Тенденции развития и проблемы планирования как функции управления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данного научного исследования является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства. Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Определить само понятие “управление”;
Выявить составляющие эффективности государственного управления;
Дать характеристику процесса формирования и факторам, исконно влияющим на государственное управление в Российской Федерации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. "Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления. " 5
1. 1 Управление, как социальное явление. 5
1. 2 Специфика государственного управления. 7
1.3.Цель,функции и принципы государственного управления. 9
1. 4 Особенности государственного управления в современной России. 14
Глава 2. " Механизмы повышения эффективности государственного управления. ” 20
2. 1 Социально-политический аспект эффективности. 20
2.2. Эффективность, как способ антикризисного существования и развития. 22
2.3.Субъективный фактор повышения эффективности государственного управления. 25
2.5. Региональный аспект повышения эффективности государственного управления. 36
Заключение 40
Список используемых источников 43

Работа содержит 1 файл

Оглавление.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

4. Устанавливая в законодательном  порядке классическое государственно-правовое  служебное отношение, необходимо создавать законодательство, регулирующее правовой статус других

государственных служащих, состоящих в трудовых (частно-правовых) отношениях с государственными органами. (34 с. 35) Эти лица также заняты определенным трудом на государственной службе, однако они не должны выполнять специфических государственных задач и функций, которые находятся в компетенции только Высшей категории служащих. Государствено-служебные отношения “простых” государственных служащих будут возникать на основе другого способа замещения должности в государственной администрации–путем заключения трудового договора, содержание которого подлежит регулированию частным правом (например, трудовым). Начало реформе всей системы государственной службы может положить реформирование административного права, регулирующего отношения публично-правового характера. В будущем предстоит развитие и конституци

онно-правовых норм о  государственной службе. В 1991 году в  одном из проектов Конституции России содержалась глава, посвященная государственной службе. Следует отметить, что все проекты Конституции России 1991-93 гг. включали в текст статью о равном доступе граждан к государственным должностям (для поступления на государственную службу). Современный уровень конституционно-правового регулирования вопросов государ-ственной службы является весьма не полным и страдает неопределенностью.

На основе политического  консенсуса о необходимости единой федеральной государственной службы (и, следовательно, единого федерального служащего законодательства и служебного права), федеральным органам государственной власти нужно предпринять все возможное по реализации установленных в Конституции РФ полномочий с целью создания так называемого “рамочного законодательства” о государственной службе. Все субъекты РФ, основываясь на разработанных и принятых на федеральном уровне законодательных актах, будут разрабатывать и принимать собственные нормативные акты, регулирующие государственно-службные вопрос.

Концепция реформирования государственной службы РФ определяет следующие этапы реформы:

Конституирование института  федеральной государственной службы. Установление статуса федерально-государственного служащего. Систематизация и спецификация процесса прохождения федерально-государственной  службы. 
 
    Формирование единой системы государственной службы.

Крупный специалист в  области управления персоналом профес-сор  К. С. Бельский определяет три этапа  реформирования государственной службы:

Начальный этап охватывающий 1993-94 гг. должен был характеризоваться  по его мнению утвержденном указами Президента РФ ряда важнейших норм правовых актов о государственной службе: 
 
    положение о федеральной государственной службе;

типовых положений о  государственной службе субъектов  РФ и органов местного самоуправления (многие из которых к сожалению, в этот период не были приняты).

2. Основной этап охватывает 1993-97 гг. В течение этого времени  реформа государственной службы  осуществляется не только на  федеральном уровне, но и на  других управленческих уровнях:  в аппарате управления субъектов РФ и в органах местного самоуправления

5 июля 1995 г. “Закон  об основах государственной службы  РФ” Российская газета 1995 г. 3 августа. (41)

3. Завершающий этап  охватывает все последующее время  до конца 90-х годов. Главное  мероприятие на этом этапе–координация всего нормативно-уровневого материала о государственной службе, сведения всех законодательных актов в один и создание Кодекса гражданской службы, нормы которые могли бы регламентировать весь круг государственных служебных отношений в РФ.

