрию, Ирландию, Португалию, Финляндию, Польшу, Францию.

 

Конституция Российской Федерации, устанавливая смешан­ную форму  правления, призвана обеспечить стабильность и ра­ботоспособность правительства  за счет его подконтрольности парламенту при усложненной процедуре объявления вотума не­доверия и президенту при  его лидирующей роли в структуре  ор­ганов власти.

 

Социалистическая  государственность по своей сути может су­ществовать только в  форме республики. Впервые социалистичес­кая  республика как форма государства  возникла в 1871 г. в Пари­же и просуществовала  всего 72 дня.

 

Советская социалистическая республика как государственная  форма народовластия возникла в  России на рубеже столетий. Впервые  к управлению обществом и государством были допуще­ны широкие слои населения. Однако тоталитарный режим коммунистической партии, не допускавший инакомыслия, исполь­зующий жесткие методы управления обществом, в итоге привел Россию к экономическому и политическому  кризису, дискреди­тировал саму идею социализма.

 

Народно-демократическая  республика как форма социалис­тического государства возникла в ряде стран  Европы и Юго-Восточной Азии в  конце 40-х - начале 50-х годов (Венгрия, Польша, Чехословакия и др.). В этих странах, как и в советской  России, несмотря на формальное признание  политического плюрализма, устанавливалось  моно­польное правление коммунистических партий как руководящих и направляющих сил, осуществляющих догматическую  по со­держанию политику марксистско-ленинского государственного строительства.

 

 

3.            Форма государственного устройства

 

Территориальная организация государства — явление  слож­ное и многоэлементное, означающее определенный порядок устройства, выделение  и взаимосвязь отдельных его  составных частей. Это национально-государственное  и административно-территориальное  устройство, экономическое и специальное  районирование.

 

Под государственным  устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация  государства, соот­ношение целого и  его частей. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения  центра и мест.

 

Государства современного мира по форме национально-госу­дарственного  устройства являются либо унитарными, либо феде­ративными.

 

Унитарное (от латинского — единство) — это государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-тер­риториальные единицы (области, округа, районы и др.).

 

При этом унитарные  государства могут иметь в  своем составе автономные, т.е. самоуправляющиеся, образования. Классичес­кий пример в этом отношении — Испания, где  наряду с такими историческими областями, как страна Басков и Каталония, вы­деленными по национальному признаку, созданы  и территори­альные автономии.

 

Унитарные государства  характеризуются единством территории, населения и власти, действующей  в пределах государства. Они имеют  единую систему права и государственных  органов. Их законодательные органы могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные парламенты. Так, например, парламент унитарной Великобритании состоит из двух палат: Палаты общин  и Палаты лордов. Такая система  сложилась в Англии к концу XIII в., на ее сохранении сказался и незавершенный  компромиссный характер английской буржуазной революции XVII в. Палаты парламентов  унитарных государств в отличие  от федераций не имеют специ­ального  представительства от тех или  иных регионов страны.

 

Федеративное (от позднелатинского — объединение, союз) есть сложное государство, состоящее  из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При  этом субъекты образуются по национальному  или территориальному принципу либо федерация создается, используя  и первое, и второе начала.

 

Федерации, основанные на территориальном принципе, ока­зались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались (СССР, Чехословакия, Югославия), или испытывают большие  сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена  многонациональным составом населе­ния (Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация).

 

В основу нынешнего  федеративного устройства России поло­жены  национально-территориальный и территориальный  прин­ципы. Они присутствуют и в  устройстве таких федераций, как  Канада, Индия. При этом федеративное устройство может спо­собствовать  решению национального вопроса  и обеспечивает де­централизацию власти, разграничивая полномочия центра и  ре­гионов.

 

Субъектами федерации  являются государства или государст­венные образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием. Так, в составе США пятьдесят  штатов, ФРГ — шестнадцать земель, Швейцарии —двадцать три кантона. В составе Российской Федерации  двадцать одна республика, шесть краев, сорок девять областей, два города федерального зна­чения, одна автономная область, десять автономных округов.

 

Законодательный орган федерации традиционно  состоит из двух палат, в одной  из которых представлены ее субъекты. Когда в 1787 г. на Конвенте в Филадельфии  разрабатывалась и прини­малась Конституция первой в мире федерации  — Соединенных Штатов Америки, возникли разногласия о порядке представительства  штатов в Конгрессе. В качестве компромисса  было ре­шено создать две палаты — Палату представителей, число  кон­грессменов в которой зависит  от населения штатов, и Сенат, в  котором каждый штат независимо от величины его территории и численности  населения представлен двумя  сенаторами.

