Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:29, курсовая работа
Целью данного научного исследования является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства. Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Определить само понятие “управление”;
Выявить составляющие эффективности государственного управления;
Дать характеристику процесса формирования и факторам, исконно влияющим на государственное управление в Российской Федерации;
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. "Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления. " 5
1. 1 Управление, как социальное явление. 5
1. 2 Специфика государственного управления. 7
1.3.Цель,функции и принципы государственного управления. 9
1. 4 Особенности государственного управления в современной России. 14
Глава 2. " Механизмы повышения эффективности государственного управления. ” 20
2. 1 Социально-политический аспект эффективности. 20
2.2. Эффективность, как способ антикризисного существования и развития. 22
2.3.Субъективный фактор повышения эффективности государственного управления. 25
2.5. Региональный аспект повышения эффективности государственного управления. 36
Заключение 40
Список используемых источников 43
3. Это, безусловно, границы
распространения государст-
Итак, Государственное управление - это практическое, органи-зующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Термин “государственное
управление”широко используется в
отечественной и зарубежной научной
литературе, а также в законодательстве
многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные
основания для выделения данного вида
государственной деятельности.
1.3.Цель,функции и принципы государственного управления.
Оценка и анализ состояния
государственного управления РФ и поиски
решений по повышению производительности государствен-ного
управления в сложившейся в Российской
Федерации ситуации затруднены непроясненностью
ряда общественно-политических и особенно
обострившихся экономических проблем,
которые выступа-ют обьективными основаниями
для самого государственного управ-ления.
В данный момент мы должны ответить на
принципиальные вопросы, без ясного понимания
ответов на которые государственное управление
как технология их реализации не имеет
большого значения. Нужно определиться
в следующих моментах:
1. В каком направление мы движемся?
В данном контексте следует
ответить на вопросы, являющиеся концептуальными,
системообразующими: Определиться, какое
общество мы желаем построить и действительно
можем. Определить адекватность ресурсов,
которыми мы располагаем и охарактеризова-ть
ту политическую волю, которой мы обладаем.
Да, безусловно, на данном этапе идет реструктуризация
общественно-экономической формации,
произошел переход к частной собственности,
мы находимся в плоскости рыночных отношений
и живем в демократи-ческой стране со всеми
недостатками этой модели в рамках нашего,
специфического общества. Но данные ценности
и завоевания явля-ются общим выбором
и весьма неопределенным. На основе выбора
в пользу данных ценностей нельзя построить
и сформулировать новую концепцию государственного
управления. Надо определиться в специфике
нашего общества и выделить общее и частное
в рамках мирового опыта. Здесь следует
принять во внимание огромный спектр факторов:
от исторической специфики до особенностей
менталитета.
2. В чем истоки преобразуемого нами общества?
Как мы видим, этот вопрос
органически перекликается с
предыдущим, так как выбор пути
включает в себя отбор и сохранение
элементов накопленных знаний и
их целевое исполь-зование... Ведь нельзя полностью отторгать идеи социализма
и считать, что они не востребованы. Немало
от идей и принципов социализма взято
и практически реализовано во многих странах.
Как пример можно взять идеи "нового"
курса Ф. Д Рузвельта. Значит нам нужен
более глубокий и критический анализ,
необходимо вычленить то, что является
функциональным для развития будущего
общества, а что выявило свою несостоятельность.
Нам необходимо ранжировать общественные
элементы, произвести селекцию элементов,
которые могут быть адаптированы. Уже
более 10 лет мы живем в переходном обществе
и систему государственного управления
необходимо адаптировать к интересам
всего социального состава общества и
ни в коем случае не допускать социального
антаганизма.
3. Какие действия нужно совершать в переходный
период?
Этот вопрос является вполне логичным, так как достижение лю- бых целей всегда связано с использованием соответствующих средств, ресурсов, форм и методов и в определенной мере они накладывают свой отпечаток на конечный результат. Можно говорить о большом количестве подобного рода опыта в современном обществе и рассматривать историю совершения действий по выходу из кризисного, переходного общества через призму аналогий, но данное рассмотрение теряет свою проблематику, так как потеряна специфика нашей страны, на материале которой происходит рассмотрение.
Итак, целесообразно остановиться на основополагающем и очень сложном этапе формирования целей государственного управления. Как известно, цели выполняют обширные побудительные, стимулирующие и регулирующие функции. Цели государственного управления возникают на основе целей лежащих в основе жизнедеятельности данного общества. Они являются производными от целей общества.
Это лишь весьма общий обзор тех целей, которым призвано служить государственное управление. Но архиважным является создание "древа целей", в котором были бы оперативные и стратегические, конечные и промежуточные, общие и частные цели. Цели должны представлять собой симбиоз, синтез, то есть некую целостность. Но, данную целостность нужно соединить с адекватными средствами, методами и формами их реализации, ибо в противном случае даже правильно поставленные цели в процессе их реализации будут искажены.
