Тенденции развития и проблемы планирования как функции управления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данного научного исследования является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства. Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Определить само понятие “управление”;
Выявить составляющие эффективности государственного управления;
Дать характеристику процесса формирования и факторам, исконно влияющим на государственное управление в Российской Федерации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. "Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления. " 5
1. 1 Управление, как социальное явление. 5
1. 2 Специфика государственного управления. 7
1.3.Цель,функции и принципы государственного управления. 9
1. 4 Особенности государственного управления в современной России. 14
Глава 2. " Механизмы повышения эффективности государственного управления. ” 20
2. 1 Социально-политический аспект эффективности. 20
2.2. Эффективность, как способ антикризисного существования и развития. 22
2.3.Субъективный фактор повышения эффективности государственного управления. 25
2.5. Региональный аспект повышения эффективности государственного управления. 36
Заключение 40
Список используемых источников 43

Работа содержит 1 файл

Оглавление.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

2.3.Субъективный фактор повышения эффективности государственного управления.

Обозначение данных проблем выводит нас на субъективный фактор государственного управления, то есть на людей, на персонал, который должен обеспечивать проводимость тех решений, которые созревают в недрах властных структур. Реформирование государственной службы РФ объективно потребовало обеспечить органы власти надежными, инициативными, профессионально грамотными специалистами, способными эффективно выполнять возложенные на них функции. Необходимым условием решения поставленной задачи является нормативно-правовое регулирование деятельности государственной службы и функционирования ее персонала, определение порядка регулирования процессов подбора, перемещения, оценки кадров....

Управление персоналом государственной службы является важной основной частью государственного управления. Однако, в Конституции РФ, принятой в 1993 г. , отсутствует термин “государственное управление”, что привело к появлению точки зрения о неправомерности признания государственного управления как государственно-правовой категории.

Такие суждения нельзя признать объективными. Дух и буква таких статей Конституции предполагают активное влияние государства на экономические, политические, социально-культурные процессы. Особенно это касается органов государственной власти, их персонала, что получило юридическое выражение в принятии Федерального закона “Об основах государственной службы РФ”. (4 с. 14-15) Закон позволяет поставить работу с персоналом органов государственной власти на прочную законодательную основу и научный фундамент.

Среди двенадцати (12) принципов  государственной службы, содержащихся в ст. 5 Федерального закона, к проблемам управления персоналом относится семь (7): равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

единство основных требований, предъявляемых к государственной службе. профессионализм и компетентность государственных служащих; 
 
    гласность в осуществлении государственной службы;

ответственность государственных  служащих за подготавливаемые и принимаемые  решения, неисполнение либо не надлежащее исполнение своих должностных обязанностей; 
 
    внепартийность государственной службы.

стабильность кадров государственных служащих в государственных  органах. С одной стороны, закон  четко определил требования к  чиновнику, с другой –определил права  и гарантии служащего в отношениях с государством. Управление персоналом государ-ственной службы–явление сложное и слабо изученное. Почти не выявлена его специфика и приоритетные направления в условиях демократизации общества и перехода к рынку. Управление персоналом - это внутреннее качество системы (государственной службы), основными элементами которой являются субъект–управляющий элемент (руководитель органа государственной власти и кадровая служба этого органа) и объект–управляемый элемент (персонал органа государственной власти), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации. Проблема не так проста и очевидна, как может показаться на первый взгляд.

Эффективность управления персоналом может быть обеспечена только на основе четкого определения субъектов  и объектов этого воздействия, разграничения функций руководства и кадровой службы в решении кадровых вопросов, тем более преувеличение роли последнего.

Именно руководство  органа государственной власти решает главные кадровые значения, утверждает состав аттестационных и конкурсных комиссий, принимает по их выводам управленческие решения, освобождает от занимаемых должностей сотрудников.

В подготовке и нормативном  оформлении этих решений велика роль кадровых служб органов государственной  власти, но их функции в управлении персоналом сводятся к проблемам улучшения качества персонала, его профессионального развития, подготовки, переподготовки, консультирования.