Реформирование государственной  службы до планируемых пределов –длящийся  процесс, связанный (а во многом и  зависимый от других обстоятельств  с другими реформами со многими  дополнениями и изменениями, происходящими  внутри самого государства и законодательства). Серьезный государственный подход к проблемам государственной службы требует учета многих факторов управленческих, политических, экономических, правовых. Изменения, происходящие в обществе, экономике и политике, непременно будут влиять на формирование новой системы государственной службы. Реформа государственного управления и реформа государственной службы взаимосвязаны между собой. Надо учитывать дореволюционный опыт советский, международный. Реформирование государ-ственный службы в других государствах–бывших социалистических, подтверждают, что этот процесс очень медленный. Можно сказать, что уже сформировалась общемировая законо-мерность, которая выражена в том, что место государства и его позиции на мировой арене от двух взаимоопределяющих факторов- качества подготовки специалистов и условий, создаваемых для раскрытия и использования их потенциальных возможностей и спо-собностей. Стратегическая задача государственной кадровой поли-тики формирование высокопрофессионального, стабильного и оп-тимально сбалансированного аппарата управления. Его призвание - эффективно решать задачи и выполнять функции федеральных орга-нов.

2. 4 Информационный аспект  повышения эф-фективности государственного  управления.

Мировая обществоведческая  мысль второй половины двадца-того столетия рассматривает все происходящее в мире в рамках парадигмы: аграрное общество индустриальное общество - информационное общество (постиндустриальное). Можно сказать, что мы живем сейчас в информационном обществе, где ценность ин-формации трудно переоценить, а, точнее, она является одной из базисных основ, которые цементируют общество. "Кто владеет инфо-рмацией, тот владеет миром" - это аксиома. Особо важное значение она преобретает в органах государственного управления, обеспе-чивая его рациональность и эффективность. Информационное обеспечение является базой, на которой строится управленческая деятельность государственного аппарата. Информацию здесь следует рассматривать как некую совокупность различных сообщений, сведений, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях и т. д. Эти сведения, будучи собранными, систематизированными и преобразованными в пригодную для использования форму, играют в управлении исключительную роль. Информация, циркулирующая в органах государственного управления, разнородна и разнообразна. Она может относиться к внешнеполитической, экономической, социально-политической и экологической обстановке. Информация этих видов имеет самостоятельную ценность также для соответствующих региональных управленческих структур, когда они выступают как органы, принимающие решения в пределах своей компетенции. Кроме того, она служит в качестве основы для нормативных документов. Информацию в органах государственного управления можно классифицировать по разным основаниям и признакам. В литературе уже делались попытки классификации социально-управленческой информации при изучении проблем информатизации и технологизации социального пространства (Г. Атаманчук, М. Рассолов, Ю. Батурин и др. ). Поскольку упра-вленческая информация представляет собой определенное отражение социальной действительности (а также природной в той мере, в какой она вовлечена в орбиту общественной человеческой деятельности), признано, что ее следует классифицировать прежде всего в зависимости от степени соотнесения с этой действительностью, реальными процессами, протекающими в ней

Информация может быть как официальная, так и неофициальная, общая и отраслевая, горизонтальная и вертикальная. При разделении информации внутри органа управления на первое место ставится информация для руководителя, на второе для должностных лиц.

Попробуем определить главную  цель государственного управления. Таковая  состоит в том, чтобы на базе собранных  исходных данных получить вторичную, обработанную информацию, которая служит основой для принятия управленческих решений. Достижение этой цели складывается из решения ряда частных задач, таких, как сбор первичной информации, ее хранение, распределение между структурными подразделениями органа управления и их работниками, подготовка к переработке, собственно переработка, предоставление органу управления в переработанном виде, обеспечение прямых и обратных связей в ее циркуляции.

Говоря о классификации  информации в органах государствен-ного управления, целесообразно воспользоваться  классификацией, данной весьма квалифицированным специалистом в области управленческой информации Т. Закупень, эксперта Департамента по вопросам СНГ Аппарата Правительства РФ. "(39) Представляется, что информацию, циркулирующую в органах государственного управления, надо классифицировать вначале на уровне структурных подразделений. Затем следует выделить и рассмотреть специфические виды социальных сведений, данных, сообщений и фактов, которые характеризуют информацию, проходящую через органы управления. Далее, основываясь на так называемых конкретных, частных классификациях, можно ставить вопрос о классификации информации на уровне всех управленческих структур.