 

По такой схеме  строятся парламенты всех федераций  мира. Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации со­стоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Каждый субъект Федерации  в Совете Федерации имеет по два  представителя.

 

Территории федераций  состоят из территорий входящих в  них государств и государственных  образований «Российская Феде­рация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», — говорится  в статье 4 Конституции России. Право

 

выхода из состава  федераций за их субъектами в современных  конституциях не признается, что обеспечивает единство и це­лостность государства. Республики, входившие в Союз ССР, в силу Договора 1922 г. об образовании  СССР и последующих об­щесоюзных и республиканских конституций  таким правом наде­лялись. Но оно  не реализовывалось за все шестьдесят девять лет существования Союза.

 

Попытка южных  штатов выйти из состава США привела  к гражданской войне 1861 — 1865 г. и  к утверждению принципа не­делимости федерации, получившего подтверждение  в заявлении Верховного Суда о  том, что Соединенные Штаты есть неруши­мый союз, состоящий из нерушимых  штатов[4]. На большой госу­дарственной печати США, отражая данное положение, начерта­ны слова: «Из множества — единство».

 

Федеративные  государства характеризуются тем, что наряду с общефедеральной  Конституцией и законодательством  конститу­ции и законы имеют и  субъекты федерации. Но они не обладают верховенством на своей территории. Конституция Российской Федерации  и федеральные законы имеют верховенство на всей территории федерации. Конституция  и законы США являются высшими  законами страны. Аналогичные положения  содержатся в конституциях ряда других государств (Аргентины, Венесуэлы, Канады, Мексики), распространяя действие общефедеральных  законов, принятых по вопросам компетенции  федерации, на всю ее территорию.

 

Признак федеративных государств — наличие общефедераль­ного  гражданства и гражданства членов федерации.

 

Исторически известна и такая форма объединения  государст­ва, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной  организаций. Конфедерации как объединения  государств создавались для достижения глав­ным образом внешнеполитических и военных целей. Они были известны периоду становления буржуазных государств, некото­рые из них распались, другие явились переходной формой к  более прочным федеративным связям. Такие федерации, как США, Швейцария, прошли в прошлом стадию конфедеративного союза. Конфедерациями были: Нидерланды (1579—1795), США .(1776— 1787), Швейцарский союз (1815— 1848), Германский союз (1815-1866) и др.

 

Конфедерация  есть союз государств, объединенных одним  или несколькими общими органами при сохранении каждым го­сударством  своего суверенного существования. Попытки созда­ния конфедераций имелись и в XX в., но они оказались  неудач­ными. Современные конфедерации просуществовали недолго. Это Объединенная Арабская Республика, включившая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединившая на несколько лет Сенегал и Гамбию.

 

Создание конфедераций возможно и в будущем. Их характер­ные признаки следующие: создание конфедерации, как правило, закрепляется договором; суверенитет сохраняется за каждым субъектом конфедерации и не распространяется на все объедине­ние в целом; конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач; субъекты конфе­дерации имеют право  выхода и нуллификации, т.е. отмены дей­ствия  актов органов конфедерации на своей  территории; конфе­дерации не имеют  общей конституции, единой денежной систе­мы, единого гражданства[5].

 

Каждое суверенное государство вправе самостоятельно опре­делять характер своих отношений  с другими государствами, дей­ствуя  на основе общепризнанных принципов  и норм междуна­родного общения, а также решать проблемы внутреннего  устрой­ства в соответствии со своими интересами.

 

Независимо от форм национально-государственного устрой­ства  территории государств подразделяются на административ­но-территориальные  единицы. Административно-территори­альное устройство не сводится к простому географическому де­лению территории. Оно необходимо для рациональной организа­ции жизни людей, производства и управления. В его основу положено несколько принципов, наиболее универсальными среди которых являются экономический, национальный и поли­тический.

 

Экономический принцип  предполагает учет естественно-гео­графических  и производственных особенностей страны, разме­ров ее территории, численности  и плотности населения, его тя­готение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей  сообщения, размещение производительных сил.

 

Национальный  принцип немаловажен в многонациональных  государствах. Его суть в том, чтобы  одноименные народы не были искусственно, вопреки их желанию, разделены по различным административно-территориальным  единицам. Характерное действие этого  принципа можно наблюдать в административно-территориальном  устройстве многонационального Дагестана  — субъекта Российской Федерации. Отдельные  районы этой рес­публики — Лакский, Ногайский, Табасаранский — носят наиме­нование тех народов, которые в них преобладают и являются коренными.

Информация о работе Теории государства и права на тему: Форма государства