Следовательно, управление персоналом государственной службы выступает как целенаправленное упорядоченное воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемые непосредственно субъектом управления. В серьезном научном обосновании нуждаются функции управления персоналом. Функции управления–важный элемент понятийного аппарата, теории управления. Однако различные источники дают разное их толкование. Но большинство исследователей придерживаются той точки зрения, что функции управления связаны с деятельностью и являются отражением свойств функционирующего объекта (субъекта управления), конкретной формой проявления по сущности.

Применительно к сфере  управления персоналом государственной  службы можно считать, что функции–это  основные направления содержания управленческой деятельности органа государственной  власти, его кадровой службы. Правомерно выделить функции универсальные, пригодные для любого процесса управления, и конкретные специфические функции кадровой службы, выражающие содержание ее управленческого воздействия.

К универсальным функциям относятся: планирование, организация, координация, регулирование, контроль. Именно они отражают сущность процесса управления. К специфическим функциям кадровых служб и служб управления персоналом относятся: административная, функция прогнозирования, социальная, повышения качества служебной деятельности мотивации, информационно-аналитическая. Специфики функции являются рабочим инструментом осуществления общих функций. Принципиально важно подчеркнуть, что специфические функции подвижны. С изложением социально-политических условий, места и роли государства в обществе они расширяются или сужаются в зависимости от общественных потребностей и возможностей государства.

Управление персоналом государственной службы явление  многогранное. Оно одновременно выступает  как система организации, как  процесс, как структура. 
 
    Проблемы реформы государственной службы РФ

Анализ действующего законодательства и современных  тенденций развития государственной  службы в РФ позволяет сделать  основные выводы относительно направлений  реформы государственной службы.

1. Современное государство  характеризуется наличием множества разнообразных задач и функций от профессионального и точного осуществления которых зависит существование всей общественно-политической системы. Поэтому оно должно включать в свой организм профессиональный служебный корпус, организации и деятельность которого регламентируются законодательными актами. Очевидно, что в данном случае речь идет о таком обязательном государственно-правовом институте, который называется “государственная служба”, во многих странах ее именуют “публичная служба” (ФРГ, Испания, Бельгия), а в некоторых– “гражданской службой”. В России употребляется термин “государственная служба”. В царской России наряду с понятием “государственная служба” использовался термин “общественная служба” (последнюю можно было рассматривать эквивалентом “публичной службы”). Термин “государственная служба” распространен также в Англии, Ирландии.

Бывшая советская государственная  служба по своим критериям и существенным признакам противоречила концепции  рациональной бюрократии. Во многом она базировалась на абстрактных, следовательно второстепенных и не важных для практики принципах. Изменение социализма и государственно-правовой ситуации в стране обусловило необходимость реформирования государственной службы. Современная государственная служба России представляет собой с юридической точки зрения правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идет поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. В этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения. Современное законодательство позволяет утверждать, что Россия находится на пути возрождения института профессионального чиновничества. Этот институт, основываясь на профессионализме,

способностях политическом нейтралитете служащих и качественным исполнением ими служебных обязанностей, обеспечивает во многих странах стабильное государственное управление и является важнейшим фактором сохранения и позитивного развития государственности.

2. Реформа государственной  службы в РФ началась вместе  с принятием 1990-94 гг. новых законов  и других нормативных актов.  На необходимость проведения  реформы государственной службы  ученые постоянно обращали внимание. Однако эти мероприятия осуществлялись до последнего времени без достаточно разработанного плана реформирования государственной службы, без четких представлений об этапах и сути нововведений в сфере государственной службы. И только в конце 1993 года одновременно с утверждением указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года “Положения о федеральной государственной службе”(44) были опубликованы тезисы концепции реформирования государственной службы в России. В научной литературе уже появились критические заметки по поводу этих тезисов. В 1992 году в специальном издании Российских кадров России были также опубликованы тезисы концепции развития государственной службы.

Авторы программы (тезисов) реформы государственной службы определили несколько этапов реформы. Однако в этих тезисах трудно увидеть конкретную цель правовой реформы и модель будущей государственной службы: реформировать старую государственную службу (с какими целями и на каких принципах? ) или создавать новую (отвечающую каким требованиям? ). Каковы цели правового регулирования отношений в сфере государственной службы? Очевидно, что с юридической точки зрения до сих пор не установлена цель реформы и правовая модель государственной службы в России.