Информацию в структурных  подразделениях органа управления можно  классифицировать по следующим основным признакам:

• функциональному назначению и характеру деятельности структурных  подразделений;

• отношению сообщения  к субъекту, управляющему структурным  подразделением; • типу связи структурного подразделения и внешней среды (осуществляется прямая и обратная связь по обмену информацией путем налаживания постоянных контактов, проведения пресс-конференций, брифингов, информационных встреч. ) • отношению к целевой функции структурного подразделения.

• логическому содержанию. Информация структурного подразделения может подразделяться на три самостоятельных под-множества - о субъектах органа управления, объектах его управленческого воздействия (регионах, предприятиях и организациях, гражданах) и присущих им свойствах и отношениях. • физической форме представления

• процедурам преобразования (вероятностные, социологические, моделирующие, аналитические, вычислительные и т. д. ).

• степени преобразования (основная, или вновь поступающая; обработанная в аналитические и  прогнозные записки, теле-радио-фотоматериалы; сгруппированная в информационные ежене-дельники и бюллетени)

Данная классификация  является отнюдь не беспорной, но представляется наиболее полной. Следует остановиться на другом важном моменте, связанным  с классификацией информации - это  ее необходимость. В целом классификация позволяет получать весьма ценные сведения об информации, содержащейся в структурных подразделениях госаппарата, способствует решению многих принципиальных вопросов проектирования информационной системы госуправления и анализа соответствующего обеспечения структурных подразделений. (52) Не располагая исчерпывающими данными о важнейших свойствах и характеристиках информации, нельзя оптимизировать ее, обеспечивать заданную точность, надежность и эффективность использования.

Требование к информации как к средству повышения эффективности государственного управления:

1. Информация - это стратегический  ресурс. Она должна быть полной, актуальной, достоверной, охватывать  весь спектр интересующих госструктуру  проблем, собираться регулярно,  с определенной периодичностью и в необходимых объемах.

2. Информация должна  отвечать комбинации целей, которые  ставит управленческая структура,  с теми средствами, которыми она  намерена их добиваться. Ее качественность  и достаточность позволяют госструктуре  иметь перед собой действенный план, определять реальные и точные цели управленческих воздействий.

3. Систематизация, обработка,  аккумулирование и экспертиза. Организацию  этой работы, а также анализ  поступающей информации, ее объемов,  качества и актуальности можно возложить на соответствующий орган, например информационно-аналитический отдел или аналитическую группу. Такое подразделение наряду с определением результативности поступающей информации должно прогнозировать ее влияние на деятельность органа управления. Говоря о функциональных обязанностях данной службы можно выделить следующие пожелания: отслеживание информации обобщение информации по конкретному вопросу систематизацию оценок конкретной проблемы формулирование выводов.

В качестве приоритетного  направления в организации данной службы должно быть правовое регулирование вопроса, касающегося ответственности за информационное обеспечение в органах государственного управления. В противном случае велика вероятность, что информация, направляемая в управленческую структуру, будет искажена. Поскольку от достоверности, своевременности и полноты информации зависит качество принимаемых решений, эти акты должны также предусматривать конкретную жесткую ответ-ственность за предоставляемую информацию. Введение таких мер позволит существенно повысить качество информационного обеспечения и управляющего воздействия органов государственной власти.

4. Помимо официальной  информационной системы должна  использоваться и неформальная  система. Неформальная система  в отличии от формальной не связана структурными ограничениями и последовательностью отдельных операций.

5. Аксиомой является  тот факт, что информация обладает  только потенциальной возможностью  стать полезной для пользо-вателя. Действительная цена информации  выявляется после ее ис-пользования, часто через несколько лет. Следовательно, принцип, которого придерживаются японские менеджеры, является един-ственно верным - не делить первичную информацию на нужную и ненужную, а собирать всю. В органах государственного управления данное умозаключение приобретает особенно глубокий смысл.

Информация о работе Тенденции развития и проблемы планирования как функции управления в России