Функции государственного управления - объективно обусловленные виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы. Это специфическое воздействие государства причем важно отметить, что оно является целостным. На набор функций государственного управления влияют по крайней мере 2 фактора: состояние, структура, самоуправляемость общественных процессов, то есть совокупности управляемых объектов и , безусловно, место и роль государства в обществе. Таким образом, можно сделать умозаключение, что государство, а государственное управление как его производная, является с одной стороны тем элементом, который осуществляет насилие, т. е так называемым " легитимным насилием", а с другой стороны оно играет подчиненную обществу роль и определяется потребностями, желаниями и интересами общественного развития. Говоря о таком противоречии, хочется сделать шаг в сторону ограничения и замещении, а точнее, в первый момент вообще о ликвидации данной функции ( я имею ввиду " на-силие " ). Но, ликвидировав данную функцию, нужно заполнить чем-то вакантное место, и здесь на ум приходит лишь механизм самоуправления, в противном случае мы будем поставлены перед фактом, когда организующие и регулирующие механизмы будут девальвированы и настанет так называемый вакуум управляющего воздействия, то есть хаос, произвол.
Таким образом, речь должна идти о проработке, выборе и оценке тех общественных институтов, которые способны взять на себя функции государственного управления и обеспечить их должную реали-зацию. Оптимальным вариантом было бы нахождение некоего балан-са, так как в современном обществе мы являемся свидетелями уме-ньшения государственного сектора ( приватизация в данный момент рассматривается одним из основных способов повышения эффективности в государственном секторе), но с другой стороны, повышения роли государственного регулирования в организации и разработке политики в сфере организации рыночных отношений.
Функции государственного управления:
К сожалению, постулат неоконсерваторов о всеобщем, про-низывающем все сферы общественной жизни рыночном регу-лировании в рамках нашей страны не может найти подтверждение. Здесь важно определить специфические функции государства, чтобы данные функции не ушли на откуп рыночным механизмам, а сделать так, чтобы государство определило объем данных функций на федеральном уровне и на уровне рыночных механизмов. Результативность в данном случае должна осуществляться на уровне налогов, льгот, инвестиций - это и есть контроль в сфере рыночной экономики. К специфическим функциям я отношу: научно-техническое развитие, контроль и регулирование за сферой трудовых отношений и, естественно, финансовая система. Данные функции стоят особняком и требуют строжайшего контроля со стороны государства, так как в противном случае можно говорить об угрозе безопасности страны. То есть при их реализации необходимо учитывать все особенности развития страны, ее специфику.
Не секрет, что многие трансформации и преобразования в государственном управлении проходят хаотично и весьма субъективно. Методологически целостного подхода к государственному управлению нет и это следует признать. Мы поставлены в ситуацию, когда нет комплексного механизма в создании, трансформации структур как на федеральном, так и на местном уровне. В данном контексте необходимо поговорить о принципах государственного управления. Итак, принцип(от лат."principium" - первоначало, основа) как понятие теории отражает в системе государственного управления закономерности, отношения, взаимосвязи между ее элементами. То есть, те закономерности и отношения общественно-политической жизни, содержания, организационной структуры и жизнедеятельности компонентов государственного управления, выраженные в виде определенных научных положений, закрепленных в большинстве своем правом и применяемых в теоретической и практической управленческой деятельности людей. Прежде всего, в проблеме принципов государственного управления можно выделить 3 взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта:
• Онтологический ( этот аспект включает в себя генезис прин-ципов, их взаимосвязи с природой, сущностью, местом и ролью тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые они отражают. )
• Гнесеологический ( анализ характера принципов, языка, логики и структуры их адекватной научной интерпретации )
• Методологический ( указывает на механизмы теоретичес-кого и практического применения принципов )
Очевиден тот факт, что на данный момент нельзя говорить о полном познании всех закономерностей, отношений и взаимосвязей и описании их посредством принципов. Практическое же осуществ-ление принципов государственного управления не зависит от них самих, а определяется отношением к ним людей. Не столь важно знать принципы, а уметь ими пользоваться в практической деятель-ности, в практическом управлении. Поскольку принцип государственного управления призван вначале в научной, а потом в правовой форме выражать закономерности, отношения, взаимосвязи, объективно существующие в государственном управлении и имеющие особое значение для его организации и функционировании. Говоря о технологии выявления и обоснования принципов государственного управления, можно предложить следующие индикаторы, требования:
- Отражать существенные
закономерности, отношения и взаимосвязи.
- Закономерности, отношения и взаимосвязи
должны быть устойчивыми - Закономерности,
отношения и взаимосвязи должны быть присущи
государственному управлению, как целостному
социальному явлению;
- Отражать специфику государственного
управления.
Рассматривая систематизацию принципов государственного управления, можно наблюдать некую неоднородность, что свидетельствует о больших трудностях в данной области. В данной работе использована систематизация, позаимствованную из труда Г. В Атаманчука " Теория государственного управления":
Принципы государственного управления:
Информация о работе Тенденции развития и проблемы планирования как функции управления в России