Социально-политическая цель реформы, показывающая практический желаемый результат, предельно ясна: “Основной смысл реформы государственной  службы заключается в том, чтобы, с одной стороны, образовать количественно  небольшой корпус профессиональных служащих, а с другой– осуществлять порядок и управление не нарушая прав и свобод граждан”. Однако остается без ответа вопрос: какова правовая оболочка будущей государственной службы ? . Ведь трудно согласиться с такой, доминирующей в общественном сознании целью реформы как “создание небольшого корпуса государственных служащих, которые умеют качественно осуществлять государственные функции”.

Думается, что целью  реформы является создание эффективной  государственной службы и профессионального  чиновничества, организация и деятельность которого регламентируется законодательными актами традиционного для этой сферы правового содержания.

Например, в Польше законодатели избрали путь выделения из всех государственных  служащих такой категории, как чиновники. Предполагается, что другие законы будут регулировать правовой статус “простых” служащих и технического персонала занятых работой в органах публичной власти. В зависимости от выбора модели государственной службы необходимо формировать систему законодательства о государственной службе, которая должна устанавливать признаки (обязательные черты) понятия государственного служащего, виды служащих, классификации государственной должностей и критерий их замещения, вопросы прохождения службы и повышения по службе, привилегии чиновников и многое другое. Существовавшая в СССР и ныне действующая классификация государственных служащих (руководители, специалисты и технические исполнители) является принципиально неверной, так как она неэффективна и порождает на практике множество проблем. Ведь кроме указанных видов служащих потребовалось обоснование установления в законодательстве таких категорий служащих как “должностные лица”, “представители власти”, “ответственные работники”. На практике же этим создавались часто непреодолимые трудности. Несовершенство нынешнего законодательства о государственной службе также является причиной многих проблем в законотворческой деятельности.

Например, проект закона РФ о борьбе с коррупцией (октябрь 1991 г. ) расплывчатостью и нечеткостью  страдает чуть ли не каждая статья, так как в законодательстве о государственной службе основные понятия должным образом не определены.

Правовое регулирование  государственных служебных процессов  в настоящее время отстает  от уровня развития тенденций и закономерностей  в реформировании системы государственного управления, аппарата государства, муниципальных органов. Ведь государственная служба как правовой институт или отрасль права (служебное право) должна обеспечить стабильное управление. Она может играть определенную роль в стабилизации социально-политической жизни, разрешении политических конфликтов, уравновешении действий различных политических сил. Очевидно, что решение отдельных политических и экономических проблем во многом зависят от создания и улучшения правового механизма регулирования служебных отношений.

3. Государственная служба  представляет собой систему правоотношений, которые регулируются не только  административно-правовыми нормами,  но и нормами других отраслей  права: государственного, муниципального, трудового.... В связи с этим, очевидно, будет усиливаться также тенденция по выделению сходных правоотношений в одну правовую отрасль. Законотворческий процесс в области государственной службы России приведет к том, что в ближайшем будущем появится новая отрасль права– служебное право –со своим предметом правового регулирования, то есть как система правовых нор, регулирующая отношения в области государственной службы. Итогом реформирования государственной службы станет, очевидно, возникновение на месте устаревшей и неэффективной государственной службы современной публичной службы. Служебное право должно стать регулятором государственных служебных отношений, не только в сфере деятельности государственных органов, внутри государственной администрации, но и в области функционирования органов местного самоуправления. Конечно, в системе государственной службы остается много места и для отношений, регулируемых частным правом. Ведь определенные государственные функции будут осуществлять служащие, имеющие отличное от правового статуса профессиональных чиновников правовое положение.

Чиновники –это служащие со специальным набором прав и  обязанностей. Во многих странах они  являются субъектами реализации высших политических полномочий государственной  власти, выполняют особо важные государственные функции, состоят в особенных правовых отношениях с государством (верности и доверия) и назначаются на должность путем издания административно-правового акта.

Информация о работе Тенденции развития и проблемы планирования как функции управления в России